ПУТИ ЗАНОСА ИНФЕКЦИИ В ВОИНСКУЮ ЧАСТЬ И ВЫНОСА ЕЕ ИЗ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ


В военное время создаются благоприятные условия для возникновения и распространения эпидемических заболеваний. Эти заболевания могут возникнуть в современных условиях в результате применения противником агентов биотерроризма, но они могут возникать и вне зависимости от бактериологического нападения противника. Этому способствует резкое ухудшение бытовых условий населения в прифронтовой полосе, миграция населения, нарушения санитарного благоустройства населенных пунктов в районе боевых действий и т.п.
Какими путями инфекционные заболевания могут проникнуть в войска? Они могут возникнуть от источников инфекции, находящихся внутри воинской части и в результате заноса инфекции извне.
Конечно, источником инфекции внутри воинской части может послужить хронический носитель тифопаратифозных или дизентерийных и других бактерий. Особая опасность
распространения кишечных заболеваний возникает в случаях, когда носитель участвует в приготовлении или раздаче пищи, работает на источниках водоснабжения. Но,
микробоносительство - явление сравнительно редкое. Чаще всего инфекция в воинскую часть заносится извне.
Инфекционное заболевание может быть занесено в воинскую часть прибывающим пополнением, среди которого могут оказаться носители или заболевшие на сборном пункте или в пути следования. Инфекция может быть занесена также возвращающимися из отпуска или командировок, бывшими в общении с больными или носителями.
Для предотвращения возможности распространения инфекционных заболеваний в воинской части очень важно установление надлежащего медицинского контроля за новым пополнением (карантин), а также за возвращающимися из командировок и отпуска (осмотр, термометрия).
Кроме того, маневры и боевые действия войск могут происходить в местностях с природной очаговостью. При пребывании в окопах, траншеях и т.д. создаются условия для контакта с грызунами, а также с другими видами животных как возможными источниками зоонозных инфекций.
Наконец, инфекционные заболевания могут проникнуть в воинскую часть при общении с местным населением в эпидемических очагах. Этот путь был главным путем проникновения в воинские части инфекции во время Великой Отечественной войны. Так, например, при анализе
заболеваемости сыпным тифом в воинских частях,
осуществляющих освобождение Белоруссии и юго-западных областей РСФСР, было установлено, что до 80-90% случаев заболеваний возникло в результате заражения в эпидемических очагах гражданского населения. Поэтому военно-медицинская служба обязана постоянно взаимодействовать с местными органами и учреждениями здравоохранения в проведении противоэпидемических мероприятий.
В условиях военного времени особая опасность проникновения и распространения инфекций возникает в результате возможности применения противником агентов биотерроризма. Заражение людей в этих случаях может происходить через воздух, воду и продукты питания, почву, вооружение, технику, транспорт, а также от больных людей и животных.
Влияние других видов оружия массового поражения (ядерного и химического) может проявиться двояко. В результате разрушения населенных пунктов, водопроводных и канализационных сооружений могут создаваться условия для резкого подъема заболеваемости, особенно острыми кишечными инфекциями и др. Кроме того, воздействие химических средств и ионизирующей радиации резко снижает у личного состава общую неспецифическую резистентность и защитные иммунные силы организма (гуморальный, тканевой, клеточный иммунитет, фагоцитарную активность и др.). В результате этого резко возрастает интенсивность размножения возбудителей инфекционных заболеваний, персистирующих в организме, снижается заражающая доза, а также можно ожидать появления новых нозологических форм инфекций, обусловленных непатогенными в естественных условиях микроорганизмами. Если добавить огромное психологическое воздействие оружия массового поражения, становится понятной огромная опасность быстрого распространения инфекции.
Наконец, возможными источниками заноса инфекционных заболеваний в войска могут быть военнопленные, а также общение с войсками противника. При занесении инфекционных заболеваний в воинскую часть они в сравнительно короткие сроки могут поразить значительное число личного состава вследствие некоторых особенностей службы и быта войск: скученность, общность питания, водоснабжения, специфика организации и проведения учебно-боевой подготовки и т.п. Все это может способствовать распространению инфекционных заболеваний, активируя источники инфекции, механизм передачи
и снижая невосприимчивость. В то же время, организованность, высокая дисциплина, управляемость воинским коллективом, высокий образовательный уровень личного состава, а также высокая обеспеченность достаточным количеством военно­медицинских сил и средств, четко разработанные принципы и методы, знание своих функций различными звеньями военно­медицинской службы в проведении объема санитарно­гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий, их действенность, быстрота и высокая
эффективность будут способствовать недопущению проникновения, распространения и быструю локализацию и ликвидацию в случае проникновения инфекционных заболеваний.
В военное время роль основных путей заноса возбудителей в войска, свойственных для мирного времени, в целом сохраняется, однако значимость некоторых из них может возрастать. Так, если занос инфекций прибывающим пополнением будет осуществляться не в строго определенные сроки, как в мирное время, а эпизодически, то вслед за этим путем по важности будет следовать занос от местного населения (при использовании жилого фонда, воды, продуктов, имущества, приобретенных или реквизируемых у населения, за счет других контактов). Особую опасность здесь представляют педикулез, паразитарные тифы, тифопаратифозные заболевания, вирусные гепатиты.
При действии личного состава в природных очагах риск заражения возбудителями соответствующих инфекций будет связан с окопными работами, с использованием природного подстилочного материала, воды для хозяйственно-питьевых нужд из открытых или непроверенных источников, с укусами членистоногих и контактами с грызунами, а также с доступностью объектов водоснабжения и пунктов хранения продовольствия для последних. Другие пути заноса инфекций будут иметь меньшее значение, зато некоторые, не свойственные мирному времени, могут выдвинуться в ряде случаев на ведущие позиции. Речь идет о заносе возбудителей с военнопленными, беженцами, «перемещенными» лицами, репатриантами и
другими не войсковыми контингентами. Опыт мировых и локальных войн свидетельствует об этом, в особенности эпизоды оставления при отступлении немецко-фашистскими войсками концлагерей с советскими военнопленными, среди которых свирепствовали вспышки инфекционных болезней.
Роль путей заноса будет неоднозначной при разных видах боевых действий, а также применительно к особенностям эшелонирования войск и тыла, и это в большой степени будет зависеть от природных и социальных условий на ТВД. Так, в передовых частях военнослужащие в большей степени будут заражаться от местного населения, военнопленных, а также при действии в природных и антропургических очагах зоонозов (сапронозов), а для тыловых частей будет значим занос инфекций с пополнением. Будут также активизироваться и другие пути заноса возбудителей, в том числе связанные с беженцами и прочими не войсковыми контингентами.
В военное время особое значение имеет загрязнение раневых поверхностей землей (пылью) и заражение
возбудителями-анаэробами (столбняк, газовая гангрена и др.). Поскольку война - это «травматическая эпидемия», то специфической профилактике раневых инфекций необходимо уделять большое внимание еще в мирное время, создавая иммунитет у военнослужащих против столбняка, ботулизма, газовой гангрены, а в перспективе - возможно и против других раневых инфекций (стафилококковой, синегнойной и т.д.).
В период отмобилизования предусмотрена обязательная ревакцинация, а экстренная профилактика этих инфекций проводится в дальнейшем по эпидемическим показаниям (при ранениях). Только соблюдением этих требований можно объяснить неактуальность данных инфекций в локальных конфликтах последних десятилетий (Вьетнам, Афганистан и др.). Однако возбудители других инфекций, в том числе гнойно­септических, будут иметь много возможностей для
проникновения в лечебные учреждения госпитальных баз и укоренения в них. Чрезвычайно опасным будет использование инфицированной донорской крови, потребность в которой в военное время резко возрастает (гемоконтактные вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, малярия и др.). Отдаленные
последствия «отсроченной» заболеваемости будут очень серьезными. Это и в мирное время важная проблема, связанная с отбором доноров, лабораторным контролем безвредности крови и ее дериватов, а также с соблюдением противоэпидемического режима в медицинских учреждениях.
Следует сказать и о возможности использования противником особого пути заноса возбудителей в противостоящие войска - применении биологических средств нападения. Однако ввиду ретроактивного действия, по обороняющимся частям в войсковом и армейском районе вероятно применение, как правило, лишь быстродействующих неконтагиозных возбудителей. Не исключено использование и контагиозных агентов по тылам фронта и страны, в том числе диверсионным способом. Последние могут быть применены противником и при его отступлении с захваченной территории. В этом случае заражение территории может достигать значительных масштабов. Для нейтрализации путей заноса возбудителей, связанных с применением, главным образом, аэрозолей, предусмотрена реализация мероприятий комплекса биологической защиты.
Помимо заноса инфекций в войска во многих ситуациях будут активно действовать ранее сформировавшиеся (в том числе еще в условиях мирного времени) внутренние резервуары возбудителей, однако относительно автономная их циркуляция будет проявляться в большей степени в тыловых частях, где боевые потери будут меньше, а условия более стабильными (военные госпиталя, специальные части, учебные центры и т.д.).
В период боевых действий роль путей выноса инфекции из частей резко возрастает в связи с возможностью заноса и распространения возбудителей болезней как в районах боевых действий, так и в тылу. Соответственно, вынос инфекций в тыл страны может быть осуществлен с ранеными, отбывающими в отпуска и при контакте с гражданским населением при несоблюдении противоэпидемических мероприятий и при плохой работе противоэпидемических барьеров (СКП, КПП и др.). Этому будут способствовать массовые потоки раненых и больных, особенно вследствие применения противником ОМП, нехватка транспорта для эвакуации и т.п. Опыт войн 20-го столетия это убедительно доказал. В результате его анализа отечественными
учеными были предложены принцип лечения инфекционных больных на месте и довольно стройная и эффективная система противоэпидемических барьеров, предусматривающая
проведение специальных мероприятий в отношении инфекционных больных и подозрительных на наличие заболевания на каждом из этапов медицинской эвакуации. При этом используются штатные формирования медицинской службы и нештатные силы, реализующие барьерные функции. Особенно важны эти мероприятия в условиях применения противником БО, а также при появлении в войсках особо опасных и других тяжелых высококонтагиозных инфекций. Эти же
противоэпидемические барьеры обеспечивают одновременно и предупреждение заноса возбудителей в войска с пополнением, продовольствием, другими материальными средствами, поступающими из тыловых районов.

Источник: О.С. ВОЛОСАЧ, «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ИММУНИЗАЦИЯ. ВОЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов» 2014

А так же в разделе «ПУТИ ЗАНОСА ИНФЕКЦИИ В ВОИНСКУЮ ЧАСТЬ И ВЫНОСА ЕЕ ИЗ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ »