«Это плохой мальчик внутри меня»


Мальчик Игорь, 4,5 лет, свое плохое поведение дома объясняет родителям таким образом: «Это плохой мальчик внутри меня». А вот в детском саду Игорь ведет себя очень хорошо, он там хороший мальчик. В детском саду Игорь чаще всего играет один со своей обезьянкой Федей, которую принес из дома. Мальчик, по наблюдениям воспитателей, очень зажатый, необщительный и тревожный. Дома Игорь не делится ни с кем из членов семьи своими переживаниями, и от этого неожиданней и тревожней однажды прозвучали для родителей заявления и вопросы сына, например такие: «Я умру?!», «А вдруг я в кого-то превращусь?», «В детском саду гадко!» и т. п. В семье Игоря уже несколько месяцев «военное положение» в связи с разгоревшимся конфликтом между родителями Игоря и старшим поколением.
Родители при такой разнице в поведении ребенка в детском саду и дома (хороший — плохой мальчик) очень часто не понимают причину перемены ребенка и пытаются всячески воздействовать на свое чадо, как в случае
со Стасом мама пыталась поговорить с сыном строгим голосом. Выравнивание поведения дошкольника в таких случаях целесообразно проводить в двух направлениях:
  1. Найти в детском саду такие занятия для ребенка, которые позволят ему быть самим собой, позволят выразить ему самые разнообразные чувства и переживания. Для Стаса и Игоря таким занятием, которое помогло им раскрыть себя, стали игры за ширмой. От лица кукольных персонажей мальчики стали выражать не только положительные, но и отрицательные эмоции: их персонажи спорили, ругались, мирились и т. д. Специально для Стаса мы придумали героя сказочных историй по имени Сережа, который без конца плакал. Стасу самому пришлось придумывать различные варианты способов преодоления слез у Сережи. Взглянув таким образом на себя со стороны, Стас стал меньше плакать и расстраиваться дома по пустякам. Такое имя плаксе мы дали не случайно: имя Сережа начинается с той же буквы, что и имя Стаса. Такое подобие, но не сходство с главным героем помогает, взглянув на свои гипертрофированно усиленные недостатки, их преодолеть. Что и произошло в нашем случае.
  2. Придумать родителям для ребенка способы снятия напряжения, то есть составить своеобразное «меню удовольствий». Так, разговоры со Стасом строгим голосом были на время отменены. Родители Стаса и Игоря поняли, что такое плохое поведение сыновей не детская вредность, а своеобразная психологическая защита в трудной для них ситуации (см. раздел «Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей»). В детском саду Стас стал пользоваться туалетом сначала в присутствии родителей, а потом и самостоятельно. Заметим, что у детей дошкольного возраста протестные реакции при проблемах адаптации захватывают
    сферу потребления пищи (ребенок не ест или не пьет ничего в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей (тогда ребенок не ходит в туалет в детском саду). Протест звучит таким образом: «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Алиса, 3 года 8 месяцев, для того чтобы сдержать позывы в туалет, легла на пол в группе детского сада и стала кататься по полу. Девочка наотрез отказывалась ходить в туалет. Дима, 3 лет, заставлял родителей ежедневно забирать все свои вещи из детского сада. На прогулку одевался сам и собирал все вещи из своего шкафчика в мешок. Только при таком условии мальчик шел гулять вместе с ребятами.
При подобных реакциях детей понимающее отношение взрослых поможет ребенку преодолеть трудности адаптации к детскому саду. Известно, что период поступления ребенка в детский сад является нормативным семейным стрессом. В функциональной (здоровой) семье период адаптации ребенка к детскому саду проходит достаточно гладко, а вот в дисфункциональных семьях (семьях, которые не могут справиться с проблемами) этот период протекает по-особому. Он зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка и всей семейной системы в целом.

Источник: Е. Е. АЛЕКСЕЕВА, «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2008

А так же в разделе ««Это плохой мальчик внутри меня» »