«Мама меня убьет, если я сниму колготки!»


Так стал кричать мальчик Андрей, 5 лет 6 меся- цев, когда его воспитательница привела на массаж в кабинет к специалисту детского сада. Мама Андрея, да и сам Андрей знали о необходимости прохождения
курса массажа и были предупреждены воспитательницей заранее. Оказалось, что Андрей боится врачей, парикмахеров и походов в театр. Логопед в детском саду не смогла осмотреть мальчика, поскольку не услышала от Андрея ничего, кроме рыданий. В присутствии мамы ситуация не изменилась: Андрей плакал и утыкался в маму.
Родители стригут мальчика один раз в год наголо, походы в поликлинику сопровождаются криком и истериками Андрея, ну а в театр с Андреем было решено не ходить. Маша, сестра Андрея, всегда предостерегает родителей, когда они хотят взять куда- нибудь с собой Андрея: «А вдруг он будет бояться?» Маша старше Андрея на 1 год 8 месяцев, брата не любит и открыто говорит родителям: «Вы меня стали меньше любить, отдайте его в интернат!»
Страхами оказалась заражена мама мальчика, причем в совершенно недопустимой дозе: «Я всего боюсь, потому что такая жизнь! Мне трудно даже придумать такую вещь, которую я не боюсь!» Особенно мама Андрея боится, когда много народа, для нее, так же как и для сына, трудным является вхождение в контакт с незнакомыми людьми. Помимо этого, мама делает за один день Андрею в среднем 10 — 15 замечаний.
В группе сверстников Андрей изолированный (никто из детей не выбрал его), однако в игры включается, хотя и с трудом входит в контакт. Однажды на прогулке неожиданно рассердился на Павлика и закричал на него: «Скотина ты!» Андрей в детском саду молчалив, зато, когда приходит домой, говорит без остановки. Такое чрезмерно сдержанное поведение дошкольника в детском саду и раскрепощенное поведение дома свидетельствует о чрезмерном невротическом напряжении ребенка. Папа (30 лет) относится к Андрею как к партнеру по играм, с которым совершенно не интересно играть в солдатики. Папа ни в чем не уступает Андрею, и, как правило, их
совместные игры заканчиваются истериками Андрея. Мама не верит в Андрея, боится первого сентября (как Андрей пойдет в школу!) и внушает сыну страхи по этому поводу.
В данной ситуации мама не просто заражена страхами, она их индуцирует и всячески внушает сыну, который к ней сильно привязан. Страхи, внушенные мамой, уже не просто живут в сознании мальчика, они влияют на его поведение, мешают его развитию! Беседа с мамой и переключение Андрея на более здорового в психологическом отношении отца помогли мальчику сделать первые шаги преодоления не своих, а скорее маминых страхов.
Страхи у детей дошкольного возраста требуют внимательного отношения взрослых. Страх, являясь одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений (суетливость) и многословности до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает. Состояние данной проблемы сегодня, с одной стороны, ухудшается тем, что практически исчезли дворовые компании сверстников, естественным образом осуществлявшие оказание превентивной помощи детям по преодолению своих страхов, а с другой стороны — тем, что с каждым годом происходит ухудшение психического здоровья детей.
Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов у детей? Связано это, прежде всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти. Как правильно реагировать взрослым на возрастающее количество страхов у детей дошкольного возраста? Как помочь ребенку, когда он боится ?
Разберемся: у каких детей возникает большое количество страхов? Можно с уверенностью утверждать, что
страхов гораздо больше у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, а также у детей тревожных родителей, у детей, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия (конфликты, разводы), да и просто у тех детей, которые по тем или иным причинам недополучили от родителей уверенности в своих силах. В таком случае почва для возникновения страхов уже подготовлена, остается лишь появиться угрожающему стимулу, который и спровоцирует неадекватное поведение ребенка. Еще хочется отметить, что страхам подвержены те дети, которым не свойственны проявления агрессивности, которые не умеют давать сдачи в ответ на выпады обидчика.
Может возникнуть вопрос: страхи у детей — это хорошо или плохо? Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Отмечая положительное значение страха, тем не менее остановимся на отрицательной роли страха, когда он может буквально парализовать ребенка. Ведь ребенок дошкольного возраста не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несет в себе страх.
В проблеме страхов у детей дошкольного возраста большое значение имеет профилактическая работа. Действительно, клинические проявления страха, которые мешают ребенку адаптироваться в социальной действительности, заметны и вызывают необходимость обратиться к специалисту. А как быть в ситуации, когда количество страхов превышает допустимую возрастную норму, но ребенок при этом ничем особенно не отличается от сверстников, лишь немного более беспокоен, волнуется по пустякам и т. д.? Такое отравляющее воздействие страхов на психику дошкольника происходит постепенно и незаметно, формируя тревожно-мнительные черты характера.
Как узнать, сколько страхов у ребенка? Профессором А. И. Захаровым (2000) в результате многолетней научно-практической работы были отобраны те вопросы, которые отражают наиболее характерные страхи у детей. Ниже приведем вариант опросника «Страхи у детей» (автор А. И. Захаров), который разработан для детей дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что специфика работы с ребенком дошкольного возраста не предполагает опроса детей строго по предложенному списку страхов, более того, спрашивать ребенка лучше всего в игре, когда вопросы задаются как бы между прочим. Взрослый, который разговаривает с ребенком по поводу страхов (лучше, если это будет близкий ребенку взрослый, но не родитель, поскольку ряд вопросов связан с взаимоотношениями ребенка и родителей), не должен делать никаких интонационных и смысловых акцентов. Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным и эмоционально не окрашенным голосом, поскольку главное при проведении диагностики страхов — это полное принятие проблем, в данном случае страхов, ребенка.

Источник: Е. Е. АЛЕКСЕЕВА, «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2008

А так же в разделе ««Мама меня убьет, если я сниму колготки!» »