«Мне трудно жить!»


Ваня, 4,5 года, средняя группа. Мальчик волнуется в связи с тем, что надо идти в детский сад, и жалуется на тошноту по утрам перед детским садом:
«Я не хочу идти в детский садик! Мне трудно жить!» Часто плачет в детском саду и приговаривает: «Что мне делать с этой
системой — мне дети не нравятся/» Ваня сторонится сверстников, особенно сверстников своего пола — шумных, резких и подвижных мальчиков он предпочитает обходить стороной.
Одной из причин такого поведения является то, что мальчик воспитан исключительно среди взрослых, не имеет абсолютно никакого опыта взаимодействия со сверстниками. Со старшими детьми и благожелательно настроенными взрослыми Ваня общается без затруднений. Педагогов настораживают и совсем не детские интересы малыша: например, он всегда в курсе политических событий, происходящих в стране. Причем особый интерес вызывают у Вани события трагические, конфликтные и скандальные, их он готов обсуждать часами.
Ваня отказывается идти на физкультурные занятия: «Я не смогу на физкультуре!» Мальчик плохо развит физически, физическим упражнениям предпочитает интеллектуальные игры и беседы. Когда в детский сад приехал театр и дети собрались в зале, то Ваню пришлось увести в группу, поскольку он начал волноваться, переживать, говорить, что очень боится театра. Оказалось, что год назад Ваня с отцом был на новогодней елке и сильно испугался Бабы Яги. С тех пор театр стал запретным местом для Вани — он его панически боится.
С родителями Ваня общается исключительно на интеллектуальном уровне: беседы, рассуждения, диспуты и т. п. Ваня (поздний, единственный и долгожданный ребенок) появился на свет тогда, когда при другом жизненном сценарии у родителей Вани могли бы быть уже и внуки. В семье Вани не принято проявлять искренние, непосредственные чувства, а уж баловству и шумным играм нет места и подавно. Неудивительно, что самым хорошим и приятным, что Ване запомнилось, является тот случай, когда «папа носил на себе!».
4 Зак 1740
Много времени мальчик проводит со своей бабушкой и ее сестрой. Эти две уже немолодые женщины и смотрят вместе с мальчиком все передачи про события в стране и в мире. Выбирая для просмотра передачи, которые еще сложно усвоить дошкольнику, и обсуждая в присутствии мальчика особо страшные истории, бабушки поспособствовали заражению мальчика страхами. На ситуацию пожара в соседней квартире (загорелась лоджия) бабушки отреагировали таким паническим страхом, что с тех пор Ваня стал бояться не только пожара, но и любых шорохов на лестнице.
Можно посочувствовать мальчику Ване в этой ситуации. Ведь ему действительно трудно жить, поскольку и сверстники кажутся опасными, и на физкультуру надо ходить, и театр приехал — это все страшные, опасные, незнакомые Ване ситуации. А когда в детском саду объявили о том, что дети будут ходить в бассейн, то это объявление стало катастрофой для Вани. Заявление дошкольника: «Мне трудно жить!» звучит как крик о помощи: «Помогите мне!»
Этому мальчику оказывалась психолого-педагоги- ческая помощь в течение всего его пребывания в детском саду. Особое внимание было уделено психологической коррекции страхов и нейтрализации последствий психической травмы: пожара (см. рис. 3). Однажды Ваня сочинил историю про крота, который неожиданно встречается с опасностями. Эта история очень помогла мальчику, поскольку Ваня стал сначала придумывать разнообразные продолжения этой истории, а потом и проигрывать ее с педагогом. К игре подключились сверстники мальчика, и вскоре у Вани появилась подружка Ася. Сначала в своей истории про крота Ваня был вторым колесом от машины, и только спустя некоторое время стал брать роль героев, с которыми встречался крот.

Рис. 3

Источник: Е. Е. АЛЕКСЕЕВА, «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2008

А так же в разделе ««Мне трудно жить!» »