«Мои родители теперь два раза развелись»


«Мои родители теперь два раза развелись» — так поделилась своим горем девочка Лена 5,5 лет — эмоциональная, чувствительная, левша. ( «Руки у нее
какие-то не такие — все она делает не так!» — отмечает с раздражением мама Лены.) После первого развода родителей девочке снился несколько раз сон: «Мне все время снится сон, как я рождалась. Я родилась и была вся мокренькая». Этот сон отражал желание девочки уйти от травмирующей ситуации — ведь Лену покинул отец, который один любил и понимал девочку. Мама так охарактеризовала дочь: «Она хуже, чем наши две собаки, — они меньше испортили вещей, чем Лена. Она сама себе на уме». Мама пояснила, что после развода родителей Лена стала царапать полированную мебель, рисовать на обоях и т. п.
Истории Лена сочиняла про маленького зайчика, роль которого и выбирала при проигрывании (она и есть этот беззащитный перед взрослой проблемой (разводом) «зайчик»). Вот одна такая история: «Жил-был зайчик со своей мамой. Однажды пошел зайчик на улицу гулять, лепить из снега снежную бабу, а на него напал волк (образ ушедшего из семьи отца) и унес зайчика к Бабе Яге (образ матери, которая дочь не понимает). В лесу зайчика съели, одна кровь осталась».
Отметим следующий важный момент при оказании ребенку психологической помощи. Необходимо предоставить ребенку право выбирать и назначать роли всем играющим при проигрывании сочиненной им истории. Первый и главный диагностический вопрос взрослого к ребенку будет звучать таким образом: «Кем будешь ты в этой истории?» Этот вопрос является чрезвычайно важным, поскольку проясняет педагогу или родителю то, насколько ребенок готов справиться с обрушившейся на него семейной проблемой.
Если ребенок не берет роль главных героев (в нашем случае это роли зайчика, мамы, волка и Бабы Яги), а стремится к второстепенной роли (снег, избушка Бабы Яги, к примеру), то выбор ребенком этой роли может
означать стремление понять семейную проблему, взглянуть на нее со стороны и неготовность справиться с ней. Важным для ребенка является выбор роли тех героев, поведение которых отражает конфликтные, напряженные семейные отношения (в нашем случае это роли мамы, Бабы Яги и волка).
Интересным представляется в этой истории включение девочкой в историю двух героев женского пола: мамы и Бабы Яги. Образ матери в сознании девочки трансформируется в два образа: мама — как самое дорогое и светлое и Баба Яга — как самое ужасное и страшное. Образ отца определен и негативен — он в истории Лены является волком: ведь ушел, бросил, предал дважды. При проигрывании этих значимых для ребенка ролей и происходит разрядка накопившегося в результате семейных конфликтов, разладов и разводов напряжения. Для ребенка дошкольного возраста такая разрядка является профилактикой психосоматических заболеваний. Ведь дошкольнику еще трудно вербально выразить свою боль и переживания, которые чрезвычайно глубоки.
Задача взрослого при проигрывании этих историй, помогающих освободиться ребенку от негативных эмоциональных переживаний, состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре через принятую роль «высказаться» в адекватной форме. Волка, например, можно прогнать, уколов нос колючими иголками, а Бабу Ягу рассмешить. Такие способы разрешения трудных игровых ситуаций необходимо предлагать на замену агрессивному поведению ребенка в ситуации семейного стресса. Выбор ребенком роли себя {в нашем случае это роль зайчика) говорит о том, что ребенок уже готов справиться с проблемой. Таким образом, психокоррекционным эффектом обладает отреагирование ребенком ранее ущемленных чувств и переживаний в роли того, с кем не складываются взаимоотношения в семье.
Важен и позитивный выход из истории, поскольку не всегда (а в нашем случае так и оказалось) истории заканчиваются хорошо. Задача взрослого при проигрывании истории состоит в том, чтобы поддержать ребенка, дать ему возможность самому справиться с опасностью, преодолеть ее, пусть в игре, пусть условно, но выйти победителем и поверить в себя. А в нашем случае можно предложить зайчику обзавестись парой друзей, которых так не хватает девочке Лене в реальной семейной ситуации.
Надо заметить, что играть в такие истории с ребенком, испытывающим семейное неблагополучие, нужно столько, сколько он захочет. Это делается для того, чтобы ребенок полностью «выговорился». А говорит ребенок, в отличие от взрослого, на языке игры. Необходимо, если ребенок выражает желание возвращаться вновь и вновь к полюбившемуся сюжету, предлагать неожиданные повороты хода игры (например: «А у Бабы Яги как раз был день рождения, и цветы, которые торжественно преподнес ей зайчик, вызвали слезы умиления у старушки, которая оказалась не такой уж и злой»). Таким образом, еще раз подчеркнем, что дозировка психологического воздействия при дисгармонии в семейных отношениях определяется самим ребенком.
Игра оказывает лечебно-профилактическое воздействие на ребенка через корригирующее эмоциональное переживание и отреагирование. Использование игры в целях психологической коррекции предъявляет к ней ряд обязательных условий и принципов, выделенных
А.              И. Захаровым (1993), без выполнения которых игра теряет свое психологическое содержание.
Принципы использования игры как средства психологической коррекции:
  1. Погружение в игру. Это означает восприятие ее мира как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных
  1. Зак 1740

ролях или в виде эмоционально реагирующей (вовлеченной в игровое действие) аудитории.
  1. Равенство игровых отношений. Означает отсутствие противопоставлений позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбирать темы для игр, распределять роли, в том числе роли взрослых. Руководит игрой тот, кто предлагает для нее темы и роли, но и он участвует в игре наравне со всеми.
  2. Спонтанность и импровизация в игре. Подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, изменение сценария по ходу игрового действия, вариативный поиск решения проблемных ситуаций.
  3. Организующее начало игры — определенный распорядок игровых занятий, их длительность, приготовление и уборка игрушек, соблюдение правил игры, последовательности действий.
  4. Условность игрового действия. Проигрывание ролей по типу «как будто», «если бы», допускающее и полное игровое перевоплощение.
  5. Эмоциональное отреагирование в игре. Предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме.
  6. Перемена (чередование) ролей. После проигрывания той или иной ситуации участники игры меняются ролями и игра повторяется.

Изложенные принципы формируют концепцию игровой коррекции семейных отношений.
А как помочь ребенку, который еще не сочиняет сказки и истории? На помощь родителям и педагогам в этом случае приходят народные сказки, ведь в них накоплен многовековой опыт психологической коррекции семейных отношений. Задача взрослых — научиться
отбирать и использовать сказки для оказания психологической помощи детям, испытывающим семейный стресс. Возьмем для примера так любимую маленькими детьми русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Для ребенка дошкольного возраста образ волка представляет угрозу, нападение и отражает агрессивное, негативное отношение представителя мужского пола (это может быть и ушедший из семьи отец, и присутствующий в семье отец, и агрессивный, злоупотребляющий алкоголем отчим). У дошкольников, имеющих дефицит положительных взаимоотношений с отцом (агрессивное поведение, жестокость, грубость, алкоголизм, равнодушие), чаще возникает страх волка.
Познакомившись с этой сказкой, ребенок может получить не только ценный психологический урок: необходимо быть бдительным и строго выполнять те правила поведения, о которых говорят родители, если остаешься один, но и понимание того, что мать не оставит его в беде или в трудной ситуации. Помимо этого и прежде всего, данная сказка предоставляет маленькому ребенку возможность отреагировать конфликтные отношения в семье, дать возможность в адекватной форме сбросить напряжение. Предлагаем далеко не полный перечень сказок для чтения и проигрывания детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях: «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Баба Яга».
Любимая сказка есть практически у каждого ребенка. И эта любимая ребенком сказка может дать педагогу и родителю много информации о том, что беспокоит ребенка, о том, что необходимо делать для того, чтобы ему помочь.
Отметим, что чем незначительней семейные нарушения, тем легче происходит игровая коррекция эмоционального состояния ребенка. Психолого-педагогические
приемы необходимы в случаях оказания ребенку экстренной психологической помощи, но не исключают дальнейшей консультативной и коррекционной работы с семьей.
Алгоритм оказания психологической помощи ребенку в ситуации семейного стресса:
  1. Предложение взрослым (родитель, психолог, педагог) ребенку различных способов для того, чтобы семейная проблема была высказана (рисунки, игры, беседы, сочинение историй, сказок и т. п.).
  2. Игры взрослого с ребенком (можно подключить других детей, взрослых), где «именинником истории» является ребенок: он распределяет роли и организует игровое пространство.
  3. Отреагирование ранее ущемленных чувств и переживаний, связанных с участниками семейного конфликта через игровое действие (Алексеева Е. Е., 2005).

Источник: Е. Е. АЛЕКСЕЕВА, «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2008

А так же в разделе ««Мои родители теперь два раза развелись» »