«Нахалка!»


Девочка Оля, 5 лет, пришла из детского сада и плакала весь вечер по поводу того, что воспитательница назвала ее «нахалкой». Ночью Оля беспокойно спала, и наутро у нее поднялась температура. В детский сад девочка не пошла. Оказалось, что Оля захотела в туалет на улице, о чем и сообщила своей воспитательнице. Реакция педагога на возникшие затруднения (девочку нужно послать в детский сад с кем-то из взрослых) выразилась в одном слове в адрес девочки: «Нахалка!»
В семье Оле уделяют много внимания, хотя нет э- моционального тепла и радушия, особенно со стороны мамы, которая признает излишнюю строгость по отношению к дочери. Бабушка считает, что Оле не хватает твердости и бойцовского характера. Часто девочку захлестывают обиды. В группе Оля сочиняет сказки преимущественно с трагическим концом. Если Оля, например, сочиняет сказку о птичках, то одна птичка в этой сказке выпадает из гнезда и разбивается.
Мама Оли отмечает закрытость педагогов, их дис- танцированность от детей, отсутствие эмоционального тепла и радушия по отношению к ее дочери. Девочка жалуется на недостаток похвалы со стороны педагогов. В рисунке «Я в детском саду» Оля изобразила предметы и просто девочку, отказавшись рисовать себя. Отношения со сверстниками у девочки тоже не складываются («Им до меня дела нет!»). Появление у дочери аллергического кашля мама Оли связывает с неблагополучной ситуацией, которая сложилась в детском саду.
Мать девочки испытывает постоянное чувство беспокойства за дочь, отмечает необходимость много ругать, подгонять и торопить ребенка, использовать физические наказания. Ко всему этому нужно добавить,
что маму раздражает плаксивость дочери по любому поводу. Многое стало понятно после беседы с родителями девочки. Само появление Оли на свет было преждевременным, так как мама была студенткой. Ожидание мальчика сменилось горьким разочарованием: родилась Оля. Мама девочки даже плакала в роддоме по этому поводу, а папа до сих пор не знает, о чем разговаривать с дочерью («Вот был бы мальчик...»). И бабушка тут сыграла не последнюю роль, «заказывая» молодым рождение только мальчика. В разговоре Оля отмечала, что у нее не было ничего хорошего в жизни: «Я помню, когда я родилась, я плакала». Девочку тревожит страшный сон, который часто ей снится: «Ведьма маму заколдовала и сама превратилась в мою маму, зарычала!»
«Расколдовать» маму этой девочки оказалось делом непростым и долгим. Было проведено несколько консультаций для всей семьи, включая бабушку, консультации для педагогов, совместные коррекционные занятия с девочкой, мамой и бабушкой. Бабушка, желая воспитать бойцовские качества у своей внучки, активно участвовала во всех игровых занятиях. Однажды, при проигрывании сказки «Колобок», где Оля была в главной роли, бабушка в роли форточки (эту роль дала ей Оля) так активно раздавала ценные указания внучке, что девочка буквально терялась и не могла решить, куда же ей бежать для того, чтобы выиграть. Только когда «форточка была закрыта», Оля смогла проявить себя по- настоящему. Очень часто слишком активные взрослые «забивают» своей активностью детей.
Оля, по оценке матери, стала более уверена в себе. Общение у матери с дочерью стало проходить без затруднений, исчезла необходимость ругать девочку и использовать физические наказания. Оля заметила, что воспитатели ее хвалят, появилась подруга Катя. Да и сама девочка стала положительно отзываться о сверстниках и педагогах.
Использование педагогом по отношению к девочке слова «нахалка» оказалось для Оли травмирующим ударом. Такого сильного переживания могло бы и не произойти, если бы Оля получала достаточно тепла, любви, принятия от самых близких и самых любимых. Все могло пройти более мягко, если бы Оля не была бы такой обидчивой, плаксивой и эмоционально чувствительной. Но в любом случае и к любой девочке дошкольного возраста применение подобных словесных выражений не просто вредно, но и опасно. И опасность эта может проявиться через много лет, когда девочки будут создавать свою семью.
И хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.) показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв (как в случае с Дашей и с Олей). Обида в этом случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения.
Для того чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные слова, то есть те слова, которые детям не нравятся. Предложите также назвать хорошие, добрые, приятные слова, то есть те слова, которые детям нравятся. Эта игра «Плохие и
хорошие слова» не только поможет узнать, что происходит в душе ребенка, но и подскажет педагогу, какие словесные выражения лучше всего использовать для по- хвалы мальчиков или девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при порицании детей.
Поставить в угол, посадить на стул — эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребенка (количество минут удаления ребенка соразмерно возрасту ребенка, и если ребенку 4 года, например, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребенком те нарушения, за которые будет вводиться штраф.
Важно знать, что отношение к наказаниям и поощрениям может психологически наследоваться, особенно если взрослый человек положительно оценивает свое семейное воспитание. Мальчик 5,5 лет говорит о том, как его дома наказывают:
«В угол со стулом руки вперед — так папа придумал, его в детстве так ставили».
А вот педагог вспоминает о наказаниях и поощрениях в своем детстве:
«Физическую силу мама применяла очень редко, а папа вообще никогда. Я всегда считала для себя наказанием, когда мама смотрела на меня пристально и молчала, до сих пор не переношу это. А поощрением я считала для себя целый день провести с отцом, помогать ему ремонтировать трактор».
Как особо неприемлемые наказания этот педагог выделяет: «Нельзя лишать ребенка своего внимания, не разговаривая с ним».
Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Очень важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Еще Я. Корчак отмечал,
что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создавать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок.
Мальчик Сергей 5 лет с горечью заметил про воспитателей в детском саду: «Вообще всех редко хвалят, а если делаешь что-то хорошее, то не замечают».
Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны воспитателя проявляется в том, что детям становится неинтересно с педагогом. Девочкам похвала особо необходима для того, чтобы им с воспитателем было интересно. В практике детского сада необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к детям в зависимости от их пола.

Источник: Е. Е. АЛЕКСЕЕВА, «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2008

А так же в разделе ««Нахалка!» »