«Вот почему я болею!»


Ирау 6 лет. Не хотела ходить в детский сад, поясняя это: «Вот почему я болею». Рассказывая про детский сад, Ира отмечала, что «в детском саду все no-среднему, хорошего почти не было». Девочка переживала, что педагоги с первого раза сказали маме: «Очень медлительная девочка у вас». Дома флегматичный, невротически заостренный темперамент дочери раздражал папу девочки, да и в детском саду Ира постоянно все делала самой последней.
Ира боялась воспитателей, особенно одну из них: «С ней невозможно, я боюсь», боялась наказания со стороны воспитателей («Пока не наказывали, но будут»). Волее того, Ира ожидала, что одна воспитательница может и ударить ее ( «Она меня намного старше!» ). В рисунке «Я в детском саду» изобразила себя одну в пылающем красным цветом здании детского сада, а воспитательницу отказалась рисовать («Воспитательница ушла в другую группу, воспитательницу не хочу рисовать, гадко!» ) (см. рис. 10).
Девочка писала в штанишки в детском саду практически каждый день, за что ее стыдили родители и педагоги. Уход Иры на прогулке за забор детского сада был отчаянным шагом, когда чаша терпения девочки уже переполнилась. За этот проступок мама наказала Иру ремнем. В семье Иру обычно наказывала мама («Мама когда ругает, шум поднимается на весь дом» ). Мать признавала физические наказания и нервные срывы по отношению к дочери. Большое количество страхов у этой девочки являлось эмоциональным откликом на неблагоприятные взаимоотношения с родителями и педагогами. Ей казалось, что люди притворяются хорошими. Особо боится привидений, Бабу Ягу и бандита, которому, по убеждению Иры, приказали поймать всех девочек в городе Санкт-Петербурге (см. рис. 11).
Страхи у детей
Прежде всего заметим, что темперамент Иры был невротически заострен отцом девочки при помощи раздражения, поэтому в детском саду ситуация только усугубилась. Ребенок флегматического темперамента на подгонку со стороны взрослых реагирует затормаживанием, а ребенок холерического темперамента на ограничения реагирует еще большим возбуждением. В данной ситуации необходимо понимание того, что темперамент ребенка родители (в данном случае отец) подправили не в лучшую сторону, а сделали Иру дважды флегматиком. Для того чтобы помочь девочке, нужно хвалить ее за малейшие проявления быстроты, подчеркивать ситуации, когда девочке что-то удалось сделать действительно быстро. В то же время может значительно облегчить ситуацию дружба с более быстрым ребенком. Физические наказания со стороны матери, возможно, и дают быстрый результат (именно по этой причине физические наказания остаются рычагом воздействия на детей), но порождают еще большее недоверие к людям (уж если мама — ' дорогая и любимая — со мной так обходится, то что же могут сделать со мной незнакомые воспитательницы в детском саду?!). Для того чтобы девочка перестала писать в штанишки (это нарушение имеет невротический характер), необходимо не ругать за «мокрые», а хвалить за «сухие» дни. В любом случае при взаимодействии с дошкольниками необходимо акцентировать хорошее поведение, а не плохое, эмоционально окрашивать те проявления, те ростки, которые мы хотим в детях взрастить.
С родителями Иры и педагогами были проведены консультации. Игровые коррекционные занятия со всей семьей в «Семейном клубе» проходили при участии педагогов. Активное участие матери в групповых дискуссиях, игровых занятиях, заинтересованность семьи на консультациях, проведение с девочкой рисуночной терапии страхов и заключительного «экзамена» с оценкой «отлично» — все это в совокупности дало положительные
результаты. У родителей отпала необходимость в использовании физических наказаний, да и ругать девочку они стали меньше. У матери наладилось состояние нервной системы, перестали отмечаться нервные срывы. Появилось и взаимодействие родителей с педагогами в виде бесед и советов по воспитанию. У Иры изменилось отношение к детскому саду: «Люблю играть в детском саду во все, рисую», понравились воспитатели. Замкнутость в детском саду, легкая ранимость и плаксивость уступили место общительности, уверенности в себе и активности.
Хочется еще раз обратить внимание родителей и педагогов на то, что некоторые эмоциональные проявления страха у детей дошкольного возраста со временем проходят, но от них остается след в виде временной связи условного рефлекса с ситуациями, в которых они возникли. Повторные эмоциональные реакции страха в схожих ситуациях легко закрепляются, развивая такие черты характера у детей, как робость, неуверенность и пугливость.

Источник: Е. Е. АЛЕКСЕЕВА, «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2008

А так же в разделе ««Вот почему я болею!» »