КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ  

  ? Каковы отправные точки анализа психологической проблемы?
Какие исходные идеи помогут консультанту выделить и осмыслить проблему клиента?
При ответе на данный вопрос мы будем опираться в основном на взгляды и подходы к психологическому консультированию Ю. Е. Алешиной, С. В. Петрушина, положения проблемно-ориентированной психологической помощи,
сформулированные В. К. Лосевой и А. И. Луньковым, а также на свой опыт работы в качестве психолога.
Раскроем ключевые идеи, лежащие в основе работы с психологической проблемой в процессе консультирования.
  1. Прежде всего, сам приход к консультанту означает, что самостоятельные попытки клиента понять и решить свою проблему, исходя из имеющейся у него картины мира, не увенчались успехом. Ему требуется помощь в нахождении нового взгляда и подхода к рассматриваемой проблеме, помощь в осознании лежащих в ее основе потребностей и нахождении приемлемых способов их удовлетворения. Поэтому чаще всего го, что первоначально человек считает проблемой, ею не является.
  2. Человек, обратившийся за помощью, является лишь носителем проблемы. Консультант в консультативном процессе взаимодействует со здоровой частью «Я» клиента, помогая вывести его в позицию «наблюдателя», подразумевая, что человек сам может посмотреть на свою проблему со стороны и найти способы ее решения.
  3. Как правило, психологическая проблема полностью не осознается клиентом и связана с каким-то неудовлетворенным (чаще запретным) желанием или с трудностями в нахождении наиболее приемлемых способов его удовлетворения. Это отражается в следующих формулировках клиента: «Хочу иметь семью, но на меня никто не обраилет внимания», «Я все делаю для семьи, а меня не ценят», «Все перепробовала, чтобы похудеть, но не получается».
  4. Игнорирование человеком своих желаний приводит к усилению внутреннего конфликта, что проявляется в преобладании во внутренней картине мира императивов «надо» и «должен». При этом анализ своих поступков превращается в поиск виноватых.
  5. Разнообразное содержание проблемы клиента можно выразить через пять модальностей его внутреннего мира, которые, по мнению Г. С. Абрамовой, относительно независимы по проявлениям:
  • чувствую;
  • хочу (цели);
  • могу (возможности);
  • думаю;
  • «я» (Я-концепция).

Исходя из этого, варианты формулировки проблем можно представить следующим образом:
  • «Я чувствую, но не знаю»,
  • «Я думаю, но не чувствую»
  • «Я хочу, но не могу»,
  • «Я могу, но не чувствую»,
  • «Я не как все» и т. п. [1].
  1. Согласно образному представлению С. В. Петрушина можно говорить о «двухслойности проблемы». На примере типичной формулировки проблемы — «Я хочу, но не могу» — раскроем ее «двухслойность». Под слоями психологической проблемы подразумеваются желания, поэтому в каждой проблеме можно выделить как минимум два желания. Первое желание — «Хочу» — осознается человеком, но так как человек не может его осуществить, значит, можно предположить существование другого неосознаваемого желания — «Чтобы ничего не менялось». Поэтому, работая над проблемой клиента, консультант обнаруживает столкновение нескольких его желаний: «конструктивного» (того, что привело клиента к психологу и отражает стремление к переменам, к прекращению внутреннего дискомфорта) и «деструктивного» (того, что отражает страх перед изменениями и сохраняет существующее положение вещей). Психологическая помощь в данном случае заключается в том, чтобы помочь «проигрывающей» рациональной части справиться с деструктивной. В процессе этой работы усиливается конфликт между конструктивными и деструктивными желаниями, что проявляется в росте сопротивления у клиента. С. В. Петрушин подчеркивает, что «правильная тактика для снятия сопротивления заключается не в борьбе с ним, а в изучении его» [24, с. 34].
  2. «Психологическая проблема возникает тогда, когда человек что-то делает, но не хочет признать в этом исполнение своего желания: «Я не хотел, но опоздал», «Я не хотел, но простудился», «Я не хотел, но мы расстались» и т. п. Решением психологической проблемы будет не объяснение этого события внешними причинами (при этом еще больше усиливается роль жертвы и внутренний конфликт между действием и осознаванием ответственности за него), а осознавание действия как своего (в таком случае человек обретает внутренний мир и гармонию). Более точно — помочь увидеть в «невольных» «ошибочных действиях человека отражение конфликта его внутренних желаний: «Я хотел прийти вовремя и не хотел приходить», «Я хотел быть здоровым и хотел отлежаться», «Я хотел с ним дружить и хотел жить один»« [24].
  3. При осмыслении проблемы клиента важно исходить из того, что в поведении человека нет ничего случайного, на все есть причины, лежащие в основе его желаний. Внешние обстоятельства являются только следствием реализации желаний человека. Отсюда вытекают следующие выводы:
  • если человек чего-то хочет, то он это делает;
  • если человек что-то сделал, значит, он этого хотел;
  • если человек сделал то, чего не хотел, значит, проявилось неосознанное (скрытое от него) желание;
  • каждый человек свободен, но не каждый хочет себе в этом признаться;
  • человека нельзя обмануть, унизить или оскорбить. Он сам обманывается, унижается и оскорбляется. Если есть такие желания, повод найдется. С. В. Петрушин отмечает, что слова типа «надо», «должен», «боюсь», «необходимо» являются тонкими способами снятия с себя ответственности за исполнение своих желаний.
  1. Отправной точкой поиска причин поведения клиента является не то, что человек думает о своих желаниях, а то, что он сделал. «Отсюда базовый подход, при котором можно понимать человека и помогать ему: каждый человек делает только то, что хочет» [24, с. 32].
  2. «Проблема возникает в результате смешения нескольких различных желаний. Для ее разрешения необходимо эти желания разъединить, выяснить суть каждого из желаний, явные и сокрытые выигрыши и перестроить взаимосвязь 8тих желаний из конкурирующих (и обедняющих человека) в сотрудничающие (обогащающие)» [24, с. 34].
  3. Проблемы и симптомы содержат в себе две позитивные функции: знаковую и энергетическую.

В. К. Лосева и А. И. Луньков отмечают, что проблемы являются знаками для развертывания процесса самопознания (фиксируются и развиваются только тогда, когда игнорируются
и не разрешаются). Также проблемы несут в себе запас энергии. Задерживая нормальный ход удовлетворения потребностей и «строя защитные приспособления», проблемы аккумулируют, как «плотины», много психической энергии. «Пока они не разрешаются, эта энергия находится как бы в «связанном» виде. Но в случае разрешения проблемы она из препятствия, «плотины» превращается в «трамплин», усиливающий освобождение энергии в соответствии с осознанной целью. Человек получает в свое распоряжение свои собственные ресурсы, до поры до времени «связанные» в нем проблемой или симптомом» [16].
  1. Таким образом, решение проблемы заключается не в избавлении и не в излечении человека от чего-либо. Задача консультанта не в том, чтобы понять, в чем проблема человека, а в том, чтобы помочь клиенту увидеть ее самому. Консультант помогает клиенту научиться осознавать конфликтность своих желаний, жить с этим, помогает примирить его фантазии с реальностью. 

Источник: Румянцева Т. В., «Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. — СПб.: Речь. — 176 с.» 2006

А так же в разделе «  КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ   »