СМЕРТЬ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЭГО  

Как и в случае первых трех матриц, люди при переживании этой, последней, часто соприкасаются с весьма точными подробностями переживания своего настоящего рождения. Не имея прежде никаких интеллектуальных знаний об обстоятельствах их рождения, они могут обнаружить, что родились при помощи щипцов, или в обратном положении, или с пуповиной, обвитой вокруг шеи. Часто эти люди могут узнать, какая анестезия использовалась при родах. Несколько реже они в подробностях переживают особые события, происходившие после их рождения. Во многих случаях у нас есть возможность проверить точность таких сообщений.
БПМ-IV также обладает отличительным символическим и духовным измерением. Психологически переживание момента рождения принимает форму опыта смерти-возрождения. Теперь страдания и агония, с которыми мы столкнулись в БПМ-tl и БПМ-111, доходят до кульминации в виде «смерти эго» - переживания полной аннигиляции на всех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.
Согласно фрейдистской психологии, эго является той частью нас, которая позволяет нам правильно воспринимать внешнюю реальность и успешно функционировать в повседневной жизни. Люди, имеющие такое представление об эго, часто взирают на его смерть как на пугающее и страшно негативное событие - как на потерю возможности функционировать в этом мире. Однако то, что в этом процессе поистине умирает, так это та часть нас самих, которая придерживается параноидального в своей основе взгляда на себя и на окружающий нас мир. Алан Уотс называл этот аспект, подразумевающий чувство абсолютной отделенности от всего остального, «эго, заключенным в кожу». Этот аспект
состоит из внутреннего восприятия нашей жизни, которое мы усвоили за время борьбы в родовом канале и в различных болезненных столкновениях после рождения.
В этих ранних ситуациях нам кажется, что над нами смыкается враждебный мир, изгоняя нас из единственной известной жизни, и вызывая душевную и физическую боль. Эти переживания выковали в нас «ложное эго», продолжающее воспринимать мир враждебным и выносящее это отношение в дальнейшие ситуации, даже когда обстоятельства совершенно не требуют этого. Эго, умирающее в четвертой матрице, отождествляется с принуждением быть всегда сильным, сохранять контроль и быть постоянно готовым к возможным опасностям, даже к тем, которые мы никогда не смогли бы предвидеть, а также к чисто воображаемым. Это дает нам возможность почувствовать, что обстоятельства никогда не бывают благоприятными, что все время чего-то недостает и что мы должны гоняться за различными проектами, чтобы что-то доказать себе или другим. Таким образом, уничтожение ложного эго помогает нам развивать более реалистичное видение мира и строить такие стратегии приближения к нему, которые наиболее соответствуют ему и оправдывают себя.
Переживание смерти эго, отмечающее переход от БПМ-III к БПМ-IV, как правило, драматично и катастрофично. Нас могут одолевать образы из прошлого и настоящего, и, оценивая их, мы можем почувствовать, что все, что мы ни делали, было неправильным и что мы являемся абсолютными неудачниками. Мы убеждены в своем жалком положении и бессилии и в том, что никакие наши действия не смогут изменить ситуацию. Нам кажется, что весь наш мир рушится и мы теряем все значимые отправные точки в нашей жизни - личные достижения, возлюбленных, поддерживающие системы, надежды и мечты, что все обращается в ничто. Путь к свободе от переживаемого отчаяния и безнадежности лежит через смирение - через то самое, с чем борется наше эго. Переживание полного личного смирения является необходимой предпосылкой для соединения с трансперсональным источником. Выздоравливающим алкоголикам и наркоманам это известно как момент, когда человек признает полное бессилие и открывает Высшую Силу.
После того как мы ударяемся о дно, нас неожиданно приковывает видение ослепительно белого или золотого света сверхъестественного сияния и красоты. Здесь присутству-
ет ощущение расширяющегося вокруг нас пространства, и мы испытываем преисполненность чувством освобождения, избавления, спасения и прощения. Мы чувствуем очищение, словно только что избавились от всех тягот нашей жизни - вина, агрессивность, тревожность и другие формы беспокоящих чувств как бы исчезают- Мы можем почувствовать, как нас переполняет любовь к нашим братьям-людям, высокое понимание теплоты человеческого контакта, солидарность со всей жизнью и чувство единства с природой и Вселенной. Высокомерие и оборонительная позиция постепенно исчезают, стоит лишь нам обнаружить силу смиренности, подсказывающую нам служить людям. Высокие амбиции, а также стремление к материальному благополучию, статусу и власти вдруг начинают казаться детской, абсурдной и бесполезной суетой. 

Источник: Д.Я. Райгородский, «Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М. - 784 с.  » 2003

А так же в разделе «СМЕРТЬ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЭГО   »