ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

В течение последних лет проведено значительное число экспериментальных исследований социально-эмоционального развития младенца в процессе раннего взаимодействия с наиболее близким человеком. Считается, что вследствие индивидуальных генетических особенностей, различий прена-тального и перинатального опыта младенцы от рождения отличаются друг от друга по чувствительности и отзывчивости на стимуляцию. Матери научаются читать социально-эмоциональные проявления младенцев (выражения лица, жесты, вокализации, изменения взгляда и т.д.), изменять поведение и в процессе взаимодействия поддерживать интерес ребенка, модулировать стимуляцию, подстраиваясь под индивидуальный уровень возбуждения и стимуляции младенцев, В случае, если такое происходит, младенец более отзывчив, налаживается оптимальное гармоничное взаимодействие, аффективное поведение и физиологический ритм матери и младенца синхронизируются.
Данные экспериментальной психологии развития младенцев показывают, что от рождения ребенок настроен на вое-
приятие социальных сигналов, среди множественных стимулов окружающей среды предпочитая сигналы, идущие от человека, от наиболее близкого - матери, от рождения чувствительная мать изменением поведения организует сенсорный мир ребенка, сама (ее запах, прикосновения, голос, лицо и т.д.) является его сенсорным окружением, «первичным объектом. Используя представления Б. Г. Ананьева о сенсорно-перцептивных характеристиках индивидуального развития человека, можно сказать, что мать создает условия для развития «сенсорной организации» младенца, «оптимальные условия нервно-психического здоровья» человека в этом возрасте. Мать или другой наиболее близкий человек предоставляет младенцу сенсорно-перцептивный опыт, который относится «к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития и личности», является основой индивидуального развития ребенка, этапом развития Я в первые месяцы жизни («the sense of an emergent self»). С этих позиций нарушение взаимодействия с наиболее близким человеком является для младенца не только социальной депривацией, но и сенсорным дефицитом, не только риском отставания в социально-эмоциональном развитии,, но и риском нарушения психического здоровья.
Нарушение взаимодействия у матерей и младенцев высокого риска может быть связано с особенностями предъявления социальной стимуляции, изменением чувствительности, нарушением приема и обработки социальной информации, взаимного поддержания оптимального для каждого партнера уровня возбуждения. Матери испытывают затруднения в выявлении и определении значения поступающих от младенцев с особыми потребностями сигналов, в определении актуального уровня возбуждения и предъявлении индивидуального для каждого ребенка оптимального уровня стимуляции. Низкие уровни стимуляции не вызывают ответов, а высокие могут вести к отводу взгляда и беспокойству младенцев. При нарушении взаимодействия с неотзывчивым или избегающим ребенком с особыми потребностями мать отстраняется, либо чрезмерно активна. В последнем случае поведение родителя и ребенка проходит по замкнутому циклу, матери становят-
ся более активными по мере того, как младенец остается неактивным и неотзывчивым. Активность родителя контрпродуктивна, так как ведет к меньшему, а не большему ответу со стороны младенца. Схожие модели поведения наблюдаются во взаимодействии матерей и младенцев с синдромом Дауна, церебральным параличом, преждевременно родившихся младенцев, слепыми, глухими, аутичными.
В соответствии с предлагаемой моделью.организации взаимодействия в системе мать - младенец дезорганизация, асинхронность взаимного поведения и ритма матери и младенца, нарушение модулирования стимуляции и подстраи-вания под уровень возбуждения наблюдаются и в тех случаях, когда мать эмоционально недоступна и неотзывчива, например при депрессии, шизофрении или других ведущих к отдаленности от ребенка расстройствах и заболеваниях. Предпочитаемый матерью или другим близким и ухаживающим за младенцем человеком уровень возбуждения и стимуляции может значительно отличаться от необходимого для ребенка. В случае взаимодействия с младенцем взрослого из группы риска резервы для изменения предпочитаемого уровня стимуляции могут быть весьма ограничены , что ведет к трудностям подстраивания под потребности ребенка. Лишаясь в лице неотзывчивой матери важного внешнего источника регуляции стимуляции, депривированный младенец оказывается не в состоянии изменением своего поведения влиять на поведение матери, развивать или поддерживать необходимые для него стимуляцию, уровень и ритм возбуждения. В этом случае может наблюдаться подстраи-вание ребенка под стимуляцию, предпочитаемую матерью. Обнаружено рассогласование между потребностями самого ребенка и удовлетворением этой потребности со стороны первичного окружения - матери. Система мать - младенец функционирует не на основании партнерства и приоритетов ребенка, а исходя из приоритетов матери.
Опыт междисциплинарного, центрированного на семье обслуживания матерей и младенцев групп риска показывает, что достижение значительных положительных изменений поведения матерей и младенцев возможна при организации программы раннего вмешательства и создании условий для оптимального функционирования системы мать - младенец.
 

Источник: Д.Я. Райгородский, «Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М. - 784 с.  » 2003

А так же в разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ   »