ОШИБКИ В ОНКОСТОМАТОЛОГИИ

Вопрос об ошибках в онкостоматологии слишком серьезен, т. к. цена им — часто жизнь. В начале опухолевых процессов симптоматика отсутствует или слабо выраженная, что приводит к запоздалой обращаемости и ошибкам. Так, до 80% больных с опухолями полости рта поступали в клинику опухолей головы и шеи ВОНЦ АМН СССР в III и IV ч стадии (Г. В. Фалалеев,

А. И. Пачес и др., 1983), а Ленинградский онкостома- тологический центр —до 97% (В. А. Дунаевский,

Ю. А. Шеломенцев, 1983). По данным А. Г. Шаргород- ского (1989; Смоленский мединститут), с 1980 по 1987 г. из 390 больных раком нижней губы у 122 (31,1%) была III—IV стадия. Из 254 больных раком слизистой оболочки полости рта III—IV стадия была у 195 больных (75%); из 44 больных раком верхней челюсти III—IV стадия была у 40 больных, причем от начала заболевания до начала лечения больных раком нижней губы прошло 4,5 мес, слизистой оболочки полости рта — 4,3 мес, верхней челюсти — 4,5 мес. В. С. Процык, JI. И. Трушкевич (1989) сообщают, что только 15—20 больных со злокачественными опухолями челюстно-лицевой области поступают в специализированные клиники с I и II стадиями заболевания, а остальные — с III и IV, что ведет к снижению эффективности лечения или проводится только паллиативное лечение. Н. И. Базаров, С. А. Смирнова (1989) установили расхождение диагнозов опухолевых >и предопухолевых заболеваний в 38,4% случаев. Невыраженность начальных клинических проявлений опухоли была одной из причин расхождений диагнозов; другая причина-игнорирование врачами поликлиники в 70% случаев таких общедоступных методов исследований, как пункция и биопсия патологических очагов. В 15% случаев при опухолевых процессах в результате неправильной диагностики в течение 7—8 мес проводилась противовоспалительная терапия, которая могла стимулировать рост опухоли. По данным Ф. Ф. Возного (1992), за период с 1985 по 1990 г. в клинике челюстно- лицевой хирургии КМИ оперировано 882 больных. В 68% случаев автором отмечено совпадение клинических и патогистологических диагнозов; несовпадение клинических и патогистологических диагнозов было у 79% больных: поставлен диагноз доброкачественной опухоли, а при патогистологическом исследовании опухоль оказалась злокачественной; клинический диагноз предполагал злокачесвенный процесс, а при патогистологическом исследовании опухоль оказалась доброкачественной (в 4,7% случаев). Наибольшее число расхождений диагнозов наблюдалось при плеоморфной аденоме, адамантиноме, остеобластокластоме, цилиндроме. Приводим пример из своей практики.

Больной С, 62 лет, 10.10.85 г. обратился с жалобами на боль при глотании и в правой поднижнечелюстной области. Заметил месяц назад припухлость в этой области, при приеме пищи боль усиливалась. Объективно: лицо симметрично, рот открывает свободно, припухлость незначительная в правой поднижнечелюстной области, регионарные лимфатические железы не прощупываются, прикус ортогнатический. Слизистая оболочка рыхлая, цианотичная. Пользуется двумя съемными частичными протезами 3 года. Был поставлен предварительный диагноз «воспаление правой поднижнечелюстной слюнной железы». Назначена рентгенография слюнной железы и противовоспалительное лечение, обычное при сиалоаданитах. Эффекта от лечения не было. Через ! мес появилась боль в области корня языка. При более тщательном обследовании (пальпации) на боковой поверхности в толще языка на уровне его корня определяется плотная опухоль размером 1x1,5 см. Этот участок языка постоянно травмировался — боковая поверхность соприкасалась с краем съемного протеза, где от протеза к слизистой оболочке переход был в виде острой ступеньки (переход должен быть плавным). Протез был немедленно изъят. Поставлен диагноз: «рак боковой поверхности и корня языка», больной направлен в КНИРРОИ. Диагноз был подтвержден, больному назначен курс лучевой терапии.

В приведенном случае ошибка состояла в том, что врач не собрал тщательно анамнез и не провел обследование.

Больной Ш., 65 лет, 16.05.84 г. обратился с жалобами на опухоль в левой околоушной области. 12 лет назад появилась незнг- чительная припухлость в этой области. Постепенно она увеличилась, боли не было. Объективно:' лицо асимметрично за счет припухлости левой околоушной области, рот открывает свободно, регионарные лимфоузлы не увеличены. При пальпации опухоль гладкая, плотная, не спаянная с кожей, размер 3x4 см. При массировании околоушной слюнной железы выделяется обычная слюна. Диагноз: «смешанная опухоль». 28.05.84 г. — госпитализация, 01.06.84 г. — операция — удаление смешанной опухоли разрезом по наибольшей выпуклости. Патогистологический диагноз — цилиндрома.

18.06.84 г. — больной направлен в КНИРРОИ.

Здесь явная ошибка в диагностике. Однако, если учесть, что «у каждого больного с цилиндромой слюнной железы особая клиническая картина» (А. И. Па- чес, 1983), то в данном случае следует быть снисходительным к врачу, т. к. иногда цилиндрома напоминает картину смешанной опухоли. Вместе с тем, в онкологии (об этом следует помнить) существует правило: если язвочка на слизистой оболочке рта или языка не заживает в течение 2 нед после устранения причин, вызвавших ее, то следует подумать о злокачественной опухоли. В этих случаях иногда врачи применяют прижигающие средства: метиленовый синий, бриллиантовый зеленый, растворы кислот, оснований в целях лечения язв вместо того, чтобы направить такого больного в онкоучреждение. Такое лечение — грубейшая врачебная ошибка. Особенно это опасно при лечении лейкоплакии, гиперкератоза, дискератоза и других предраковых состояний.

Источник: Грохольский А.П., Заксон М.Л. и др., «Врачебные ошибки в стоматологии» 1994

А так же в разделе «ОШИБКИ В ОНКОСТОМАТОЛОГИИ »