Клиника и диагностика


Клиника расстройств, возникающих у человека под воздействием СВЧ-ЭМ-поля, систематически изучалась только на протяжении последних 10—15 лет, причем советские исследователи (А. В. Триумфов, А. Г. Панов, Н. В. Тягин, В. М. Малышев и Ф А. Колесник, 3. В. Гордон, Э. А. Дрогичина, А. А. Орлова,
Н.              В. Успенская, М. Н, Садчикова и мн. др.) внесли в эту работу вклад решающего значения. До 60-х годов представления о возможной симптоматологии и течении поражений от СВЧ-поля основывались почти исключительно на результатах изучения соответствующих экспериментальных моделей на животных.
К настоящему времени у нас в стране накопился значительный опыт диспансерного наблюдения за специалистами РЛС и РТС, работниками радиотехнических предприятий, сочетавшийся с углубленным обследованием определенных групп в условиях специализированных отделений и клинических стационаров; это обстоятельство позволяет конкретизировать, расширить и уточнить наши представления по интересующим вопросам.
Обращаясь к клинической характеристике расстройств, развивающихся в результате воздействия СВЧ-излучений, следует прежде всего разделить их на две формы: острые и хронические (поражения, расстройства, реакции); практическое значение их далеко не одинаково.
Острые формы поражения (реакции) встречаются практически очень редко; они могут возникать только при крайне грубом нарушении техники безопасности или аварийных ситуациях, если это имеет следствием облучение микроволнами в диапазоне заведомо термической интенсивности. В зависимости от конкретных параметров воздействия (ППМ, время, длина волны и др.) и реактивности организма могут возникать различные варианты острых реакций (поражений). В американской литературе описан случай смерти радиомеханика в результате острого интенсивного облучения от радара, но ряд авторов не считают доказанной связь заболевания и смерти с имевшим место воздействием СВЧ- излучений. В. М. Малышев и Ф. А. Колесник наблюдали развитие тяжелого многодневного приступа пароксизмальной тахикардии, наступившего у молодого, ранее совершенно здорового радиомеханика вскоре после облучения (авария) сантиметровыми волнами термической интенсивности. Эти приступы (по-видимому.
диэнцефальные) часто повторяясь, в дальнейшем привели к тяжелой дистрофии миокарда и выраженной недостаточности кровообращения.
Острое интенсивное облучение может в отдельных редких случаях вызывать быстрое развитие локальных поражений. В частности, в мировой литературе описано около десяти случаев острого развития катаракты (в том числе и двусторонней) после локального облучения глаз при ППМ от многих сотен мвт/см2 до нескольких вт/см2.
Редко встречаются острые реакции легкой степени. Судя по имеющимся немногочисленным описаниям, их симптоматология сводится к возникновению слабости, головных болей, легкому головокружению и тошноте. Этому способствуют нерезко выраженные объективные симптомы в виде изменения ритма сердечной деятельности (чаще тахикардия, иногда брадикардия), нарушения регуляции артериального давления (первоначально возникающая гипертония сменяется чаще гипотонией), местных ангиоспазмов и др. Эти симптомы обычно через 2—3 суток постепенно проходят без специального лечения, но у некоторых больных проявления астении и вегетативно-сосудистой дистонии могут держаться дольше, что, кроме интенсивности и длительности воздействия, в значительной мере зависит от реактивности организма.
В отдельных наблюдениях на добровольцах (и в самонаблюдениях) при ППМ субтермической интенсивности (около 1000 мквт/см2) было отмечено небольшое изменение биоэлектрической активности коры головного мозга, снижение максимального и минимального давления и изменение тонуса крупных артерий.
В практической деятельности врача гораздо большее значение имеет выявление ранних форм тех расстройств (поражений), которые при незнании или нарушении техники безопасности могут возникать в результате длительного многократного облучения в дозах, превышающих предельно допустимые уровни.
Симптоматология и течение такого рода хронических форм («синдрома хронического воздействия СВЧ-поля», «хронических поражений») в значительной мере варьируют в зависимости от различных параметров воздействия, сопутствующих неблагоприятных влияний, индивидуальной реактивности организма и других факторов.
Однако во всех случаях клиническая картина складывается : из симптомов нарушения функции ЦНС, сочетающихся в разной I степени с вегетативно-сосудистыми и висцеральными расстройствами; особенно характерен синдром астений (неврастений).
Кроме расстройств общего характера (слабость, повышенная I утомляемость, беспокойный сон и т. п.), у больных часто возникают головные боли, головокружение, боли в области сердца, сердцебиение, потливость, ухудшение аппетита; реже предъявляются жалобы на нерегулярный стул, различные неприятные
ощущения в животе, снижение сексуальной потенции, расстройство менструального цикла.
Головные боли обычно бывают неинтенсивными, но длительными; локализуются они в лобной или затылочной области, возникают чаще в утренние часы и к концу рабочего дня. Непродол жительный отдых в горизонтальном положении (по приходе с работы) у многих приводит к исчезновению головных болей. Часто также больные жалуются на головокружения, возникающие обычно при быстром изменении положения тела или при длительном неподвижном стоянии. Так называемые «сердечные боли» носят в большинстве случаев характер кардиалгии. Боли ощущаются преимущественно в области верхушки сердца, бывают длительными и ноющими; иногда больной ощущает кратковре менное (почти мгновенное) колотье в околосердечной области. Типичные стенокардические боли приходится наблюдать редко. Опуская характеристику других, менее часто возникающих жалоб, представляется необходимым подчеркнуть, что для «внутренней картины болезни», обусловленной длительным воздейст вием СВЧ-ЭМ-поля, в высокой степени характерно сочетание жалоб, отражающих изменение функции нервной системы, с жалобами, относящимися к нарушению функции системы кровообращения. Что касается неврологических нарушений, то они обычно укладываются в картину астенического (неврастенического) синдрома.
Очевидный практический интерес имеет вопрос о времени появления перечисленных жалоб, считая от начала работы с генераторами СВЧ-ЭМ-поля. Имеющиеся литературные данные и практический опыт свидетельствуют о том, что у разных лиц первые жалобы возникают через весьма различные промежутки времени от начала воздействия — от нескольких месяцев до нескольких лет. Эти различия зависят не только от индивидуальной реактивности организма, но, по-видимому, в решающей степени — и от параметров воздействия, прежде всего от величины плотности потока мощности (ППМ) электромагнитного поля.
Объективные признаки патологических изменений, обнаруживаемые обычными физическими методами исследования, бывают выражены нерезко и не носят специфического характера. Наиболее часто выявляются симптомы, указывающие на вегетативнососудистые нарушения:              регионарный гипергидроз, акроцианоз,
похолодание (на ощупь) кистей и стоп, «игра вазомоторов» лица. Отметим также, что у больных закономерно наблюдается психоэмоциональная лабильность, реже — наклонность к депрессивным реакциям и заторможенность, тремор век и пальцев вытянутых рук.
Весьма характерна лабильность пульса и артериального давления с наклонностью к брадикардии и гипотонии. При обследовании соответствующих профессиональных контингентов, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, брадикардия и
артериальная гипотония выявляются в 25—40%. Нередко обнаруживается небольшое увеличение сердца влево, еще более часто отмечается приглушение первого тона на верхушке и нежный систолический шум (у '/з—'/г обследованных). Небольшое увеличение печени устанавливается в 10—15%. Другие объективные симптомы, описанные некоторыми авторами (сухость кожи, выпадение волос, ломкость ногтей, геморрагические проявления, болезненность при пальпации живота), наблюдаются редко и не могут быть пока с убежденностью отнесены к проявлениям непосредственного влияния СВЧ-ЭМ-поля. Довольно часто приходится наблюдать то или иное нарушение обшей и местной терморегуляции. В отличие от ряда авторов мы наблюдали гипотермию несколько реже, чем субфебрилитет.
Рентгенологические исследования органов грудной клетки позволяют выявить нередко умеренную гипертрофию левого желудочка сердца. При записи ЭКГ отклонение от нормы, если не считать брадикардии и респираторной аритмии, констатируется нечасто. В единичных случаях наблюдаются экстрасистолическая аритмия, умеренное замедление внутрипредсердной и внутриже- лудочковой проводимости, признаки коронарной недостаточности. Несколько чаще выявляются признаки диффузных мышечных изменений, умеренно выраженных (снижение вольтажа зубцов начальной части желудочкового комплекса и их деформация, уплощение зубца Т).
Под влиянием длительного воздействия СВЧ-ЭМ-поля содержание гемоглобина и эритроцитов существенно не изменяется. Количество ретикулоцитов остается в большинстве случаев в пределах нормы, хотя в некоторых сообщениях указывается на возможность развития как умеренно выраженного ретикулоцитоза, так и ретикулоцитопении. Достаточно характерным является неустойчивость содержания лейкоцитов в периферической крови с разнонаправленной тенденцией у разных лиц; у одних наблюдается тенденция к лейкоцитозу, значительно чаще встречается лейкопения.
Лейкоцитарная формула характеризуется тенденцией к относительному лимфоцитозу и моноцитозу, а также изменчивостью абсолютного и процентного содержания лимфоцитов, моноцитов, нейтрофилов. Качественные изменения нейтрофилов регистрируются редко. Число тромбоцитов у большинства больных остается на нижней границе нормы.
Исследование функции желудочно-кишечного тракта позволяет нередко выявить наклонность к угнетению желудочной секреции и нерезко выраженные нарушения его моторной деятельности (гипотония желудка, вялая перистальтика, дуоденостаз); наблюдаются также явления дискинезии тонкого и толстого кишечника. Комплексное изучение функции печени дает возможность у части больных установить нерезкие нарушения билирубиновыделительной (повышение уровня билирубина в крови и
выделения уробилина с мочой) и дезинтоксикационный (по пробе Квика) ее функции.
В последние годы ряд авторов проводили изучение различных показателей обмена веществ у лиц, подвергающихся длительному воздействию СВЧ-ЭМ-поля. В результате этих исследований было установлено, что содержание холестерина и лецитина в сыворотке крови не претерпевает существенных изменений. Обычно оказывается нормальным общее количество белков крови. Что касается показателей углеводного обмена, то может быть отмечена наклонность к снижению уровня сахара крови натощак. Среди различных разновидностей встречающихся сахарных кривых наиболее характерны так называемые низкие или плоские.
Изучение водно-минерального обмена у длительно контактирующих с генераторами СВЧ-ЭМ-поля не позволило обнаружить выраженных отклонений от нормы. Вместе с тем имеются некоторые данные, могущие косвенно указывать на нерезкое изменение функции надпочечников (лабильность и некоторое снижение экскреции 17-кетостероидов).
Заключая описание симптоматологии, следует констатировать, что у обследуемых закономерно выявляются не только признаки, указывающие на изменения функции ЦПС (астенический, неврастенический синдромы), но и симптомы функционального нарушения ряда внутренних органов, среди которых на первый план выступает изменение функции системы кровообращения.
Распознавание расстройств, связанных с воздействием микроволн, является нередко трудной и ответственной задачей, предусматривающей не только обычное тщательное клиническое изучение обследуемого, но и обязательное изучение его профессионального анамнеза, а также характеристики гигиенических условий работы, включая данные дозиметрии. Следовательно, диагноз должен основываться не только на клинических, но и на гигиено-дозиметрических сведениях.
При обследовании больного важно первоначально по общим правилам исключить другие заболевания (или воздействие других этиологических факторов), проявляющиеся на определенных стадиях сходной клинической картиной. Диагностика, естественно, осложняется в тех практически нередких случаях, когда обследуемый действительно одновременно подвергается влиянию нескольких неблагоприятных (специфических или неспецифических) факторов. В этих случаях нужно по возможности точнее оценить меру того или иного воздействия.
По степени выраженности и стойкости расстройств различают начальные легко обратимые формы (I степень) и выраженные стойкие формы (II степень). Предлагается также выделять и «хроническое поражение» («синдром хронического воздействия») III степени, когда наряду с выраженными изменениями функции нервной, сердечно-сосудистой и других систем выявляются органические и дистрофические изменения в органах. Однако такие тяжелые формы в настоящее время практически не встречаются.
Важнейшим условием успешного лечения является прекращение контакта с СВЧ-полем. Терапия должна начинаться как можно раньше, быть индивидуализированной и комплексной. Этим больным должна обеспечиваться достаточно калорийная, полноценная, хорошо витаминизированная пища. В общем комплексном лечении важное значение придается различным методам психотерапии. Среди пациентов нередко встречаются лица, напуганные своим недугом и преувеличивающие опасность неблагоприятного влияния профессионального фактора. В таких случаях беседа или серия бесед, в процессе которых неторопливо разъясняется характер заболевания, рассеиваются необоснованные тревоги и внушается уверенность в благоприятном исходе, имеют первостепенное значение.
Из лекарственных средств, применявшихся для терапии рассматриваемых нарушений и прежде всего гипотонических состояний, могут быть названы растительные стимуляторы нервной системы: спиртовая настойка корня женьшеня, настойка левзеи или аралии, китайский лимонник, стрихнин, секуринин, кофеин. В последние годы мы наблюдали благоприятный эффект от назначения настойки заманихи, а также элеутерококка.
Отдельными авторами описаны также положительные результаты от назначения при гипотонических состояниях различного происхождения синтетических препаратов адреналинового ряда (веритолирометин, эффортил), эфедрина, атропина, теобромина, эуфиллина, но надо сказать, что эти препараты не получили распространения. Из гормональных препаратов можно рекомендовать кортин и ДОКСА. Из витаминных препаратов показаны Вь В12 и аскорбиновая кислота. По отношению к назначению бромидов скорее имеются основания высказаться сдержанно.
При лечении больных рассматриваемой группы рекомендуется применять один из растительных стимуляторов нервной системы, который после трех-четырех-недельного применения в случае отсутствия отчетливого эффекта следует заменять другим. Заметных различий в степени эффективности указанных препаратов не наблюдается. При выраженной вялости, заторможенности одновременно с одним из указанных средств нередко назначаются на 10—15 дней препараты кофеина. Больным с эмоциональной возбудимостью назначается стрихнин вместе с валерианой. В последнее время еще лучшие результаты наблюдались от применения малых транквилизаторов (триоксазин, либриум, мепротан и другие).
В общем комплексном лечении у большинства больных использовались методы физкультуры и физические методы лечения (ионофорез с кальцием, общее ультрафиолетовое облучение, прохладные души и др.).
Обследование и лечение лиц разбираемой профессиональной принадлежности должно проводиться в специализированных
стационарах в связи с новизной и недостаточной изученностью этой формы патологии. В дальнейшем больные должны находиться на длительном диспансерном наблюдении; при этом имеются все основания в общем плане лечебно-профилактических мероприятий отводить существенное место санаторно-курортному лечению.
В нашей стране разработана научно обоснованная система профилактики неблагоприятного воздействия СВЧ-поля на организм работающих. Она предусматривает проведение санитарного наблюдения за конструированием РЛС и РТС, проведение гигиенического контроля за условиями работы. Имеется ряд инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих защиту от воздействия СВЧ-излучений (правильный выбор позиции РЛС на возвышенностях, экранирование при необходимости жилых помещений и др.). Создаются специальные образцы защитной одежды (металлизированная ткань, отражающая микроволны) и защитных очков (металлизированное стекло) для условий работы, связанных с относительно интенсивным облучением (около 1000 мквт/см1).
У нас действуют строгие нормы ПДУ, надежно обеспечивающие безопасность работы. Так, при облучении микроволнами в течение 8 ч ППМ не должна превышать 10 мквт/см2, при работе в течение 2 ч/суток — ППМ соответственно не более 100 мквт/см2. При ППМ до 1000 мквт/см2 продолжительность работы не должна превышать 15—20 мин. Если РЛС работает в режиме кругового обзора или сканирования (секторальный обзор), то ПДУ увеличивается в 10 раз (коэффициент 10).
Медико-гигиеническая профилактика не ограничивается контролем за соблюдением установленных гигиенических условий работы (включая дозиметрический контроль). Она включает проведение медицинского отбора специалистов для работы с генераторами СВЧ ноля, а также постоянное диспансерное наблюдение за работающими. Установлено, что занятия физкультурой, повышение общего развития, полноценное питание с достаточным введением витаминов групп В и С способствуют повышению резистентности организма к воздействию микроволн.

Источник: Н.С Молчанов Е. В. Гембицкий, «ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ТЕРАПИЯ» 1973

А так же в разделе «Клиника и диагностика »