2.3. Симпатическая система

  Преганглионарные нейроны симпатической нервной системы расположены в боковых ядрах спинного мозга, начиная с 8-го шейного сегмента по 2-й поясничный сегмент. От этих клеток идут преганглионарные'волокна, которые прерываются в симпатических узлах. Симпатические узлы бывают двух основных типов:
  • паравертебральные ганглии (образующие «симпатический ствол»);
  • превертебральные ганглии.

В сегментах 8-го шейного, 1-го и 2-го грудных находится спиноцилиарный центр, возбуждение нейронов которого вызывает расширение зрачка, раскрытие глазной щели и выпячивание глазного яблока (экзофтальм). Когда происходит повреждение этого отдела мозга (или путей, идущих от него), то наблюдается симптом Горнера — сужение зрачка, сужение глазной щели, западание глазного яблока. Преганг- лионарные волокна данного отдела прерываются в верхнем шейном симпатическом узле, который представляет собой один из узлов симпатической нервной системы (симпатического ствола) и относится к паравертебральным ганглиям. Отсюда к соответствующим мышцам идут постганглионарные волокна.
От 1-5-го грудных сегментов начинаются преганглионарные симпатические волокна, которые направляются к сердцу и бронхам. На протяжении всего симпатического'отдела находятся преганглионарные нейроны, представляющие собой центры регуляции сосудистого тонуса и потовых желез. Основная масса преганглионарных волокон заканчивается в паравертебральных ганглиях и здесь переходит на постганглионарные нейроны, аксоны которых (постганглионарные волокна) доходят до соответствующих органов.
Часть волокон проходит транзитом через паравертебральные ганглии и прерывается в превертебральных ганглиях. Скопление превер- тебральных ганглиев образует сплетение. Самые крупные из них: солнечное (чревное), верхнее брыжеечное, нижнее брыжеечное. Отсюда идут постганглионарные волокна, которые непосредственно влияют на орган (рис. 8.2).
В настоящее время известно несколько вариантов иннервации органа симпатическими волокнами: прямой контакт симпатических Нервов с клетками организма или опосредованный контакт через сосуды либо через метасимпатическую систему (рис. 8.4).
В отличие от парасимпатической нервной системы, симпатическая иннервирует почти все органы: сердце, сосуды, бронхи, желудочно- кишечный тракт, органы мочеполовой системы, потовые железы, печень, мышцы зрачка, матку, надпочечники, ряд других желез внутренней секреции (рис. 8.5).
Для понимания функций симпатической системы следует помнить, что она сформировалась несколько миллионов лет назад, в те времена, когда главным способом выживания организма в борьбе за существование была физическая активность. Попадая в экстремальные условия, предки человека должны были развить максимальную мощность мышечной системы для того, чтобы победить в схватке с врагом или убежать от него. Для достижения этой цели симпатическая система должна была резко увеличить подачу кислорода и глюкозы к мышцам, для чего необходимо было осуществить ряд физиологических процессов:
  • расширить кровеносные сосуды скелетной мускулатуры;
  • вовлечь в общий кровоток депонированную кровь, находящуюся в селезенке и подкожной клетчатке;
  • обеспечить более интенсивную работу сердца путем повышения частоты и силы сердечных сокращений, а также улучшения коронарного кровотока;
  • уменьшить доступ крови к органам, деятельность которых не нужна для физической работы;

- извлечь резервные запасы питательных веществ и перевести их в доступную для организма форму;
  • усилить легочную вентиляцию для большего поступления кислорода в организм.


  • Рис. 8.4. Способ взаимодействия симпатической системы с органами


Рис. 8.5. Инннервация внутренних органов вегетативной нервной системой (по Дж. Хессет, 1981 [29])
Комплекс данных реакций объединяют в понятие эрготропная функция симпатической системы, что указывает на повышение работоспособности организма, выделение им дополнительной энергии и трату жизненных резервов.
Дж. Хессет писал по этому поводу:
«Каждую из этих реакций, осуществляемых симпатической нервной системой, легко понять как механизм приспособления к «аварийным» ситуациям, выработанный в ходе эволюции. Обеспечение доступа к запасам энергии дает организму максимум физических возможностей в непредвиденных случаях. Уменьшение кровотока около поверхности тела снижает вероятность обильного кровотечения при повреждении кожи, тогда как усиленная подача крови к глубже лежащим мышцам позволяет развить большее физическое усилие» [29, с. 26-27].
Следует отметить, что все эти реакции, полезные в период эволюционного становления человеческого организма, в настоящее время часто являются неадекватными по отношению к социальным нормам и установкам. В современной жизни активация симпатической системы во время эмоционального стресса (вызванного межличностным взаимодействием, публичным выступлением и т. д.) только затрудняет человеку реализацию его социальных функций. Реакции, направленные в основном на повышение мышечной активности, вступают в противоречие с принятыми в обществе способами достижения целей.
Наиболее отчетливо данный парадокс проявляется в конфликтных ситуациях, когда от человека требуется спокойствие, разумный анализ причины конфликта и рациональный поиск путей его разрешения. В то же время генетически детерминированные рефлексы организма запускают физиологические реакции, повышающие мышечный тонус, активизирующие сердечно-сосудистую систему и повышающие общую агрессивность человека и его тревожность (за счет выработки катехоламинов). Таким образом, можно заметить, что в настоящее время речь часто идет о способности сознательными усилиями тормозить естественную активност ь симпатической системы, в том числе и психологическими методами[7]. 

Источник: Щербатых Ю. В., Туровский Я. А., «Физиология центральной нервной системы для психологов» 2007

А так же в разделе «  2.3. Симпатическая система »