Повреждение одного полушария: являются ли последствия асимметричными?

  Многие исследования были посвящены изучению различного рода нарушений поведения, которые наступают з результате хирургического повреждения отдельных структур мозга. В целом, нарушения, возникающие после повреждений, произведенных только на одной стороне (унилатеральные повреждения), менее серьезны, чем следствия билатерального повреждения мозга, независимо от того, на какой стороне локализовалось повреждение. Работы с обезьянами, например, показали, что выполнение задач на зрительное различение цвета, формы и ориентации объектов равным образом нарушается при повреждении определенных областей левого или правого полушария и что эти нарушения не зависят от того, какая из конечное! ей является у обезьян предпочитаемой [3]. На рис. 8.1 показан типичный тест на различение зрительных стимулов. Было обнаружено, что нарушения в различении сложных последовательностей слуховых стимулов после повреждения слуховой области также не зависят от стороны повреждения [4].
Однако относительно недавно Джеймс Дьюсон изСтэнфорд- ского университета сообщил о некоторых свидетельствах меж- полушарной асимметрии у обезьян, проявляющейся при выполнении ими сложной задачи, связанной с различением стимулов разной модальности [5]. В этой задаче обезьян обучают на-
Рис. 8.1. Обучение зрительному различению стимулов.
Рис. 8.1. Обучение зрительному различению стимулов. Перед обезьяной расположен экран и панель с несколькими кнопками. Животное получает подкрепление (например, изюм), если нажимает на черную кнопку, когда на экране появляются две сходные фигуры. Подкрепляется также нажатие на белую кнопку, если фигуры несходные.
жимать на загорающуюся красным цветом кнопку, услышав тон, и на зеленую кнопку в ответ на предъявление шума. Тест проводится так, что освещение кнопок включается с различной задержкой после предъявления шума или тона. Эта задача трудна для обезьян, особенно если длительность задержки достигает 15 с.
Дьюсон обучил шесть обезьян выполнять задачу и затем удалил у них часть височной доли на одной стороне мозга. После операции четыре обезьяны с повреждением на левой стороне больше не могли выполнять задачу, если время задержки превышало 2 с. Две обезьяны с правосторонними повреждениями продолжали отвечать нормально даже при самых больших задержках.
Данные Дьюсона позволяют думать, что у животных, по крайней мере у обезьян, отмечаются свидетельства специализации полушарий. Почему же другие исследования эффектов повреждения мозга не дали подобных результатов?
Чарльз Хамильтон из Калифорнийского технологического института рассмотрел данные по асимметрии у животных и отметил два важных момента [6]. Во-первых, работы Дьюсона и некоторых других авторов, сообщавших об асимме-пиях, проведены на очень небольшом количестве животных. Их резуль
таты позволяют строить предположения, но не могут считаться окончательными до тех пор, пока не будут воспроизведены на большем числе животных. Ошибки первого типа являются такой же проблемой исследований на животных, как и исследований латерализации у людей; наилучшей гарантией от та- ^ких ошибок является успешное воспроизведение результатов.
Вторым важным моментом является выбор задач, используемых для изучения межполушарной асимметрии у животных. Хамильтон отмечает, что многие эксперименты, особенно те, которые связаны со зрительным различением простых паттернов и предметов, возможно, не обнаружили бы свидетельств межполушарной асимметрии и у людей. Необходимо использовать задачи, достаточно сложные для того, чтобы выявлять асимметрии мозга, которые могут существовать у животных. Задача Дьюсона с парами отставленных разномодалыных стимулов определенно удовлетворяет критерию сложности, но обезьянам трудно научиться ее выполнять.

Источник: Спрингер С., Дейч Г., «Левый мозг, правый, мозг. Асимметрия мозга» 1983

А так же в разделе «  Повреждение одного полушария: являются ли последствия асимметричными? »