Физиологическое действие


Исследования на добровольцах показали, что уровень гистамина в плазме коррелирует с определенными состояниями (табл. 7). Во время анафилактических реакций концентрация гистамина в плазме человека колебалась от 40 до 140 нг/мл [263, 368]. Физиологические эффекты зависят от исходного состояния индивида. Так, у больных с пониженным объемом циркулирующей крови (ОЦК) обнаружена повышенная чувствительность к гипотензивному действию гистамина.
В прекрасном исследовании Vigorito и соавт. вводили экзогенный гистамин четырем больным во время каlt; тетеризации сердца в диагностических целях для изучения изменений гемодинамических показателей под влиянием гистамина [402]. В анамнезе этих больных не было аллергических реакций, нарушений функции левого желудочка сердца. Гистамин вводили внутривенно в течение 3!/г—7 мин со скоростью 0,4 мкг/кг/мин, после чего уровень гистамина в плазме составил 4,6±2 нг/мл (средняя величина±стандартное отклонение). Авторы зарегистрировали значительное снижение систолического, диастолического и среднего давления крови в аорте, системного сопротивления сосудов, конечно-диастоличе* ского давления в левом желудочке и ударного индекса; в то же время частота сердечных сокращений, сердечный выброс и максимальная скорость повышения давления в левом желудочке (dp/dtmax) ЛЖ значительно воз-
Таблиц а 8. Изменения гемодинамики у человека после введения гистамина в дозе 0,4 мкг/кг/мин

Параметр

Исходная
величина

После введения гистамина

ЧСС

68±10

97±Ю

Систолическое АД

137 ± 23

96±21

Диастолическое АД

73±14

47 ±13

Среднее АД

97±8

61±17

Сердечный индекс (л/мин/м2)

3,4±0,5

4,2±0,5

Ударный индекс (мл/м2)

50±3

44±3

Конечно-диастолическое давле ние ЛЖ

9±2

4±2

dp/dtwax (мм рт. ст.) ЛЖ

1544±244

1846±355

Системное сопротивление со судов

1306±201

656 ±103

Сопротивление легочных со судов

89 ±32

75±26

Среднее давление в легочной 13±4 артерии

11±2

Гистамин (нг/мл)

0,4±0,2

4,6±2

Норадреналин (пг/мл)

333±19

535±34

Адреналин (пг/мг)

79±16

80±30

Примечание. ЧСС — частота сердечных сокращений; величины пред» ставлены как средние ± стандартное отклонение.
По данным Vigorito et al. [402], опубликовано с разрешения автора и из* дателя.
росли (табл. 8). Выраженных изменений среднего давления крови в легочной артерии и сопротивления в сосудистом русле легких не наблюдалось. Значительно возросло содержание адреналина и норадреналина в плазме. Все гемодинамические изменения возникали че- рез 1—2 мин после начала введения гистамина и возвращались к исходному уровню в течение первых 5 мин после прекращения его введения. У одного больного во время введения наблюдался переход имеющейся атриовентрикулярной блокады первой степени в блокаду третьей степени с последующим (после прекращения инфу- зии) возвратом в исходное состояние. Авторы связывают изменения функций сердечно-сосудистой системы с повышением симпатоадренергической активности и прямым воздействием гистамина.
Гистамин быстро инактивируется тканевыми ферментами. Ферментативное расщепление гистамина происходит путем метилирования кольца с участием гиста- мин-Ы-метилтрансферазы или путем окислительного дезаминирования гистаминазой [203]. Быстрая утилизация и расщепление гистамина являются причиной кратковременности влияния гистамина. Длительные гипотензия и дисфункция сердечно-сосудистой системы, наблюдающиеся во время анафилактических реакций у человека, развиваются, по-видимому, при участии других вазоактивных медиаторов, так как влияние гистамина на сердечно-сосудистую систему человека исчезает в течение 5 мин после прекращения его введения [402]. Организм человека обладает удивительной способностью расщеплять гистамин, что обеспечивает относительно низкий его циркулирующий уровень. Для повышения уровня гистамина в плазме требуется высвобождение значительного его количества из запасов. Для повышения содержания гистамина в плазме на 1 нг/мл у человека массой 70 кг его необходимо вводить со скоростью 0,1 мкг/кг/мин [193]. Таким образом, для поддержания такого повышения за 30 мин необходимо ввести 210 000 нг. При скорости введения, равной 0,25 мкг/кг/мин, для повышения содержания гистамина в плазме до
  1. нг/мл потребовалось введение 500 000 нг гистамина. Появление чувствительных радиоферментных методов с использованием очищенных препаратов гистамин-N- метилтрансферазы значительно расширило возможности количественного определения гистамина, высвобожденного во время аллергических реакций и в ответ на введение анестезирующих веществ [27, 107].

Фактор хемотаксиса эозинофилов
Анафилактический фактор хемотаксиса эозинофилов представляет собой кислый пептид с относительной молекулярной массой 500—600 дальтон, накапливающийся в гранулах тучных клеток [408, 410]. Роль эозинофилов и фактора хемотаксиса эозинофилов в аллергических реакциях еще не выяснена, однако имеются сведения о том, что во время фагоцитоза эозинофилы высвобождают гистаминазу и арилсульфатазу, которые могут участвовать в ферментативной инактивации гистамина и лей- котриенов.
Многие факторы, высвобождаемые после активации тучных клеток, обладают как хемотаксической, так и хемокинетической активностью в отношении нейтро- фильных полиморфно-ядерных лейкоцитов [12, 408]. Активностью по отношению к нейтрофилам обладают и другие продуцируемые тучными клетками факторы, в том числе продукты окисления арахидоновой кислоты, факторы активации тромбоцитов и гистамина, однако она наиболее выражена у IgE и/или реакций, опосредованных тучными клетками, и у высокомолекулярного фактора хемотаксиса лейкоцитов [408]. Этот фактор обнаруживается в циркулирующей крови через 1—5 мин после активации тучных клеток. Максимальная активность его наблюдается в течение 5—15 мин после активации и эффект может сохраняться в течение нескольких часов. Несмотря на то что роль факторов хемотаксиса нейтрофилов еще полностью не выяснена, можно предполагать, что они имеют значение для модуляции высвобождения и действия медиаторов, участвуют в деструкции тканей, что приводит к увеличению длительности местной воспалительной реакции, и содействует прекращению местного действия медиаторов [12].
Медиаторы-ферменты
В секреторных гранулах тучных клеток и базофильных лейкоцитов накапливаются нейтральные протеазы (триптаза, легочный активатор Хагемана, активатор брадикинина), кислые гидролазы и пероксидаза [348, 408]. Не исключено, что эти различные ферменты могут участвовать в подавлении свертывания крови и отложения фибрина около тучных клеток и содействовать другим медиаторам воспаления в усилении воспалительных реакций [348].
Гепарин
Гепарин — протеогликан/находящийся в ионной связи с гистамином в гранулах тучных клеток легких и кожных покровов человека. В тучных клетках содержится примерно 5 мкг гепарина (относительная молекулярная масса 60 000 дальтон) на 1 млн клеток [250]. Гепарин, используемый в клинической практике, получают из
легких свиней и крупного рогатого скота (легкие — это орган, очень богатый тучными клетками). Базофильные лейкоциты человека содержат в качестве протеогликана не гепарин, а 4- и 6-сульфаты хондроитина с относительной молекулярной массой 300 000 дальтон [408].

Источник: Леви Дж. X., «Анафилактические реакции при анестезии и интенсивной терапии» 1990

А так же в разделе «Физиологическое действие »