Эффективность карбамазепина (финлепсина) при эпилепсии

  Как показали наши наблюдения, финлепсин занимает одно из ведущих мест в терапии стационарного контингента больных. Известно, что в качестве противосудорожного средства финлепсин начал применяться в шестидесятые годы. По экспериментальным данным, финлепсин повышает порог судорожной готовности и подавляет постсинаптическое проведение с ограничением иррадиации эпилептического разряда. Его считают эффективным при ряде форм пароксизмов, однако в первую очередь, при парциальных приступах, в том числе с вторичной генерализацией (6, 7, 10, 17, 18, 19, 20, 29, 30, 32). Препарат оказывает влияние и на первично- генерализованные приступы. Большинство исслледователей отмечает, что финлепсин неэффективен при абсансах и диенцефальных припадках. По спектру действия финлепсин близок к дифенину. Наряду с дифенином ряд авторов, считает
33
финлепсин наиболее широко распространенным в практике лечения эпилепсии средством (18, 20, 25, 28, 32), предлагая по ряду показаний сочетание этих двуз антиконвульсантов. Имеются данные о “защитном” действии карбамазепина у больных с миоклоническими припадками.
При оценке переносимости финлепсина, в сравнении с другими антиконвульсантами, указывается в отдельных работах (7, 18), на незначительное число побочных реакций, в отличие, от дифенина. Отдельными авторами указывается на связь между клиническими эффектами препарата и локализацией эпилептического очага. Так, лучшие результаты у больных с фокальными припадками (височного типа) наблюдались (4) при локализации эпилептического очага в височной доле, а также при психомоторных приступах со сноподобными переживаниями и деперсонализационно-дереализационными расстройствами. Кроме опоры на тип пароксизма при применении финлепсина некоторые авторы учитывают форму болезни. Так, более высокие результаты при лечении финлепсином получены (24) у больных спосттравматической эпилепсией, по сравнению скриптогенной. Здесь же указывается на преимущества финлепсина перед другими антиконвульсантами при приступах после операции на мозге, вследствие опухолей. По мнению некоторых авторов (6,
  1. 12, 18, 20, 22) при лечении эпилепсии у детей и подростков финлепсин эффективен при всех видах пароксизмальных состояний, за исключением первично генерализованных судорожных приступов и миоклонических припадков. При этом предпочтительна монотерапия, начиная с низких доз в рамках терапевтического уровня препарата в сыворотке крови, с необходимостью повышения доз лишь при повторных приступах.

По данным исследования (6), базирующемся на материале стационарных больных, финлепсин успешно применялся при вторично генерализованных судорожных припадках; в то же время он оказался малоэффективным при судорожных припадках первично генерализованных, уступая фенобарбиталу (в 4 и дифенину - в 3 раза). Не все авторы, однако, единодушны в положительном влиянии финлепсина на парциальные приступы. На основе обзора данных литературы по современному состоянию клинических испытаний противосудорожных препаратов авторы (22) приходят к выводу, что в аргументированных с позиций методической чистоты (двойное
слепое контролируемое изучение) 51 публикации из 800 работ, содержится информация, согласно которой финлепсин не имеет преимуществ перед дифенином в купировании парциальных приступов.
Для учета взаимодействия препаратов при комбинированной терапии финлепсином с другими антиконвульсантами, необходимо принимать во внимание, что дифенин может повышать концентрацию карбамазепина в сыворотке. Однако эти отношения могут быть непостоянными (20). Имеются данные о снижении гексамидина в плазме под влиянием карбамазепина при их одновременном приеме. В свою очередь, фенобарбитал в условиях комбинированного лечения с финлепсином, может снижать содержание последнего в сыворотке, что обусловлено относительным повышением метаболита карбамазепина- эпоксида (20). Эти же механизмы лежат в основе снижения в сыворотке крови финлепсина у больных, получающих одновременно гексамидин.
Ряд исследователей указывает на эффективность финлепсина у больных эпилепсией с терапевтической резистентностью, когда показано введение его в комплекс других антиконвульсантов. Так, при резистентных формах простых и сложных абсансов, целесообразным по мнению А. И. Болдырева (5) является сочетание финлепсина с дифенином, в суточных дозах 0,15-0,2 и 0,2-0,3 соответственно; при сочетании психомоторных приступов с генерализованными судорожными, эффективной по мнению автора является комбинация фенобарбитала с финлепсином, или финлепсина с дифенином (при этом дозы финлепсина не должны превышать 0,4 в сутки, дифенина - 0,117, а фенобарбитала - 0,1).
При использовании финлепсина необходимо учитывать некоторые фармакокинетические параметры, в том числе период полувыведения, равный 36 часам, а также сроки установления постоянного уровня препарата в сывороттке (7-8 дней в условиях регулярного приема). При необходимости коррекции доз, во избежание передозировки, нужно при фармакодинамическом исследовании опираться на установленные границы терапевтической концентрации в плазме, составляющие у больных эпилепсией 6-12 мкг/мл.
Отмеченные показания к применению финлепсина и его предпочтительным комбинациям принимались нами во внимание в процессе лечения наблюдаемых в клинике пациентов.
Группу больных, общим числом 139, которым проводилась оценка эффективности финлепсина, составили 118 пациентов, страдающих преимущественно симптоматической эпилепсией и
  1. больной с эписиндромами вследствие перенесенного органического заболевания ЦНС. У 73 из них имели место полиморфные припадки, включающие разные формы первично- генерализованных клонических, клонико-тонических и тонических; парциальные, абсансы в разных сочетаниях. Группу пациентов с мономорфными припадками составили 66 больных, среди которых 34 имели абортивные или развернутые судорожные и бессудорожные припадки (типа простых абсансов),
  1. сложные абсансы, 9-парциальные психомоторные и психосенсорные пароксизмы, 4-обморокоподобные припадки, 2- псевдоабсансы и 3-фокальные припадки с вторичной генерализацией. Как отмечалось выше, большинство пациентов имели длительный стаж болезни, с наличием личностных и поведенческих расстройств. О тяжести болезни свидетельствует и высокий процент повторно госпитализированных больных (33%).

Монотерапия финлепсином проведена 19 пациентам; такое же число больных получало финлепсин в дополнение к одному ранее назначенному антиконвульсанту (чаще фенобарбиталу или дифенину); 74 пациента получали препарат в сочетании с 2-мя другими антиконвульсантами, 3- с тремя препаратами и 14 больным финлепсин присоединен в комплекс к четырем антиконвульсантам разного спектра действия. Таким образом, в связи с полиморфизмом припадков, терапевтическая тактика включала дополнение схемы финлепсином, с постепенным увеличением доз на фоне снижения (или замены) других антюсонвульсантов. Длительность терапии со ступенчатым наращиванием адекватных доз препарата (от 0,2 до 1,2 или 1,8 в сутки, с доминированием финлепсина на фоне смены (отмены) других препаратов,- позволяла оценивать его как базисное средство, с действием которого при сочетании с рядом “этапных” препаратов, можно связать полученный клинический эффект.
Анализ результатов по данным 2-6 месячного наблюдения показал, что лучше купировались парциальные приступы со сложной симптоматикой при дозировке препарата в диапазоне от 0,4 до 0,8 в сутки (75% положительных результатов при моноприступах и 45-52%              -              при полиморфных).
Удовлетворительные результаты (редукция приступов менее чем на 50% по отношению к исходному уровню) получены у 39% больных с полиморфными пароксизмами, где в первую очередь уменьшалась частота больших судорожных припадков с фокальным компонентом, затем парциальных. Отсутствовал эффект при лечении финлепсином у 9% пациентов, в основном с многоочаговой эпилепсией.
Наряду с купированием (частичной редукцией) приступов, нами выявлено отчетлливое действие финлепсина на поведение больных эпилепсией, в том числе на сопутствующие психические нарушения. Эти результаты совпадают с исследованиями ряда авторов по нормотимическому эффекту финлепсина (5, 6, 10, 13, 15, 16, 17, 19, 20,31,32).
Примечательно, что в отдельных работах по сравнительной оценке действия ряда антиконвульсантов на когнитивные функции, внимание и поведение в целом, по результатам специальных тестов в условиях контролируемых фармакокинетических исследований, с оценкой дозозависимых отношений, убедительно показан не только активирующий эффект финлепсина с нормализацией ряда показателей высших кортикальных функций, но и положительные последствия отмены фенобарбитала, дифенина, гексамидина с переводом пациента на терапию финлепсином как при парциальных, так и смешанных приступах (32).
По нашим данным, наряду с собственно антисудорожным действием финлепсин обнаруживает тимолептические эффекты в виде повышения психической активности больных, улучшения настроения, смягчения дисфорий. При сенестоалгических синдромах, субдепрессивных и депрессивных расстройствах, астено-ипохондрической симптоматике и других пограничных психологических нарушениях в клюшке эпилепсии, применение финлепсина способствовало регрессу (или редукции) указанных расстройств. Особое место финлепсин занимает и как средство купирования аффективного компонента ряда форм пароксизмов, преимущественно при височной локализации процесса (аффекты тревоги, страха, идеаторные припадки с устрашающими обманами восприятия и др.). Особое значение для пациентов эпилептологического стационара психиатрического учреждения приобретает действие финлепсина, как препарата с нормотимическм эффектом у больных эпилепсией с
психологическими проблемами припадков, а также одним из источников формирования затяжных реактивных (ситуационных) состояний. В некоторых работах есть ссылки на то, что финлепсин является средством выбора у больных эпилепсией с суицидоопасными состояниями (24). И хотя число случаев эпилепсии с суицидальным поведением невелика (по нашим данным менее 3%), применение финлепсина у этой категории больных может иметь превентивное значение.
Между тем, еще более широкие перспективы использования у сравнительно недавно используемой в эпилептологической практике ретардированной формы финлепсина (финлепсин - 200, финлепсин - 400), имеющей по мнению ряда авторов (14, 18, 19), определенные преимущества перед неретардированной формой, в связи с хорошей переносимостью, высокой эффективностью при фокальных и полиморфных припадках, а также удобством применения. Необходимо дальнейшее накопление опыта по финлепсину-ретард, с освещением клинических эффектов и показаний.
  1.  

Источник: А. М. Вейн, С. Н. Мосолова, «Антиконвульсанты в психиатрической и неврологической практике.Медицинское информационное агентство. - 336 с.» 1994

А так же в разделе «  Эффективность карбамазепина (финлепсина) при эпилепсии »