ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТЬ

  Считается, что инсулинорезистентность сама по себе играет значительную роль в патогенезе метаболического синдрома. Многие исследователи утверждают, что инсулинорезистентность - патофизиологический процесс, лежащий в основе накопления факторов сердечно-сосудистого риска при метаболическом синдроме. С инсулинорезистентностью ассоциировано развитие атеросклероза и сердечно-сосудистых событий, независимо от наличия других факторов риска, таких как концентрация глюкозы в плазме крови натощак и сывороточная концентрация липидов [244].
Последние данные, полученные в ходе исследования STOP-NIDDM [245], убедительно продемонстрировали, что острые сердечно-сосудистые события у лиц с нарушением толерантности к глюкозе можно предотвратить с помощью лечения, направленного на коррекцию постпрандиальной концентрации глюкозы в плазме крови. Кроме того, впечатляющие результаты исследования Finnish Diabetes Prevention Study и Diabetes Prevention Programme привели к разработке Американской диабетической ассоциацией и Национальным институтом сахарного диабета, заболеваний пищеварительной системы и почек рекомендаций по скринингу повышенной плазменной концентрации глюкозы среди лиц старше 45 лет с ИМТ gt;25 кг/м2 и осуществлению соответствующего консультирования о важности снижения веса в случае, если в результате скрининга будут получены данные в пользу предиабетического состояния.
К механизмам, посредством которых инсулинорезистентность оказывает влияние на другие факторы риска метаболического синдрома, относят:
переход избытка неэстерифицированных жирных кислот из перенасыщенных липидами инсулинорезистентных мышц в печень с развитием жирового гепатоза (жировое перерождение печени) и атерогенной дислипидемии;
повышенная выработка ЛПОНП;
предрасположенность к нарушению толерантности к глюкозе, которая может усугубиться в результате повышенного глюконеогенеза в инсулинорезистентной печени;
повышение АД с вовлечением разнообразных механизмов (см. следующий раздел).
В целом инсулинорезистентность усугубляется с повышением массы жировой ткани. У большинства лиц с ИМТ 30 кг/м2 и более отмечается постпрандиальная гиперинсулинемия или сниженная чувствительность к инсулину [246], в то время как у лиц с ИМТ от 25 до 29,9 кг/м2 также обнаруживают определенные пределы значений чувствительности к инсулину. В отдельных популяциях (например, среди жителей Южной Азии) инсулинорезистентность зачастую выявляют даже при ИМТ ниже 25 кг/м2 (так называемая первичная инсулинорезистентность).
Для диагностики инсулинорезистентности используют разнообразные методики [247]. Эугликемический гиперинсулинемический клэмп-тест и глюкозотолерантный тест позволяют точно диагностировать это нарушение, однако их использование сопряжено с необходимостью пролонгированной инфузии инсулина либо многократными заборами крови, что в рутинной клинической практике нежелательно. В связи с этим разработаны косвенные методы оценки чувствительности к инсулину - индекс HOMA (Homeostasis Model Assessment - индекс модели гомеостаза) и индекс QUICKI (Quantitative Insulin Sensitivity Check Index - количественная оценка чувствительности к инсулину). Они хорошо коррелируют с вышеописанными методами, ставшими "золотым стандартом" определения чувствительности к инсулину [248], и используются для прогнозирования развития ССЗ и сахарного диабета типа 2 [249].
Уменьшение выраженности инсулинорезистентности - привлекательная мишень для фармакологического воздействия при профилактике ССЗ у пациентов с метаболическим синдромом. В настоящее время с этой целью используют препараты двух классов - бигуаниды (метформин) и тиазолидиндионы (сенситайзеры инсулина). Обе группы препаратов уменьшают инсулинорезистентность и благотворно влияют на различные метаболические факторы риска. Эффективность метформина у пациентов с избыточным весом и сахарным диабетом типа 2 изучали в исследовании UKPDS [41]. Обнаружено снижение частоты сердечно-сосудистых событий и смертности за последующие 11 лет наблюдения. В исследованиях тиазолидиндионов выявлено, что прием росиглитазона ассоциирован с повышением риска ИМ [108], в то время как пиоглитазон снижал риск комбинированной конечной точки (ИМ, инсульт, смерть) в клиническом исследовании PROACTIVE [109].

Источник: Кэмм А. Джон, Люшер Томас Ф., Серруис П.В., «Болезни сердца и сосудов.Часть 3 (Главы 11-15)» 2011

А так же в разделе «  ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТЬ »