ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Термин «зоонозы» (болезни от животных) введен Вирховым около века тому назад. Встречаются термины «антропозоонозы» и «зооантропонозы», однако они не прижились по той причине, что не обнаружено бактериальных и вирусных инфекций, возбудители которых существовали бы (как биологиче­ские виды) за счет циркуляции среди людей и животных. Организм человека для возбудителей зоонозов бактериальной и вирусной природы является не­специфическим хозяином — биологическим тупиком. В отдельных случаях воз­можна и наблюдается передача возбудителя зоонозной инфекции от человека к человеку. Однако лишь иногда формируются вторичные антропонозные очаги зоонозной инфекции (желтая лихорадка).
Следовательно, когда речь идет о зоонозах, понятие паразитарной си­стемы анализируется применительно к эпизоотическому процессу. Значит, сле­дует говорить о внутренних механизмах регуляции эпизоотического процесса. Эпидемический процесс при зоонозах — это по существу механизм заражения людей, оказавшихся в сфере циркуляции эпизоотического варианта возбудите­ля.
Имеется большой фактический материал, свидетельствующий о фазности развития эпизоотического процесса при отдельных нозологических формах зоонозных инфекций. Только сейчас происходит осмысление этого фактиче­ского материала с позиций теории саморегуляции паразитарных систем. На примере лейшманиоза показано изменение качественного состояния возбуди­теля при смене фаз резервации и эпизоотического распространения. Характер­но, что полигостальность лейшмании приобретают лишь на стадии эпизооти­ческого распространения. Аналогичные материалы начинают накапливаться также при бактериальных и вирусных зоонозных инфекциях.
В часть IX включены не все зоонозы. Многие из них рассматриваются в последующих X и XI частях. Однако и такой подход не избавил от необхо­димости отдельных отступлений в настоящей части. Так, наиболее представи­тельной группой вирусных зоонозов являются болезни, объединенные по при­знаку передачи возбудителя переносчиками — членистоногими (арбовирусные болезни). По этому признаку в данную группу включена и москитная лихо­радка, которая относится, очевидно, к антропонозам. Однако при оценке всех за и против выявляется нецелесообразность описания этой нозологической формы отдельно от всей группы арбовирусных инфекций.
У возбудителей зоонозов достаточно специализированы механизмы, обеспечивающие самоподдержание эпизоотического процесса. Однако эта спе­циализация не так отчетливо выражена, как у возбудителей антропонозов. Этим определяется относительная полипатогенность и политропность возбу­дителей зоонозов. Наиболее часто возбудители зоонозов локализуются в кро­ви животных. Наблюдается также выделение возбудителей с околоплодной жидкостью и молоком самок, нередко встречается локализация в кишечнике и на наружных покровах. Для некоторых возбудителей зоонозов важное зна­чение имеет локализация в зародышевых клетках (клещи, птицы). Эти особен­ности локализации возбудителей зоонозов определяют как развитие эпизооти­ческого процесса, так и заразительность животных для людей.
Облигатно-трансмиссивными зоонозами человек заражается преимуще­ственно трансмиссивным путем, хотя не исключаются и иные пути передачи инфекции. >■
Заражение людей возбудителями факультативно-трансмиссивных и не­трансмиссивных зоонозов чаще всего происходит при участии самкх раз­личных факторов передачи.
В эпидемиологических целях целесообразно выделение зоонозов в связи с циркуляцией возбудителей среди домашних животных, синантропных грызу­нов и диких животных. Основные источники зоонозных инфекций, как прави­ло, относятся к одной из перечисленных групп животных. Дополнительными источниками той же инфекции могут быть животные других указанных групп, а при отдельных болезнях — и человек.
Заболевания, резервуаром возбудителя которых являются дикие жи­вотные, называются природноочаговыми. Очаги заболеваний, связанные с до­машними животными или синантропными грызунами, называются антропур- гическими. Абсолютной грани между природными и антропургическими очагами нет. Так, при заражении домашних животных отдельными арбовиру- сами создаются временные антропургические очаги природноочаговых болез­ней. Возбудитель бруцеллеза может передаваться от сельскохозяйственных животных диким грызунам. При этом создается временный природный очаг бруцеллеза.
Интенсивность и характер связи людей с эпизоотическими очагами опре­деляются теми или иными элементами социальных условий. С социальными и природными условиями связана активность механизма передачи возбудите­лей среди домашних животных и синантропных грызунов. Самоподдержание же природных очагов (до вмешательства человека) всецело определяется при­родными условиями.
Основой профилактики зоонозов является своевременное выявление опас­ности заражения людей той или иной инфекцией путем проведения санитарно- эпизоотологической и санитарно-эпидемиологической разведки и наблюдения. Эпизоотологические и эпидемиологические особенности инфекции, наличие эффективных средств профилактики и возможности их использования опреде­ляют выбор основных мероприятий. Это могут быть в одних случаях режим­но-ограничительные мероприятия, в других — ветеринарно-санитарные, дера­тизационные, дезинсекционные, прививочные мероприятия и экстренная профилактика, а также сочетание всех этих мероприятий.
На основе принятого в учебнике порядка изложения частной эпидемиоло­гии включенные в настоящую часть зоонозы объединены в главы, посвя­щенные отдельно вирусным и бактериальным зоонозам. Однако в зависимо­сти от потребности целесообразно группировать зоонозы и по признакам, перечисленным в главе 3.

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА »