Карты, применяемые для целей эпидемиологического обследования-


Как видно из изложенного, результаты эпидемиологического обследования бывают довольно многообразны и сложны. При этом работа в очаге длится в течение некоторого времени, пока эпидемиолог не будет иметь в своем распоряжении исчерпывающих данных, характеризующих очаг (каждый случай инфекционной болезни). С другой стороны, каждое эпидемиоло­гическое обследование содержит в себе материал, представляющий науч­ную ценность. Отсюда вытекает давно выработанный технический прием — результаты произведенного эпидемиологического обследования заносить на карту постоянной формы. Последняя, с одной стороны, служит известным планом обследования очага и проведения в нем противоэпидемических меро­приятий, а с другой стороны, хранит собранные данные, служащие для эпидемиолога справочным материалом в его работе над ликвидацией очага. По истечении известного срока карты используются для научной (статисти­ческой и эпидемиологической) обработки.
Об использовании карт как научного материала должны заботиться органы здравоохранения (областные и городские отделы здравоохранения крупных городов, министерства здравоохранения республик) и научные институты.
Выработка вполне совершенных форм карт эпидемиологического обследования представляет задачу большого теоретического и практического значения, которую, к сожалению, нельзя считать на сегодняшний день удовлетворительно разрешенной.
Наиболее общими принципами, из которых следует исходить при реше­нии этой задачи и которые, по-видимому, должны встретить наименьшие возражения, могут явиться следующие: 1) карта составляется на каждый случай заболевания, т. е. носит индивидуальный характер; 2) универсаль­ная форма карты, применяемая для любой инфекции, не может явиться рациональной; 3) принятая форма карты должна быть единой для всей стра­ны, без чего трудно обеспечить единство целей и результатов в борьбе с зараз­ными болезнями. Посмотрим, какими путями достигаются эти резуль­таты.
Применявшиеся еще в XIX веке карты эпидемиологического обследо­вания составлялись по принципу единой формы для всех инфекционных болезней. Это являлось результатом крайне примитивного состояния эпи­демиологических знаний, в связи с чем специфические особенности отдель­ных заразных болезней не были так хорошо известны, как теперь, и все болезни рассматривались преимущественно с точки зрения их неспецифиче­ской зависимости от общих санитарных условий (питание, жилищные усло­вия, общая культурность и т. д.).
С развитием эпидемиологических знаний в последующие десятилетия такие данные (например, передача сыпного тифа вшами и т. п.) не могли игнорироваться, а потому они вносились в карту в качестве дополнитель­ных вопросов, непомерно увеличивая объем карты, причем перегрузка ее происходила за счет вопросов, имеющих значение лишь применительно
к ограниченному числу инфекций. Если первоначально универсальная карта эпидемиологического обследования содержала всего около 30 воп­росов, то в 20-х годах аналогичная карта, включая и перечень проводимых в очаге мероприятий, стала разрастаться до 50—60 вопросов. Это вынудило искать пути рационального решения данной задачи.
Резко выраженная специфичность каждой инфекционной болезни, проявляющаяся в абсолютной специфичности ее возбудителя, патогномонич- ности ее клинических проявлений, специфичности иммунологических про­цессов, особенностях механизма передачи возбудителей, дает достаточно логических оснований для предположения иметь специальную форму карты эпидемиологического обследования для каждой инфекционной болезни. Обоснованность этого положения подтверждается тем жизненным фактом, что во всех случаях, когда в системе органов здравоохранения существуют специализированные учреждения для борьбы с отдельными инфекциями (например, малярийные, противочумные, туберкулезные, венерологические, пастеровские и т. п. учреждения), то они неизменно пользуются специали­зированными картами эпидемиологического обследования больных соот­ветствующими инфекциями.
Конечно, в отношении тех инфекций, для борьбы с которыми не суще­ствует специализированных учреждений, указанный принцип, к сожа­лению, практически не осуществим. Но здесь с успехом может быть исполь­зована известная нам современная классификация инфекционных болезней, распределяющая все инфекции на 4 группы, различающиеся между собой по механизму передачи возбудителей.
Автором при участии группы практических работников одной из обла­стей в 1929 г. в порядке опытной работы была выработана форма карты, в которой раздел специфических вопросов был представлен в четырех вариан­тах, соответствующих четырем классификационным группам инфекцион­ных болезней. Использование опытной карты дало в практике эпидемиоло­гической работы положительный результат.
При ее разработке в основу был положен следующий принцип. Вся­кая карта содержит четыре группы вопросов: 1) общие и формальные дан­ные о больном (фамилия, адрес, диагноз, семейный состав и пр.); 2) спе­циальные (специфические) вопросы (употребляет ли в пищу сырое или кипя­ченое молоко, наблюдается ли вшивость, повреждения наружных покровов и пр.), которые могут представить интерес лишь для отдельных групп инфек­ций; 3) мероприятия и дальнейшее наблюдение за очагом; 4) заключение. Нетрудно понять, что первая, третья и четвертая группы вопросов могут быть совершенно тождественно сформулированы для любой инфекции. Все различия сводятся ко второй группе вопросов (специальных), которых в нашей карте имелось: для кишечной группы 15, для инфекций зева и дыха­тельных путей, а также для кровяных по 7; для инфекций наружных по­кровов (включая раневые) 5.
Принцип построения карт эпидемиологического обследования приме­нительно к классификационным группам инфекционных болезней частично принят с 1954 г. в современной практической работе противоэпидемической службы СССР. Приводим принятую форму карты для кишечных инфекций (стр. 215—217). Для других групп инфекционных болезней частично существуют аналогичные специализированные формы карт.
По-видимому, недостаточное совершенство существующих карт выну­ждает на местах вносить в них изменения, чем нарушается принцип един­ства формы по всей стране.
При эпидемиологическом обследовании крупных территориальных единиц (целого города, района, местности) объектом обследования может быть иногда отдельный дом, целый населенный пункт и пр. В таких случаях

II. Санитарно-эпидемиологическое описание очага
1. Жилищные условия больного: живет в многоквартирном, отдельном доме, имеет
отдельную квартиру, комнату в квартире, общежитии (подчеркнуть, вписать)----------------
--------------------------------- санитарное состояние-------------------------------------- '-------------------
2. Личная гигиена больного----------------------------------------------------------------------------------
3. Водоснабжение: водопровод, колонка, колодец, .открытый водоем. Обеспечены ли
водой в достаточном количестве (подчеркнуть, вписать)-------------------------------------------
санитарное состояние (колодца и пр.)------------------------------------------------------------------
4. Уборная канализованная, неканализованная, в квартире или надворная, общая,.
индивидуальная (подчеркнуть, вписать) --------------------------------------------------------------- .
санитарное содержание уборной ------------------------------------------- ,-----------------------------
5. Санитарное состояние территории ----------------------------------------------------------------------
6. В случае заболевания в детском учреждении указать: количество групп в дет­учреждении изолированы ли группы количество детей в-
группе, которую посещает больной -------------------- были ли нарушения санитарно-эпи­демиологического режима (указать какие)
III. Источник и пути заражения
1. Лица, заподозренные как источник заражения-------------------------------------------------- .....
Фамилия, имя, отчество Домашний адрес С какого по какое число был болен Место работы, учебы, детучреждения, должность Дата и место общения Диагноз
1 2 3 4 5 6

2. Предполагаемые пути передачи инфекции: а) продукты питания или напитки—указать, какие продукты или напитки, дату и место их приобретения, употребления в пищу
б) вода—указать подозреваемый источник водоснабжения в) контактно-бытовой путь передачи инфекции да, нет (подчеркнуть)
3. Обстоятельства, при которых произошло заражение ---------------------------
4. Результат лабораторного исследования -------------------------------------------
5. Если заражение произошло не в данном населенном пункте, указать название насе­ленного пункта
Дата выезда оттуда ------------------- Дата приезда (возвращения) ------------------------------------
Кому послано извещение о заболевшем дата--------------------------------------------------- ——
IV. Мероприятия в очаге
1. Наблюдение за лицами, находившимися в общении с'больным с.
по------------- 196 г.
Фамилия, имя, отчество Возраст Домашний
адрес
Название места работы, учебы, дет­уч реждения; должность Когда и кому со­общено о контакти­ровавших Дата и ре­зультат лаборатор­ного об­следова­ния Дата при­вивки (фу­гирования), название препарата Дата подъе­ма Т° Результат наблюде­ния (здо­ров, гос­питализи­рован и пр.)
2 3 4 5 6 7 8 9


2. Число контактировавших по--------------------------- из них детей до 2-х лет —
3. Дата дезинфекции ---------------------------------- способ проведения дезинфекции
4. Куда направлено извещение о больном, дата-------------------------------------------------
5. Какие мероприятия проведены по месту работы, учебы, в детском учреждении
6. Прочие проведенные мероприятия
V. Дополнительные сведения
VI. Заключение по эпидобследованию (источник, оценка мероприятий)
VII. Даты и результаты повторных посещений очага
Подпись обследователя
независимо от индивидуальных карт должны применяться карты специаль­ной формы.
Наконец, при проведении обследовательской и практической эпидемио­логической работы может возникнуть потребность в изучении тех или иных множественных явлений, представляющих особый эпидемиологический интерес. Предметом такого изучения чаще всего бывают или различные объекты, требующие санитарного обследования, описания и изучения (например, источники водоснабжения, пищевые предприятия, детские учреждения и т. п.), или же те или иные мероприятия, эффективность кото­рых нуждается в объективной оценке (например, выявление заразоносителей, производство предохранительных прививок и т. п.).
В таких случаях также создаются специальные карты, в которых по единой форме заносятся необходимые данные, что обеспечивает возможность последующей статистической обработки собранных материалов.

Источник: Проф. Л. В. Громашевский, «Общая эпидемиология» 1965

А так же в разделе «Карты, применяемые для целей эпидемиологического обследования- »