8. Рост числа одиноких людей

В России отмечается рост числа людей, предпочитающих одинокий образ жизни. Жить одному — исторически новый феномен.

Одинокий образ жизни традиционно считался отклонением от нормы, странностью. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Отсюда и ориентация системы поведения молодежи на развитие отношений, которые должны завершиться вступлением в брак (Громыко М. М., 1991, с. 438). «Неженатый у нас не считается настоящим крестьянином. На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто нецельное, отчасти с презрением» — таково мнение жителей Ярославской губернии. «Холостому быть хозяином общество запрещает» — такое мнение бытовало в конце XIX века в Волховском уезде Орловской губернии.

Признание крестьянами роли семьи в материальном и нравственном благополучии человека отразилось в многочисленных пословицах: «Холостой — полчеловека», «Семейный горшок всегда кипит»; «Семейная каша погуще ки пит»; «В семье и каша гуще»; «Семейное согласие всего дороже»; «Муж жене отец, жена мужу венец» (Там же, с. 170).

В последние годы все больше мужчин и женщин в «подходящем для брака возрасте» решают жить одиноко (Шнейдер JT. Б., 2003). По данным одного из опросов 1990-х годов, 10% молодых людей обоего пола в возрасте 31 года еще не вступали в брак (к этому же возрасту 10,8% были уже разведены, а 2,9% овдовели).

Л. А. Коростылева (2000) упоминает причины невступления в брак: ?

своеобразный протест (сознательное невступление в брак) против навязываемого обществом обязательного брака как социального стереотипа счастливой жизни; ?

несоответствие реальных брачных отношений идеализированной модели семейного счастья, предлагаемой средствами массовой информации; ?

рост числа неудовлетворенных брачными отношениями.

Л. Б. Шнейдер пишет о таких факторах, как: ?

профессиональный и образовательный рост женщин, изменение их взглядов на представления о самореализации; ?

преобладающее число женщин в брачном возрасте в связи с высокой смертностью мужского населения (впрочем, половая диспропорция заметно сказывается в возрастных категориях старше 40 лет — по данным переписи населения 2002 года. — Прим. автора); ?

распространенная в некоторых слоях населения и соответствующая определенному аспекту реальности точка зрения, что легче прожить одному. Выгоды от психологического комфорта жизни в семье перекрываются издержками социально-экономического положения дел в семейной политике (Шнейдер Л. Б., 2003).

Нередко существуют объективные факторы, препятствующие вступлению в брак. Это могут быть неблагоприятные жилищные условия, необходимость оказания помощи больным или престарелым родителям (Коростылева Л. А., 2000).

В настоящий момент в развитых странах наблюдается тенденция роста числа людей, предпочитающих одинокий образ жизни. К примеру, на сегодняшний день в Германии в больших городах почти половина населения — одиночки (в Берлине — 45%) (Жумина А., 2000). Этому способствуют в значительной степени экономические причины, возможность комфортной жизни в городах благодаря развитой социальной инфраструктуре (сети медицинских и социальных служб, обеспечивающих современного человека бытовым обслуживанием, врачебной помощью, развитие бытовой техники), — все это позволяет человеку обслуживать себя самостоятельно или с помощью приходящей на короткое время прислуги. По данным нашего исследования современных сельских жителей в 1992-1998 годах, на селе «семейностремительная» тяга даже в наши дни довольно значительна из-за необходимости защиты, физической помощи, отсутствия элементарных удобств (Андреева Т. В., 2003). В этом случае более выражена потребность иметь брачного партнера, семью — имея близких, человеку на селе выжить легче.

Существует и еще одна причина выбора одинокого образа жизни — тенденция западных стран (а в последние десятилетия и России) к преобладанию индивидуалистических ценностей над коллективистскими, к индивидуальному успеху, стремлению к потребительству в ущерб отношениям между близкими людьми (семьей, соседями, друзьями).

В настоящее время брачная структура населения России характеризуется следующими данными (Перепись, 2002). Из 1000 человек в возрасте старше 16 лет: 1.

210 (то есть 21%) — никогда не состояли в браке (в 1989 году таких было 16,1%); 2.

572 (57,2%) — состоят в браке (в 1989 году — 65,3%); 3.

114 (11,4%) - вдовые (в 1989 году - 11,0%); 4.

94 (9,4%) — разведенные (в 1989 году — 7,2%).

Таким образом, число лиц, никогда не состоявших в браке, выросло за этот период на 5%, а доля лиц, не имеющих брачных отношений по причине вдовства, разводов и невступления в брак, составляла 42,8% (рис. 1).

Г. Крайг, анализируя американскую статистику по заключению браков, пишет о том, что в исторической перспективе в США периодически большие группы людей оставались холостыми или незамужними. К примеру, в конце 1930-х годов, когда Америка приходила в себя после Великой депрессии, в брак вступали очень немногие, а те, кто все-таки решался, делали это в более позднем возрасте. Тенденция к ослаблению матримониальных намерений получила продолжение в годы Второй мировой войны, когда миллионы женщин пополнили ряды рабочей силы. К концу войны ситуация резко изменилась. К середине 1950-х годов лишь 4% взрослых людей, находившихся в брачном возрасте, оставались одинокими, а возраст впервые вступающих в брак среди одиноких людей упал до рекордно низкой отметки. Безбрачие снова стало пользоваться популярностью в 70—80-е годы, когда процент одиноких людей, решивших создать семью, упал до уровня, зарегистрированного в период Ве- 572

653

700

600

500 210

300

200

100

? 1989 г. Ш 2002 г.

110 114 72 Ufij? С > V состоящие в браке

вдовые

разведенные и разошедшиеся

никогда не состоявшие в браке

Рис. 1. Брачное состояние населения (на 1000 человек в возрасте 16 лет и более) ликой депрессии. В 1993 году в США в возрасте старше 18 лет не состояли в браке 22,6% населения, вдовствовали 7,3% и находились в разводе 6,9% (Крайг Г., 2002). Таким образом, было установлено, что в США состояли в браке 63,2% населения — чуть больше, чем в России, — за счет того, что вдовых американцев (американок) примерно на треть меньше, чем российских жителей, потерявших супруга.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «8. Рост числа одиноких людей »