Психография вратарской карьеры. 

 
Спортсмен размышляет. Статья из журнала «Спортивный психолог», № 3, 2006.
В.Еремеев, мастер спорта по хоккею, чемпион России-2005, «Динамо» (Москва)
Когда человек достигает хорошего результата в спорте, он задумывается — в чем же все-таки причины его удачного выступления? Тем более, что коллеги по цеху — вратари команд соперников после игр плей-офф 2004-2005 настойчиво задавали один и тот же вопрос: каким образом удавалось сохранить в этих играх полную сосредоточенность и мобилизацию?
Не открою ничего нового, если скажу, что в спорте вообще, а в игре хоккейного вратаря в частности немалую роль играет, помимо физического состояния и кондиций, психическое состояние. Хоккеист, имея хорошие физические и технические данные, не всегда добирается до той цели, которую он себе поставил. Причем это происходит в самый ответственный момент. Есть очевидная для всех спортсменов проблема, на которую мало кто серьезно обращает внимание — его индивидуальная психология.
Мои наблюдения хоккея изнутри, «от рамки» ворот, однозначно выделяют тех, кто имеет преимущество в своих амплуа, — это те, у кого крепче психология.
Свой первый взгляд в сторону психологии я обратил достаточно давно. Когда играешь сам или смотришь игры других и игра идет на равных, видно, как включается психологический фактор каждого спортсмена. Начинаешь группировать хоккеистов по их реакциям на стандартные ситуации или на совершенно неожиданные действия соперника. Это необходимо, так как я должен найти компенсацию на ошибочные действия своих защитников, распределить усилия, если у нас удаление. И главное — учесть свое состояние.
У каждого спортсмена в его карьере бывает хороший период, но бывает и не очень хороший, и я не исключение. В один из таких периодов я стал понимать, что в моей психологии происходит что-то не совсем то, на что я надеялся перед каждой игрой. Тренируюсь хорошо и много, тренеры доверяют, а выхожу на игру
и... ничего не получается.
Я стал работать с психологом. И к этому нужно прийти самому. Если человек этого не желает, то результата может и не быть. Печальный опыт моих товарищей, начавших психотренинг со мной, но усомнившихся в своем выборе, только убедил меня в этом. Есть здесь, правда, одна сложность: в нужное время, в нужном месте должен оказаться настоящий спортивный психолог, да еще понимающий хоккей. Такой день нечасто бывает.
В сезоне-2002/2003 наш тренер З. Х. Билялетдинов пригласил в команду профессора Владимира Федоровича Сопова. И это он с невозмутимым видом прогуливался в тот день возле клубного автобуса и как бы случайно задал мне несколько простых вопросов, после которых стало ясно, что ответы есть не только на них, но и на те, которые досаждали мне весь начальный период чемпионата РХЛ. В его кабинете психологической разгрузки на динамовской базе мы начали выстраивать мою «Программу психологического обеспечения игры хоккейного вратаря».
Она включала в себя очень подробную и крайне интересную для меня психодиагностику, различные психотехники и усвоение актуальной для меня информации. Книги по психологии, брошюры для спортсменов, листки с информацией о моем психическом состоянии и особенно плакатики с изречениями и аксиомами появлялись неожиданно и всегда вовремя: «Потом» ведет в «никуда» — с этого мы начали нашу работу.
После хороших нагрузочных тренировок целенаправленное восстановление просто необходимо, это один из важнейших этапов профессиональной жизни хоккеиста. Психология уточняет: восстанавливаться необходимо непосредственно после нагрузок и с психологическим анализом произошедшего на тренировке.
После тренировок я выбирал тихое и спокойное место на базе, усаживался поудобнее, так, чтобы тело было полностью расслаблено, и представлял себя в уютном и безопасном месте, что мое тело расслабляется и восстанавливается. И так каждый день, после каждой тренировки. И у меня начало получаться. Случилось так, что я однажды чуть-чуть не упал со стула (все тренировки я провожу на жестком стуле, как в раздевалке), настолько хорошим было расслабление. Наладился сон, появилась спокойная уверенность и ясность в понимании происходящего.
Вторым этапом тренинга было быстрое включение (мобилизация) после восстановления, это связано с тем, что в игре часто бывают ситуации, когда нужно «включиться» в игру за считанные доли секунды. Стимулом для мгновенного включения стала шайба, подвешенная профессором на веревочке, которую я, открыв глаза, неожиданно обнаруживал сантиметров за 50 от себя.
Когда аппаратура подтвердила стабильность моего расслабления и мобилизации, настал этап настроя на игру. Именно настроя. Я вспоминал свои хорошие игры до этого периода и прокручивал в голове те ситуации, которые могут произойти в игре. Представлял, как будут работать мышцы моих рук и ног, как будет работать моя голова, на что нужно обратить внимание.
Каждая игра развивается совсем по другому сценарию, каждую игру твое состояние разное, и, исходя из этого, я настраивался по-разному в зависимости от сильных и слабых сторон своего психофизического состояния на каждую конкретную игру.
Если я чувствовал себя не очень хорошо физически (и это подтверждал листок от психолога с «секретными графиками моих биоритмов»), настрой был на ощущение в более хорошем состоянии и движении моих мышц.
Если же мое эмоциональное состояние было не очень, я старался не обращать внимания на всякие «хоккейные мелочи», которые меня могут раздражать, а представлял это как должное и даже позитивное.
Если интеллектуальная составляющая моего состояния была не такой, какой хотелось бы, представлял, какие ситуации в игре могут возникнуть. Это только на первый взгляд кажется мелочью, а ведь из этих мелочей складывается и игра, и мое поведение в ней. Иногда было обидно наблюдать, как крайне необходимый в игре хоккеист, не справившийся с этими мелочами, покидал игру до конца, сокрушая по пути инвентарь и мебель спортивной арены.
После игры — обязательно упражнения на расслабление и восстановление, независимо от результата. В книге Владимира Федоровича «Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату» особо подчеркивается роль послесоревновательного отрезка в учебно-тренировочном процессе, здесь не должно быть суеты, и надо найти позитив. Во всем. С этой целью можно применить телефонную консультацию с психологом. Кстати, телефонную консультацию мы часто применяли до игры и из других городов — очень удобно и эффективно.
Перед тем, как перенести полученные навыки психической саморегуляции в игру, я моделировал это перед жесткими тренировками, стараясь при этом делать все в более быстром темпе по времени, включая упражнения на мгновенное восприятие ситуации и мгновенное включение в игру. Затем совместно с психологом была разработана циклограмма применения психотехник в день игры — от момента выезда с базы или гостиницы до прибытия на арену, до начала игры, которая строго соблюдается. И весь следующий сезон я очень успешно самостоятельно выполнял нашу программу.
Сезон-2004/2005 сложился для меня непросто. Команда поставила высокую цель: выиграть чемпионат РХЛ. Нагрузки резко возросли, появились травмы. После тяжелой травмы в разгар сезона было особенно тяжело восстанавливаться и набирать форму. По срокам можно было просто не успеть к плей-офф. И я вновь обратился к психологу.
В этот раз наиболее безопасным и уютным местом для моего психотренинга Владимир Федорович избрал... дно бассейна!
Была составлена программа по моему экстренному восстановлению с применением «гидрокосмических» упражнений. Помимо тренировок на льду, сеансов саморегуляции, она включала в себя тренировки в бассейне под водой, чтобы мой мозг в условиях отсутствия гравитации включил все свои резервы по восстановлению двигательных навыков, а мышцы в воде делали бы все с большим сопротивлением.
Под водой я делал те движения, которые я делаю на льду. Кувыркаясь под водой в разные стороны и делая любые движения, я старался смотреть в одну и ту же точку. Эффект был быстрым и мощным — я вновь на льду, и это помогло мне добиться очень хороших результатов в играх за право выхода в финал, а затем в плей-офф.
Анализ своей игры и своего психического состояния на протяжении трех сезонов показывает главный итог: психологическая подготовка — это долгий и упорный труд, прежде всего самого спортсмена. И его консультанта-психолога, сразу объявившего: «Чудес не бывает, главное — вера в свои силы».
Сезон закончился — мы чемпионы! Сезон начинается — что там впереди?
Передо мной на столе листочек от профессора, на нем слова Ромена Роллана: «Нельзя победить раз и навсегда. Побеждать нужно ежедневно!!!». 

Источник: В.Ф.Сопов, «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ» 2010

А так же в разделе «  Психография вратарской карьеры.  »