АТЕРОСКЛЕРОЗ, АРТЕРИАЛЬНЫЕ СОСУДЫ И ВОЗРАСТ


До настоящего времени широко распространено ошибочное мнение, что атеросклероз тесно связан со старением человеческого организма. Не отрицая возраста как фактора риска атеросклероза на популяционном уровне, следует отметить, что клинический, да и просто жизненный опыт показывают, что атеросклероз с самыми тяжелыми кардиальными и церебральными проявлениями может встречаться и у молодых лиц, или по крайней мере в цветущем (30-35 лет) возрасте, и, с другой стороны, может отсутствовать у стариков. И вот здесь перед глазами авторов этих строк стоит пример их учителей, которые, находясь в весьма почтенном возрасте, сохраняли не только чрезвычайно высокую интеллектуальную работоспособность, но и служили образцом неиссякаемой бодрости духа для своих сотрудников и учеников. В связи с этим мы подчеркиваем, что атеросклероз не является неизбежным проявлением старения организма, хотя с возрастом встречается чаще и мультифокаль- нее. Признавая, таким образом, несомненное и доказанное в эпидемиологических исследованиях предрасположение к атеросклерозу лиц пожилого возраста, мы должны строго отличать атеросклероз как болезнь от процесса возрастной инволюции сосудов.
Возрастные изменения артерий состоят в более или менее равномерном увеличении их размеров — как ширины просвета, так и толщины стенок. По мере старения расширение сосудистого просвета выражено более значительно за счет постепенного уменьшения толщины артериальной стенки. Характерные изменения обнаруживаются в структуре стенки. В наибольшей мере они касаются интимы: от внутренней эластической мембраны отщепляются отдельные волокна, создающие как бы две эластические пластинки, между которыми появляются гладкомышечные клетки, и образуется рыхлый мышечно-эластический слой [53].
В медии с возрастом также происходят изменения: количество коллагеновых волокон увеличивается, чему предшествует разрастание пре- коллагеновых фибрилл, из которых образуются соединительнотканные волокна. Параллельно отмечается некоторая атрофия мышечных эле
ментов. Этот фиброз возрастного характера наблюдается заметнее в более крупных центральных отделах артерий.
В коронарных артериях в пожилом возрасте значительно уменьшается количество мышечных волокон, в медии нарастает число соединительнотканных элементов. Просвет сосуда у людей этого возраста деформирован за счет как фиброзной ткани, так и атеросклеротических бляшек.
Сонные и подключичные артерии у людей старше 40 лет претерпевают утолщение интимы и медии в связи с распадом и фрагментацией эластических волокон, накоплением в них гликозаминогликанов. Из- за распада внутренней эластической мембраны гиперпластический слой проксимального и дистального отделов общей сонной артерии к 60 годам теряет свое структурное строение, в интиме накапливаются глико- заминогликаны и плазменные белки.
В бедренных артериях после 50-60 лет в гиперпластическом слое развиваются процессы огрубления коллагеновых волокон, местами с гиа- линизацией. Аргирофильные волокна теряют свою извитость и подвергаются фрагментации. Резкое утолщение интимы по времени и выраженности совпадает с процессом атрофии медии [15].
Следует помнить, что индивидуальные особенности возрастных морфологических и гистохимических изменений могут проявляться во всех оболочках артерий, причем эти особенности касаются как сроков наступления, так и степени развития изменений.
В онтогенезе прослеживается также определенная закономерность в энергетическом обмене клетки. В старости развивается напряженность энергетического обмена в связи с увеличением диспропорции между процессами, потребляющими энергию, и процессами, генерирующими АТФ. Кроме того, при старении снижается интенсивность тканевого дыхания во всех органах и тканях, в том числе в стенке кровеносных сосудов. При этом установлено, что существует двусторонняя зависимость между возрастными изменениями энергетических процессов и нейрогуморальными влияниями: а) сдвиги в процессах нейрогумораль- ной реакции во многом определяют возрастные особенности энергетических процессов в клетках; б) возрастные изменения в энергетике клетки изменяют характер ее реакции на регуляторные влияния [74].
При изучении сосудистой реактивности в ответ на термические раздражители (холод, тепло) у людей старше 60 лет наблюдалась инертность сосудистых реакций в виде удлинения латентного периода, времени этой реакции и восстановительного периода [75]. В то же время по мере старения организма на фоне понижения нервных влияний на сердечнососудистую систему повышается ее чувствительность к гуморальным факторам, в частности, — к катехоламинам. Об этом свидетельствует то, что при введении сравнительно низких доз адреналина и норадренали-
на у лиц пожилого и старческого возраста сокращается латентный период реакции и наблюдаются выраженные нарушения в системе кровообращения: сосудистого тонуса, артериального давления, сердечного выброса [75].
Таким образом, в процессе старения в артериальной системе человека происходит ряд структурных и функциональных изменений, которые в совокупности значительно ограничивают диапазон адаптационных возможностей системы кровообращения в поздний период онтогенеза. Существующая латентная физиологическая сенильная функциональная недостаточность артериальной системы циркуляции особенно проявляется в условиях ее напряжения, что лимитирует жизнедеятельность пожилого человека [76].
Описываемые структурные и функциональные явления в артериальных сосудах начинаются уже в молодом возрасте, постепенно усиливаются и к старости приобретают качественные изменения. Спорным является вопрос, можно ли считать их стоящими на грани физиологических и патологических процессов, но ясно, что их следует отличать от атеро-склероза как болезни. Поэтому прав был M.Burger [77], утверждая, что физиологический склероз стариков — судьба, а атеросклероз — болезнь. 

Источник: Карпов Р.С., Дудко В.А, «Атеросклероз: патогенез, клиника, функциональная диагностика, лечение.» 1998

А так же в разделе «АТЕРОСКЛЕРОЗ, АРТЕРИАЛЬНЫЕ СОСУДЫ И ВОЗРАСТ »