ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

  Ведение послеоперационного периода следует рассматривать как продолжение единой программы лечебных мероприятий, начатых в ходе предоперационной подготовки и самой операции. С некоторой условностью в комплексе лечебных мероприятий послеоперационного периода можно выделить отдельные направления. При этом следует учитывать, что многие конкретные мероприятия выполняют задачи не одного, а нескольких патогенетически обоснованных лечебных направлений.
Особое значение имеет восстановление внутренней среды организма. Задача решается путем адекватной, рационально спрограммированной инфузионной терапии. Ги-погидратация тканей появляется уже на относительно ранних этапах возникновения непроходимости, а в запущенной стадии прогресса, по мере развития токсической и терминальной фазы разлитого перитонита гипогидра-тация захватывает клеточный сектор, причем потери внутриклеточной жидкости достигают 12—15% и более [Белый В. Я., 1985]. Вполне естественно, что, не устранив клеточную гипогидратацию, т. е. не восстановив основную среду, в которой происходят все вегетативные процессы, нельзя рассчитывать на коррекцию метаболических нарушений. В связи с этим введение больших количеств низкоконцентрированных (изотонических и гипотонических) полиионных растворов (до 100—150 мл на 1 кг массы тела) в значительной мере определяет содержание и объем инфузионной терапии в 1-е сутки послеоперационного периода. Устранение клеточной гипогидратации необходимо постоянно сочетать с восполнением ОЦК, восстановлением водно-электролитных, коллоидно-осмотических и кислотно-основных взаимоотношений. Это достигается рациональным использованием управляемой гемоди-люции с применением полиионных, коллоидных растворов, 5% раствора глюкозы. Разумеется, при составлении индивидуальной программы инфузионной терапии необходимо учитывать особенности больного — его возраст, наличие и характер сопутствующих заболеваний. В условиях хирургического стационара, оснащенного современной экспресс-лабораторией, индивидуальную программу инфузионной терапии можно оперативно корригировать в соответствии с изменениями основных показателей. Использование формул для расчета объема вводимой жидкости, темпа инфузии (количество капель в минуту), состава электролитов [Дедерер Ю. М., 1971] позволяет получить лишь ориентировочные данные и не подменяет коррекцию инфузионной терапии с учетом лабораторной информации.
Необходимость устранения тканевой гипоксии в послеоперационном периоде появляется у больных с запущенными формами острой кишечной непроходимости. Большое значение в этом плане имеет нормализация функции внешнего дыхания, центральной и периферической гемодинамики. При необходимости используют продленную ИВЛ под строгим контролем КОС крови и гемодинамических параметров. Восполнение ОЦК, применение кардиотонических средств и улучшение реологических свойств крови в ходе инфузионной терапии обеспечивают адекватное участие гемодинамического фактора в устранении тканевой гипоксии.
Устранению токсемии способствуют инфузионная терапия с применением растворов глюкозы, нативной плазмы, альбумина, а также сама по себе гемодилюция. Однако в последние годы все более широкое распространение в лечении хирургических эндотоксических приобретают сорбционные методы детоксикации организма [Лопухин Ю. М. и др., 1977; Кочиев О. С., 1984; Лопухин Ю. М., Молоденков М. Н., 1985, и др.]. К их числу относятся гемосорбция, лимфосорбция и энтеросорбция.
Острая кишечная непроходимость, особенно поздняя ее стадия, когда присоединяется разлитой перитонит — тяжелый процесс, сопровождающийся массивным катаболизмом. В связи с этим без восполнения пластических и энергетических ресурсов невозможно рассчитывать на положительную динамику заболевания. Особенности процесса исключают на раннем этапе послеоперационного периода активное включение энтерального питания. Следовательно, сразу же после неотложных мероприятий по коррекции внутренней среды организма необходимо осуществлять парентеральное питание. При этом калорийность обеспечивают главным образом концентрированными (20—30%) растворами глюкозы с адекватным добавлением инсулина. При возможности до Уз энергетических .потребностей восполняют введением 20% жировых эмульсий (интралипид, липофундин). Пластические потребности организма обеспечиваются введением белковых гидролизатов и растворов аминокислот. В среднем больные должны получать не менее 2500—3000 ккал в сутки.
Представляется перспективным изучение возможностей раннего энтерального питания с помощью элементных диет и ферментных препаратов даже после операций, выполненных в условиях перитонита, однако этот вопрос находится в стадии изучения. Кроме того, необходим постоянный тщательный контроль за состоянием сердечно-сосудистой системы, функцией внешнего дыхания, состоянием печени, выделительной системы, восстановлением функциональной активности кишечника. В этом плане при необходимости проводят медикаментозную стимуляцию диуреза на фоне адекватного восполнения 01ДК, применяют кардиотропные препараты, производят санацию трахеобронхиального дерева, оксигенотерапию . и т. д;
Восстановление двигательной активности кишечника у больных, оперированных по поводу (ЗКН, является предметом особой заботы в послеоперационном периоде. Задача эта решается комплексно, начиная с декомпрессии кишечника в ходе операции и в первые дни после нее, а затем — путем устранения симпатического гипертонуса длительной перидуральной блокадой (тримека-ином), а также использованием симпатолитических или парасимпатомиметических препаратов (питуитрин, прозе-рин) в сочетании с внутривенным введением 10% гипертонического раствора хлорида натрия, лечебными микроклизмами, использованием методов рефлексотерапии (компрессы, электростимуляция, магнитофоры и др.). Вместе с тем восстановление функциональной активности кишечника представляет собой конкретную задачу, которая по- разному решается у больных с различными формами ОКН.
Антибактериальная терапия при лечении ОКН должна носить превентивный и комплексный характер. Эти требования начинают реализоваться путем парентерального введения антибиотиков широкого спектра перед операцией и в ходе вмешательства. В послеоперационном периоде антибиотики вводят, как правило, двумя путями: парентерально и местно, внутрибрюшинно. Последнее особенно необходимо, если операцию выполняют в условиях разлитого перитонита. В этом случае антибиотики добавляют в диализирующий раствор при проточном, но главное — при фракционном орошении брюшной полости. Обычно в 1—2-е сутки послеоперационного периода с целью орошения через перфорированную трубку диаметром 3—4 мм вводят капельно до 1,5 л изотонического раствора хлорида натрия с добавлением 1,5—2 г канамицина. В дальнейшем, в течение 2—3 дней производят фракционное введение через трубку до 50—100 мл 0,25% раствора новокаина с 1—2 г канамицина или цепорина 2—3 раза в сутки.
Методика внутрибрюшинного применения антибиотиков в ходе проточного или фракционного орошения, когда через брюшную полость пропускают значительно большие объемы (до 4—8 л и более) растворов, несколько отличается в рекомендациях отдельных авторов [Дерябин И. И., Лизанец М. К., 1973; Кочиев О. С., 1984], но общая суточная доза препаратов, как правило, сохраняется и соответствует среднетерапевтической или субмаксимальной (в зависимости от применяемого антибиотика).
Внутрибрюшинное введение антибиотиков необходимо сочетать с парентеральным (внутривенным или внутримышечным) их применением. При подборе комбинации антибиотиков руководствуются их совместимостью и результатами определения чувствительности микрофлоры. В случае неблагоприятного, затяжного послеоперационного течения обычно происходит смена доминирующей микрофлоры, в ходе которой ведущее положение занимают неклостридиальные анаэробы. В связи с этим в комплексной терапии следует предусмотреть использование лекарственных средств, обладающих специальной высокой активностью в отношении этих видов микроорганизмов. Такими средствами могут быть антибиотики (клин-домицин, левомицетина сукцинат) или препараты метра-нидозолового ряда (флагил, трихопол).
В последние годы получило распространение применение антибиотиков путем внутриаортального их введения (Радзивил Г. Г. и др., 1983; Петров В. П. и др., 1983; Лыткин М. И., Попов Ю. А., 1984; Попов Ю. А., 1986, и др.]. При этом рационально сочетать антибактериальную терапию с использованием вазоактивных и улучшающих реологию крови препаратов (трентал, компламин, реополиглюкин).
К мероприятиям, подавляющим инфекционное начало, относится также воздействие на иммунный статус. При тяжелом течении послеоперационного периода особое значение имеет пассивная специфическая и неспецифическая иммунотерапия: введение антистафилококковой гипериммунной плазмы [Каншин Н. Н. и др., 1981], лей-коцитной и тромбоцитной массы, свежецитратной или свежегепаринизированной крови, гамма-глобулина.
Все указанные направления лечебного воздействия характеризуют лишь общую схему, которая подлежит индивидуальной коррекции и уточнению при лечении каждого больного.

Источник: Петров В. П., Ерюхин И. А., «Кишечная непроходимость» 1989

А так же в разделе «  ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ »