ВЫЖИВАЕМОСТЬ КИШЕЧНЫХ ВИРУСОВ В ВОДЕ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ


Возможность распространения кишечных вирус­ных инфекций водным путем в значительной мере за­висит от устойчивости вирусов к неблагоприятным факторам внешней среды и в результате этого — от длительности их выживания в воде. Поэтому необхо­димо тщательное изучение отношения вирусов кишеч­ника человека к влиянию различных факторов, дейст­вующих в естественных условиях в воде различного состава.
В литературе к настоящему времени имеется до­вольно обширный материал по выживаемости отдель­ных представителей групп кишечных вирусов в воде. 14
Таблица б
Длительность сохранения энтеровирусов в воде



Рис. 4. Длительность сохранения энтеровирусов в сточной воде.

Как видно из данных, приведенных в табл. 6, сро­ки выживания одних и тех же типов вирусов в одно­значных водах довольно разнообразны. По-видимому, это в первую очередь объясняется пестротой методи­ческих приемов, использованных различными автора­ми при постановке экспериментов, и разными усло­виями, в которых изучали выживаемость кишечных вирусов в воде. В то же время приведенные данные позволяют выявить определенные тенденции в изме­нении сроков сохранения инфекционной активности энтеровирусов в зависимости от ряда факторов. Уста­новлено, что как вакцинные, так и вирулентные штам­мы вируса полиомиелита сохраняют свою активность в речной и водопроводной воде примерно одинаковые сроки. Так, полученные нами данные показали одина­ковую выживаемость в сточной воде вируса полио­миелита типа 1 — вакцинного штамма () и ди­
кого (Луговской) (рис. 4). Таким образом, вакцин­ные штаммы вируса полиомиелита могут служить мо­дельными штаммами при проведении эксперименталь­ных исследований.
Длительность сохранения в воде вируса полиомие­лита также значительно повышается при понижении
температуры: при 4°С в нестерильной речной и водо­проводной воде полиовирус выживает 91 день, а при 37° и 18—20°С только 11 и 37 дней соответственно. Установлена зависимость длительности выживания вируса от исходной концентоаиии. Пои внесении в во­ду вируса в концентрации
его обнаруживали в течение 77 дней, а при исходной концентрации—лишь до 28 дней. При 37°С ви­русы при этих концентрациях выживали в воде соот­ветственно 14 и 7 дней. При нагревании до 60 и 80 С вирус полиомиелита при исходной концентрации 10 > ТЦД50/мл инактивировался в течение 15 мин (Girier е. а., 1965).
Установлено влияние на сроки выживания вируса полиомиелита в воде сопутствующей микрофлоры. Интересные данные были получены Л. Ф. Киселе­вой (1967) относительно влияния бактериальной микрофлоры (кишечной палочки патогенного серо­типа Ош,) на длительность выживания ви­
руса Коксаки ВЗ. Установлено, что наличие бакте­риального загрязнения способствует повышению дли­тельности сохранения жизнеспособности указанного вируса в воде при 17° и 37 С, причем внесение в воду бактериальной взвеси, предварительно убитой прогреванием, оказывало большее стабилизирующее действие, чем присутствие живых бактериальных кле­ток. Так, при температуре 17°С в среде ,№ 199 вирус Коксаки ВЗ в смеси с убитыми бактериями сохранял­ся 260 дней, в смеси с живыми бактериями 140 дней, а в стерильной среде — 80 дней. При темпера­туре 37°С вирус соответственно определялся на 30 18-е и 9-е сутки. По мнению А. Ф. Киселевой, по­
лученные данные в некоторой степени объясняют ме­ханизм передачи вирусной инфекции при нахождении в объектах внешней среды бактериально-вирусных ас­социаций.
Л. В. Григорьевой (1968) изучена выживаемость в воде вирусов Коксаки группы А. Исследования, про веденные тремя штаммами вирусов Коксаки А5, А7 и А14, показали, что наибольшей устойчивостью в во­де обладает серотип А5 — при температуре и
исходной концентрации 103 он сохраняется в автокла­вированной водопроводной воде более двух лет (/»и дней).
Срок выживания в воде при тех же условиях серо- типов А7 и А14 вдвое короче и составляет соответст­венно 360 и 337 дней. При температуре 18—20°С ука­занные вирусы выживают в автоклавированной водо­проводной воде в течение 127—214 дней. В автокла­вированной речной воде серотип А6 сохранял свою активность при температуре 4—6°С так же длительно, как и в водопроводной (776 дней), однако при температуре 18 20 С длительность его выживания со­кращается по сравнению с водопроводной бодой почти вдвое (214 и 121 день). Установленные сроки сохра­нения активности вирусов Коксаки группы А в воде являются наиболее длительными среди всей группы энтеровирусов.
Приведенные в таблице данные показывают, что сроки выживания различных вирусов в воде в значи­тельной степени зависят и от штаммовой принадлеж­ности вируса. Наиболее длительно в воде выживают вирусы Коксаки группы А. Вирус полиомиелита как аттенуированный, так и вирулентный штаммы при прочих равных условиях выживают менее длительно, чем вирусы Коксаки группы А. Сроки выживаемости вирусов Коксаки группы В в сточной и водопроводной воде наиболее короткие: они составляют 33—46 дней.
Chang (1968) также отмечает длительную выжи­ваемость энтеровирусов, особенно в более загрязнен­ных водах. Суммируя имеющиеся в литературе дан­ные по этому вопросу, он отмечает, что в естествен­ных условиях в районах с умеренным климатом уменьшение концентрации кишечных вирусов в воде на 99,9% происходит в жаркое время года за несколь­ко недель, а в холодный период -— за несколько ме­сяцев. В жарких климатических поясах этот срок не­сколько короче.
Отмечается значительное сокращение длительно­сти сохранения кишечных вирусов в морской воде как автоклавированной, так и особенно в естествен­ной. Так, для вируса Коксаки А5 эти сроки составляют соответственно 74 и 18 дней при температуре 4-6°С и 50 10 дней при температуре 18—20°С (Л. В. Григорьева и др., 1964). Ускоренная инакти­вация вирусов в автоклавированной морской воде по сравнению с речной и водопроводной может быть, по- видимому, объяснена повышенным содержанием со-
лей и наличием иода, обладающего, как известно, сильным вирулицидным действием.
Инактивирующие свойства морской воды в отно­шении вирусов кишечной группы отмечены рядом ав­торов. В частности, Magnuson с соавт. (1966) пока­зали в опытах с различными вирусами (вирус полио­миелита трех типов, Коксаки, ECHO, аденовирусы), что морская вода, взятая с разных глубин (до 190 м), обладает вирулицидной активностью. При прогревании морской воды в течение одного часа при 90 С се спо­собность инактивировать кишечные вирусы утрачи­вается. Авторы объяснили вирусинактивирующую активность морской воды присутствием в ней микро­организмов, обладающих антивирусным действием. В процессе исследования ими из образцов морской воды были выделены микроорганизмы, похожие по своим свойствам на Vibrio marinus и обладающие антивирусным действием.
При добавлении в автоклавированную морскую во­ду эти бактерии восстанавливали ее вируснейтрализующую активность.
В этом плане значительный интерес представляют также исследования, проведенные Matossian с соавт.
(1967) . Авторы изучали влияние различных компонен­тов содержащихся в морской воде, на вирус полио­миелита типа I. Вода из Средиземного моря, отобран­ная в летние месяцы 1964 г. и зимой 1965 г., инакти­вировала вирус в концентрации 103 ТЦД50/мл в тече­ние б_9 дней после его внесения. Установлено, что в процессе кипячения и длительного хранения при комнатной температуре морская вода частично утрачи­вала свою вирусинактивирующую способность. Вирулицидное действие искусственно приготовленной мор­ской воды на вирус полиомиелита по сравнению с естественной было менее выраженным и кипячение нс снижало ее активности. Авторы приходят к выводу, что вирулицидное действие морской воды частично обусловлено химическими веществами, растворенными в ней, а частично—термолабильными веществами био­логического происхождения. Судя по данным, полу­ченным предыдущими исследователями, вируснейтрализующую активность морской воды в определен­ной мере можно отнести за счет присутствия в ней специфической морской микрофлоры.
4 Заказ S97G
Аналогичные данные в отношении озерной воды были получены Herrmann и соавт. (1974). По данным Won и Ross (1973), на выживаемость в воде кишечных вирусов (вируса ЕСРО6) не влияет концентрация органических веществ.
Исследованиями, проведенными Plissier с соавт (1961, 1962а, 1962б), также установлено значительное сокращение сроков выживаемости в морской воде вирусов ECHO1 и 6 при 13°С, эти сроки уменьшались с 75 и 33 дней до 17 1/2 и 11 1/2 дней соответственно.
В литературе имеется сравнительно немного дан­ных относительно длительности сохранения в воде аденовирусов. А. П. Ильницким (1966) изучена вы­живаемость трех серотипов аденовирусов (3, 4 и 7а) в водопроводной и прудовой воде при трех темпера­турных режимах (5—6, 18—25 и 30—33°С). Установ­лено влияние температуры, состава воды, штаммовой принадлежности и исходной концентрации вируса на сроки сохранения его активности в воде. Наиболее длительно из изученных штаммов сохранялся в воде серотип 7а — в водопроводной воде при температуре 5—6°С он обнаруживался па протяжении всего пе­риода изучения (130 сут).
А. Л. Беляевым (1967) установлены еще более длительные сроки сохранения в воде аденовирусов серотипов 3 и 7а: при +4°С и в замороженном состоя­нии они сохраняли свою активность более 2 лет.
Еще меньше сведений, естественно, имеется в на­стоящее время в отношении длительности сохранения в воде и других объектах внешней среды вируса ин­фекционного гепатита. В связи с отсутствием возмож­ности обнаружения вируса в лабораторных условиях такие данные могут быть получены лишь в опытах па добровольцах.
В литературе имеются данные, характеризующие значительную устойчивость этиологического агента инфекционного гепатита к химическим и физическим факторам, что позволяет предполагать, что этот вирус устойчив и к неблагоприятным воздействиям внешней среды. И действительно, имеющиеся в настоящее время отдельные сообщения подтверждают это пред­положение. Очень интересные данные, указывающие на длительную выживаемость в воде этиологического агента инфекционного гепатита, получены Neefe и соавт. (1945), проводившими эпидемиологическое об­следование вспышки инфекционного гепатита летом 1944 г. в Пенсильвании. Высказано предположение о водном пути передачи инфекции при использовании для питья сырой колодезной воды, значительно за­грязненной фекалиями. Через 10 иед после начала эпидемии из колодца была взята вода, которая хра­нилась в лаборатории в течение 40 дней при комнат­ной температуре. После этого ее дали выпить 5 добро­вольцам, 4 из которых заболели по истечении инкуба­ционного периода. Аналогичные данные о длительной выживаемости вируса инфекционного гепатита в воде (до 8 нед) были получены Coulon и Netter (1967). Та­ким образом, решая вопрос о возможности использо­вания ряда санитарно-показательных микроорганиз­мов при оценке степени загрязнения воды примени­тельно к вирусам кишечной группы, необходимо учитывать и этиологический агент инфекционного ге­патита как наиболее устойчивый из всей группы ки­шечных вирусов.
Нами проводилось изучение сравнительной выжи­ваемости в воде различной степени загрязнения и в осадке сточных вод нескольких энтеровирусов: вак­цинного штамма вируса полиомиелита типа I, LSc2ab и вируса ЕСН07, 3 штаммов аденовирусов типа 5 (эталонного и 2 выделенных от больных гепатитом), штаммов Т1 и Т2 фага Е. coli как раздельно, так и в присутствии бактериальной флоры (энтерококка и кишечной палочки). Установлено, что сроки выжива­ния изученных штаммов энтеро- и аденовирусов в воде в значительной мере зависят от температуры и сте­пени загрязнения воды, наличия сопутствующей мик- рофлорьц а также от индивидуальной устойчивости штаммов. Выявлена отчетливая тенденция к увеличе­нию сроков сохранения вирусов в более загрязненной воде, т. е. в воде, содержащей большую примесь ор­ганических и минеральных веществ. Эту тенденцию легко проследить на примере штамма ЕСН07 (рис. 5). Мы наблюдали несколько более длительное сохране­ние активности вируса ЕСН07 по сравнению с виру­сом полиомиелита. Вирус ЕСН07 более длительное время сохранял свою активность также в почве и на продуктах питания (овощи). По-видимому, большая

устойчивость этого агента и обусловливает его частое выделение из объектов внешней среды. Нами также изучено влияние сопутствующей микрофлоры на дли­тельность сохранения в воде аденовирусов типа 5. По­казано, что оба изученных штамма аденовирусов вы­живают в воде более длительно в ассоциации с бак­териями. При понижении температуры воды с 18—20° до 4—6°С сроки сохранения аденовирусов увеличива­лись в ряде случаев в 1 1/2 раза (особенно в присутст­вии бактериальной флоры).
При сравнении полученных данных по выживае­мости в воде энтеро- и аденовирусов выявлены общие закономерности, которые заключаются в удлинении сроков сохранения вирусов обеих групп при пониже­нии температуры воды, в присутствии бактериальной микрофлоры и при увеличении содержания в воде органических примесей. Имеются различия в индиви­дуальной устойчивости отдельных штаммов. Аденови­русы оказались более устойчивыми по сравнению с вирусом полиомиелита и ЕСН07.
Одним из важных направлений исследований в об­ласти санитарной вирусологии воды является оценка значения санитарно-показательных микроорганизмов в отношении вирусов кишечной группы. Нами прове­дено сравнительное изучение устойчивости в воде бак­терий и фагов кишечной группы для выяснения во­проса о возможности их использования в качестве са­нитарно-показательных микроорганизмов в отношении энтеро- и аденовирусов.
Представленные в табл. 7 и 8 сроки выживания использовавшихся в эксперименте штаммов бактерий
Таблица 7
Выживаемость Str. faecalis в воде различной степени загрязненности
Срок выживания в днях
при температуре 18—22°С при температуре 4—6°С
раздельно в сочетании раздельно в сочетании
Водопроводная вода
92 139 92 146
Речная вода
109 173 139 148
Сточная вода
105 173 139 156


Таблица 8
Выживаемость Е. coli в воде различной степени загрязненности
Срок выживания в днях
при температуре 18—22°С при температуре 4—6°ь
раздельно в сочетании раздельно в сочетании
Водопроводная вода
109 124 98 100
Речная вода
105 124 92 109
Сточная вода
105 139 98 109


кишечной группы позволяют выявить общие для обоих микроорганизмов закономерности:
1) влияние температурного фактора. Как видно из приведенных данных, более длительная выживае­мость энтерококка и Е. coli отмечается при комнатной температуре по сравнению с температурой 4 о и,
2) влияние сопутствующей микрофлоры. В мик­робных и вирусных" ассоциациях оба штамма выжи­вают более длительно, чем при раздельном внесении,

Рис. 6. Динамика инактивации бактериальной микрофлоры и фага
Е. coli в водопроводной воде при температуре 18—20°С.
а —кишечная палочка; б — энтерококк; в — фаг Т2; г — фаг Т1.

3) влияние степени загрязнения воды. Отмечено более длительное выживание как энтерококка, так и К- coli в воде, богатой органическими веществами (речной и сточной), по сравнению с водопроводной водой.
Таким образом, для обоих микроорганизмов опти­мальным условием из имевших место в опыте явля­лось сочетание благоприятного температурного фак­тора (18—20°С), наличия сопутствующей бактериаль­ной и вирусной флоры и среды обитания, богатой органическими веществами. В этих условиях макси­мальный срок выживания Е. coli составлял 125 сут, энтерококка — 175 сут.
В большинстве вариантов опытов отмечена более длительная выживаемость энтерококков по сравнению с кишечной палочкой. Такая длительная выживае­мость кишечной палочки и энтерококка обусловли­вается, по-видимому, их размножением в воде в экс­периментальных условиях (особенно при температуре 18—20°С). Это положение подтверждается кривыми динамики инактивации модельных штаммов микроор­ганизмов кишечной группы, которые были изучены нами в качестве сопутствующей макрофлоры при исследовании выживаемости в воде энтеро- и адено­вирусов (рис. 6). Как видно из приведенного рис. 6, при экспериментальном внесении в воду при темпе­ратуре 18—22°С происходит размножение энтерокок­ка и Е. coli, причем максимум увеличения концентра­ции этих микроорганизмов в водопроводной воде при
18—22°С приходится на период 40—75-х суток, затем наступает фаза угнетения и к 90—100-м суткам вне­сенные микроорганизмы отмирают. Что касается фага Е. coli, то полученные данные показывают, что оба изученных штамма длительно переживают в воде в отсутствие бактерий.
Полученные нами в экспериментальных условиях данные продемонстрировали, что из всех микроорга­низмов наиболее длительной выживаемостью в воде различной степени загрязненности обладает фаг Е. coli (более 300 сут). Судя по длительности выжи­вания в воде фаг Е. coli может являться санитарно­показательным микроорганизмом в отношении энте­ровирусов и аденовирусов (Г. А. Багдасарьян, Е. Л. Ловцевич, 1972).

Источник: Г. л. БАГДАОАРЬЯН, В. В. ВЛОДАВЕЦ, Р. А. ДМИТРИЕВА, Е. Л. ЛОВЦЕВИЧ, «ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ ВИРУСОЛОГИИ» 1977

А так же в разделе «ВЫЖИВАЕМОСТЬ КИШЕЧНЫХ ВИРУСОВ В ВОДЕ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ »