2. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ

Три упомянутых условия удовлетворения видовой потребности являются общими для человека и животного. Однако потребность сохранения вида у человека имеет дополнительные специфические черты, которых мы не наблюдаем у животных. Важнейшая из них основана на том, что напряжение, связанное с потребностью, отделено от механизма, направляющего действие (стр. 70 и др.)» что значительно усложняет удовлетворение потребности сохранения вида, ибо оказывается необходимым выполнение еще одного условия — адекватного отражения в сознании предмета потребности.

Это обстоятельство вызывает наряду с усложнением удовлетворения потребности расширение сферы ее влияния на поведение человека. Некоторые психологи, главным образом психоаналитики, утверждают, что напряжение, связанное с потребностью размножения, может быть движущей силой многих действий, не находящихся ни в какой связи с ее удовлетворением именно потому, что оно не направляет специфически поведение и не приносит вреда организму в случае, если не наступит разрядка. Проявлениями такой движущей силы они считают, например, художественное творчество, повышение общей активности или интереса к другим людям. Однако этот так называемый принцип сублимации «либидо» нельзя (об этом еще будет сказано далее) некритично применять вслед за психоаналитиками, хотя в некоторых случаях, несомненно, может произойти определенная замена объекта потребности (например, разрядка с помощью фантазий в творчестве эротического или даже порнографического характера и т. д.). В любом случае нельзя отрицать тот факт, что способы удовлетворения потребности размножения обусловлены культурой данной среды; иногда они значительно разнятся даже у членов одной и той же культурной группы. Исследования Кинси (1949) показали, что различие это зависит даже от таких факторов, как образование, вероисповедание или социальное происхождение.

В тесной связи со сказанным находится другая специфическая черта этой потребности у человека. Шельский (1959) определил ее как «возможность отделения чувственного наслаждения от биологической видовой цели, в результате чего сексуальное наслаждение становится новой непосредственной целью половых сношений» (стр. 214).

Этот факт говорит о расширении рамок третьего условия — существование индивида противоположного пола, способного участвовать в удовлетворении потребности сохранения вида. Понятие «индивид противоположного пола» заменяется понятием «предмет, позволяющий разрядить это напряжение». Человек имеет возможность удовлетворить потребность размножения способом, ничего общего не имеющим с биологической целью произведения потомства. Более того, случается, что именно стремление к размножению признается «грязным и отвратительным». Было бы, пожалуй, преувеличением считать, что эти возможности отделения сексуальной деятельности от биологической цели размножения свойственны только человеку. Известно, что обезьяны онанируют и даже занимаются гомосексуализмом. Завадский (1959, стр. 181—182) прямо утверждает, что онанизм является «наиболее естественным способом удовлетворения сексуального инстинкта у животных». У человека, однако, проявление сексуальной деятельности, не связанной с размножением и рассчитанной исключительно на получение наслаждения, наблюдается особенно часто.

Можно утверждать, что в условиях человеческой культуры потребность сохранения вида настолько теряет свой биологический характер, что связанное с ней напряжение может быть редуцировано с помощью средств, ничего общего не имеющих с сохранением человеческого вида,

В связи с этим возникает вопрос: не следует ли изменить название этой потребности, сохранившее свой смысл в применении к миру животных, у человека же свидетельствующее лишь о генетической обоснованности потребности? Более точным было бы тут название «сексуальная потребность». Причем термин «сексуальная» мы понимаем достаточно широко, как относящийся к «любой форме чувственного раздражения соответствующих органов или чувственного удовлетворения, которое может служить, но может и не служить делу производства потомства» (Уоррен, 1934).

Попытаемся дать общую характеристику сексуальной потребности человека. В ходе естественного развития организма возникают механизмы, действие которых не связано непосредственно с механизмами саморегуляции, но относится к другой сфере — сохранению вида. Специфические свойства человеческого мозга обусловливают то, что напряжение, связанное с действием этих механизмов, подобно напряжению, связанному с действием механизмов саморегуляции, должно быть правильно понято и должны быть изучены соответствующие формы действия, чтобы сексуальная потребность могла быть удовлетворена. Напряжение это создает нервную доминанту и может влиять в соответствии с законами нейрофизиологии на все формы деятельности человека, модифицируя их, динамизируя или затормаживая в зависимости от сочетания существующих внешних и внутренних условий. Это значительно расширяет сферу влияния напряжения, связанного с сексуальной потребностью, тем более что у человека в ходе модификации потребности сохранения вида исчезает также присущая животному миру регулярная периодичность в возникновении половых напряжений (период течки). Это делает возможным отделение переживаний, связанных с удовлетворением сексуальной потребности, от ее первоначальной биологической цели.

Источник: Казимеж Обуховский, «Психология влечений человека» 2003

А так же в разделе «2. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ »