Заболевания сердечно-сосудистой системы


В условиях мирного времени заболевания сердечно-сосудистой системы в общей структуре заболеваемости населения занимают первое место и имеют большое социальное значение.
В действующей армии данная группа заболеваний встречается реже, так как лица с органическими заболеваниями сердечно-сосудистой системы имеют ограничения к призыву. По данным «Опыта советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.» заболевания сердечно-сосудистой системы по частоте занимали третье место среди внутренних заболеваний.
В структуре заболеваний этого класса основной удельный вес принадлежал дистрофиям миокарда и порокам сердца (36,4 и 25,7% соответственно). Частота встречаемости острого ревматизма, гипертонической болезни, атеросклеротического кардиосклероза, функциональных заболеваний сердца была значительно меньшей и не превышала по каждому заболеванию 10%.
Первичный ревматизм у военнослужащих в годы Великой Отечественной войны в сравнении с довоенным периодом встречался примерно в пять раз реже. Это обстоятельство поставило под сомнение значение простудного фактора в этиологии ревматизма и обратило внимание на изменения общей иммунобиологической резистентности организма, уровня аллергизации и других факторов.
Количество клинически определяемых активных форм ревматических (рецидивирующих) кардитов за годы войны уменьшилось на половину (40% вместо 72—80% среди больных с ревматическими пороками сердца). Подострый септический эндокардит почти не наблюдался в течение четырех лет войны и первые случаи его появились только в конце 1945 года.
Наряду с этими изменениями в частоте заболеваний ревматизмом наблюдались резкие изменения в его характере и течении: весьма значительно ослабевала активность ревматического процесса, исчезал его экссудативный характер, он приобретал стертые черты и принимал затяжное и скрытое течение. В динамике ревматических заболеваний необходимо отметить период первых послевоенных лет — 1946— 1947 годы, когда учащались ревматические полиартритиче- ские атаки, появлялись случаи гиперреактивного висцерального ревматизма, резко возрастало количество больных с подострым септическим эндокардитом, наблюдалась волна обострений инфекционных полиартритов. Эти своеобразные влияния, по мнению М. В. Черноруцкого, можно понять как закономерную волну чрезмерно повышенной реактивности организма после периода ее резкого понижения.
Такие же количественные и качественные изменения, как при ревматизме, за годы войны наблюдались и при целом ряде других заболеваний (крупозная пневмония, бронхиальная астма).
Обобщая эти наблюдения, М. В. Черноруцкий подчеркивал, что указанные изменения заболеваемости коснулись, главным образом, заболеваний с инфекционной, особенно стрептококковой, этиологией.
В период Великой Отечественной войны в армию вливались значительные контингента лиц разного возраста, в прошлом перенесшие ревматизм и имевшие изменения сердечнососудистой системы (миокардитический кардиосклероз, недостаточность митрального клапана, дистрофию миокарда), не препятствующие несению военной службы. Постоянные физические и нервно-психические перенапряжения, связанные с условиями напряженной боевой деятельности, нередко приводили у них к развитию недостаточности кровообращения. А. А. Кедров, анализируя причины последней, установил ведущую роль миокардиодистрофии, ревмокардита и пороков сердца. Атеросклеротический кардиосклероз и гипертоническая болезнь имели меньшее значение в развитии недостаточности кровообращения.
Наиболее частыми симптомами дистрофии миокарда в годы войны были одышка, сердцебиение, расширение границы сердца влево. Несколько реже встречалось ослабление 1 тона над верхушкой сердца и наличие там же систолического шума. При электрокардиографическом исследовании обнаруживались изменения конечной части желудочкового комплекса (уплощение зубца Г, смещение S— Т, чаще ниже изоэлектрической линии), а также увеличение систолического показателя на фоне снижения вольтажа ЭКГ.
Особое внимание в годы войны привлекло увеличение частоты заболеваний гипертонической болезнью как среди военнослужащих, так и гражданского населения. Это объяснялось частой «травматизацией и перенапряжением», эмоциями и аффектами отрицательного характера сферы высшей нервной деятельности, возникавшими под влиянием факторов военного времени (Г. Ф. Ланг). Уже в первые годы войны было показано, что у военнослужащих, находящихся на переднем крае, повышение артериального давления встречалось в 3—4 раза чаще, чем в тылу. Была установлена также зависимость частоты повышения АД от длительности пребывания военнослужащих на переднем крае.
Наиболее резкое учащение заболеваемости гипертонической болезнью в годы войны наблюдалось в блокадном Ленинграде, при этом заболевание имело ряд особенностей. К ним относятся:
  • острое развитие заболевания с приступом резчайшей головной боли у лиц молодого возраста после психической травмы;
  • преимущественное увеличение диастолического АД при незначительном увеличении систолического;
  • наклонность к спазмам артерий сетчатой оболочки глаз, головного мозга с развитием в тяжелых случаях кровоизлияний;
  • развитие спазмов гладкой мускулатуры внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника, мочевого пузыря, бронхов с соответствующей клинической картиной;
  • учащение случаев развития острой сердечной недостаточности с тяжелым течением, а при отсутствии лечения со смертельным исходом;
  • раннее появление изменений мочи в виде альбуминурии и микрогематурии, связанных не с развитием артериолосклероза почек, а как проявления сердечной недостаточности по механизму «застойной почки» на фоне высокой относительной плотности мочи;
  • частое развитие нейроретинопатии, характеризовавшейся поражением соска зрительного нерва и сетчатой оболочки глаз с возможностью обратного развития процесса.

Среди личного состава армий Ленинградского фронта «вспышка» гипертонической болезни также началась с учащения нейроретинопатии, тогда как явления сердечной недостаточности развивались реже и в более поздние сроки.
Заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) у военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Чечне, занимают по частоте третье место среди соматической патологии, уступая лишь болезням органов дыхания и пищеварения.
В отличие от периода Великой Отечественной войны основной нозологической формой у военнослужащих срочной службы явилась нейроциркуляторная дистония (НЦД), составившая 57,7% от заболеваний данного класса. При этом она регистрировалась в четыре раза чаще среди военнослужащих первого года службы, преимущественно в летнее время года. Кардиальная фор
ма зарегистрирована в 66% случаев, гипертензивная — в 24%, смешанная — в 10%. Клинические проявления различных форм НЦД были типичными. Вместе с тем следует отметить, что при комплексном клинико-инструментальном обследовании больных в каждом четвертом случае НЦД кардиального типа выявлен пролапс митрального клапана.
Относительно ревматизма следует отметить, что он регистрировался значительно реже (8,9%) и также преимущественно у солдат первого года службы. В половине случаев у больных имелся ревматический анамнез до призыва. При поступлении они предъявляли жалобы на одышку и сердцебиение при физической нагрузке, при обследовании у них был выявлен порок сердца (недостаточность митрального клапана, комбинированный митральный порок с преобладанием стеноза, реже — митрально-аортальный порок) без выраженных клинико-лабораторных признаков активности ревматического процесса.
В другой группе больных заболевание начиналось остро через 1 — 2 нед после перенесенной ангины или ОРЗ с выраженных проявлений полиартрита. При обследовании был диагностирован ревмокардит с соответствующими клиническими, ЭКГ и лабораторными признаками активности I—II степени. Комплексное противоревматическое лечение (бензилпенициллин, затем бициллин-5, нестероидные противовоспалительные средства, стероидные гормоны) в течение 3550 дней купировало активность ревматического процесса.
Относительно гипертонической болезни и ишемической болезни сердца следует отметить, что они регистрировались преимущественно у лиц офицерского состава старше 40 лет с избыточным питанием и гиперлипидемией. При этом отмечено более раннее развитие гипертонической болезни у офицеров, участвующих в боевых действиях, в сравнении с контрольной группой.
Длительное воздействие на организм стрессовых ситуаций приводит к раннему включению в патогенетический механизм развития гипертонической болезни ренин-альдестероновой системы, реализующейся в быстром прогрессировании поражения органов-мишеней и прежде всего сердца и почек.
Комплексное лечение больных гипертонической болезнью наряду с назначением щадящего режима и диеты с ограничением соли, с учетом патогенетических механизмов ее развития, должно включать назначение бета-адреноблокаторов, мочегонных средств, а при необходимости и ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (каптоприл, эналаприл, престариум и др.).
Увеличение частоты закрытых травм головного мозга приводит в отдаленном периоде (через 1—2 года) к развитию посттравматической артериальной гипертензии, характеризующейся выраженной клинической симптоматикой. При этом характерны упорные головные боли, не всегда имеющие четкую связь с уровнем АД, а также многообразные вазомоторные расстройства и раннее развитие атеросклероза мозговых и коронарных артерий. 

Источник: А. Л. Раков А. Е. Сосюкин, «Внутренние болезни. Военно-полевая терапия: Учебное пособие» 2003

А так же в разделе «Заболевания сердечно-сосудистой системы »