ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И ОБОЖЖЕННЫМ


Опыт ВОВ и последующих вооруженных конфликтов со всей убедительностью показал значительную роль висцеральной патологии в течении патологического процесса у раненых и обожженных. Актуальность данной проблемы требует раннего привлечения терапевтов с целью диагностики и лечения висцеральной патологии. Поэтому уже на этапе квалифицированной ме
дицинской помощи в подготовительном периоде должны быть выделены и закреплены терапевты, ответственные за оказание помощи раненым и обожженным.
Диапазон решаемых ими задач достаточно широк:
  • участие в общей оценке состояния пострадавших при проведении медицинской сортировки;
  • раннее выявление соматической и инфекционной патологии у раненых;
  • организация и проведение электрокардиографических исследований;
  • участие в противошоковой терапии, профилактике осложнений;
  • определение показаний или противопоказаний для оперативных вмешательств;
  • проведение инфузионной терапии, а также комплексной консервативной терапии;
  • оценка транспортабельности и определение эвакуационной характеристики раненых и обожженных, подготовка их к эвакуации;
  • контроль за организацией лечебного питания и др.

При проведении этой многоплановой работы необходимо учитывать ее специфические особенности. К таковым в первую очередь относятся особенности ранних клинических проявлений висцеральной патологии на фоне шока и других общих синдромов травматической и ожоговой болезни. В этой связи возрастают требования к уровню профессиональной подготовки терапевтов и наличию у них опыта практической работы с ранеными и обожженными или хотя бы с больными хирургического профиля. К тому же терапевты в повседневной работе встречаются со сложностями обследования пострадавших из-за тяжести их состояния, затруднений в сборе анамнеза, наличия повязок, что затрудняет или исключает применение традиционных методов обследования (пальпация, перкуссия, аускультация) и требует приобретения дополнительных навыков
  • аускультация через повязку, регистрация ЭКГ при нетипичных местах наложения электродов и др. В этой связи, в интересах диагностики висцеральной патологии, с учетом вышесказанного, на современном уровне необходимо более широко применять инструментальные и лабораторные методы исследования. Практические же возможности использования последних в силу особенностей табельного оснащения и других неблагоприятных условий в период интенсивных боевых действий часто весьма ограниченны, особенно при перегрузке этапов эвакуации ранеными.

Вместе с тем следует помнить, что и на войне первоочередной задачей терапевтов является лечение соматических больных, которые, естественно, нуждаются и в сортировке, и в оказании неотложной помощи, и в определении показаний к эвакуации на последующий этап. Поэтому необходимо закрепление специально подготовленных терапевтов госпитального отделения этапа квалифицированной медицинской помощи для работы с ранеными и обожженными. Наряду с этим требуется выделение из состава операционно-перевязочного отделения хирурга и анестезиолога для работы в упомянутом госпитальном отделении для обеспечения квалифицированного ведения раннего послеоперационного периода и подготовки пострадавших к дальнейшей эвакуации. В контексте сказанного уместно отметить необходимость тесного взаимодействия терапевтов и хирургов в повседневном выполнении данной работы.
В поле зрения терапевтов в первую очередь должна находиться патология органов дыхания. В ее диагностике наряду с физикальными должны широко применяться инструментальные методы исследования, прежде всего рентгенологические, проводимые в динамике. Кроме того, важное значение имеет этиологическая диагностика пневмоний, для чего необходимы бактериологические методы исследования. Представляется очевидным, что идентификация возбудителя и определение его чувствительности к антибиотикам занимают ведущую роль в организации адекватной антибактериальной терапии.
При диагностике патологии системы кровообращения важное значение имеет электрокардиография, а по показаниям и УЗИ-исследования. При этом следует отметить необходимость динамического контроля ЭКГ.
Исходя из опыта медицинского обеспечения боевых действий в Афганистане и Чечне, особо следует остановиться на проблеме постгеморрагической анемии, с которой патогенетически связана в первую очередь дистрофия миокарда у раненых и обожженных. Хотя диагностика анемии, по понятным причинам, не вызывает затруднений, исследование содержания железа в сыворотке по техническим причинам не всегда осуществимо. Вместе с тем, результаты этого ис
следования важны для контроля эффективности комплексного лечения, в том числе препаратами железа.
Полиэтиологический характер миокардиодистрофий у данной категории пострадавших диктует терапевтам необходимость выявления конкретных причин этого состояния, проведения комплекса профилактических мероприятий и назначения адекватной дифференцированной терапии.
Существенным недостатком в работе терапевтов госпитального звена явилось недостаточное внимание к вопросу изолированного мочевого синдрома (нефропатии), что в последующем может трансформироваться в хроническую почечную патологию.
Кратко резюмируя раздел висцеральной патологии на основании медицинского обеспечения боевых действий в локальных конфликтах отметим, что она остается актуальной проблемой, так как выявлялась более чем у 90% раненых с проникающими ранениями груди и живота, у половины раненых с проникающими ранениями черепа и позвоночника, а также при ранениях нижних конечностей с повреждением костей. При ранениях мягких тканей различной локализации патология внутренних органов диагностировалась реже (9—15%).
Наиболее частыми нозологическими формами висцеральной патологии явились постге- моррагическая анемия, нефропатия, пневмония и миокардиодистрофия, причем более типичным было сочетание анемии с нефропатией и анемии с миокардиодистрофией.
Патология внутренних органов у раненых и обожженных утяжеляла течение болезни, способствовала увеличению длительности лечения, а в ряде случаев явилась непосредственной причиной летальных исходов (чаще всего пневмония, а у раненых — гастродуоденальные язвы, осложненные массивным кровотечением).
Каждый пятый пострадавший с диагностированной висцеральной патологией выписывался из госпиталя с ее остаточными явлениями (изолированный мочевой синдром, изменение электрокардиограммы, лабораторные признаки анемии).
Изложенное выше дает основание для обязательного активного участия терапевтов на всех этапах лечения раненых и обожженных, особенно на этапе реабилитационных мероприятий и диспансерного наблюдения.

Источник: А. Л. Раков А. Е. Сосюкин, «Внутренние болезни. Военно-полевая терапия: Учебное пособие» 2003

А так же в разделе «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И ОБОЖЖЕННЫМ »