МЕДИЦИНА В АЛЕКСАНДРИИ


После классического периода во времена эллинизма Древней Греции (IV—1 вв. до н.э.), основным историческим событием которого были завоевательные походы Александра Великого, Македонского, развитие медицины переместилось из материковой Греции в Египет, Ливию и другие страны, где воцарились Птолемеи, В столице государства Александрии, основанной в 331 г. до н.э. военачальник Александра Македонского Птолемей 1 основал музей и самую крупную в древнем мире библиотеку, насчитывающую 700 тыс. первоисточников, академию наук, привлекавшую из других стран философов, врачей, ученых, среди которых были математик Эвклид, механик Архимед, физик Стратой, астроном Аристарх Самосский и выдающиеся врачи Герофил и Эрозистрат. Теоретические воззрения и медицинская практика последних впитала учение и достижения школ древнего Востока и Эллады и, конечно, натурфилософские воззрения греческих мудрецов, прежде всего Платона, о котором было сказано, и крупнейшего энциклопедиста того времени великого Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), бывшего наставника Александра Македонского, «самую универсальную голову среди греческих философов* (Ф. Энгельс). Для философских трудов Аристотеля было характерно доказательство первичности материи (этот термин впервые применил именно он), существующей извечно, и души. Душа, по Аристотелю, порождена движением материи, хотя является нематериальным понятием. Движение и развитие материи преследует определенную цель, отсюда известнейший постулат философии Аристотеля — стремление к цели («энтелехия»), телеология, которому подчинено все в мире. Такого рода утверждения являются отступлением от материализма и данью влиянию Платона, так как ученый не объяснял материалистически происхождение энтелехии, телеологии. Известны естествен но-научные и медицинские взгляды Аристотеля. Он писал об оболочках, защищающих сердце, внутренние органы, пульсе, который происходит от «вздрагивания» сердца, говорил, что у каждой части организма есть своя субстанция - у слизи сладость, у желчи горечь; со старением происходит охлаждение организма; что сердце состоит из трех камер и т.д.
Для Александрийской медицины наиболее значим вклад в развитие анатомии и хирургии Эразистрата, Герофила и других врачей, которые сделали ряд крупных открытий, прежде всего потому, что Птолемей, вопреки жрецам, разрешал вскрытие не только животных, но и людей, в первую очередь приговоренных к смерти преступников.
Эразистрат (около 300—240 гг. до н.э.), изучая мозг, описал его оболочки, мозжечок, обнаружил желудочки мозга. Он выделил 7 пар черепно-мозговых нервов, проследил ход черепно-мозговых нервов к мышцам, определив таким образом их отношение к движению. Исследуя сердце, нашел двух- и трехстворчатые заслонки - клапаны, предположил наличие анастомозов между венами и артериями. Он увидел перистальтику желудка и установил, что пищеварение в нем происходит путем перетирания пищи; открыл млечные сосуды в брыжейке; для обозначения мякоти мышц и внутренних органов ввел термин — паренхима. Итогом изучения мозга была мысль о том, что он сообщает человеку движение без помощи души или душ, как учил Платон. Эразистрат усомнился в справедливости учения о главной роли в жизнедеятельности жидких начал, в том числе слизи и желчи, выступая таким образом антиподом гуморальной теории.
Герофил (335—280 гг. до н.э.) в отличие от Эразистрата был убежденным сторонником Платона. Пытаясь доказать справедливость взглядов Платона о душах и их локализации, исследовал желудочки мозга и особенно тщательно четвертый - самый большой, полагая, что в нем пребывает одна из трех душ - мыслящая. Он увидел и сокращение сердца, выделив три его стадии — систолу, паузу и диастолу, установил, что артерии пульсируют под влиянием сокращений сердца, что отражается на пульсе. Он измерил тонкую кишку, определив, что ее начальная часть имеет протяженность в 12 пальцев, вытянутых в ряд - отсюда название «двенадцатиперстная кишка». Изучая глаза, описал стекловидное тело и сетчатку.
Вопреки Платону, уповавшему в лечении главным образом на религиозные обряды, Герофил признавал целительную силу лекарств, применяя множество лекарственных форм (пилюль, порошков, микстур и пр.), пытался найти даже специфические для каждой болезни лекарства.
Высоко оценивая достижения Александрийских медиков, Ф. Энгельс писал: «Начатки точного исследования получили... развитие впервые лишь у греков александрийского периода». 

Источник: Лисицын Ю. П., «История медицины: учебник» 2008

А так же в разделе «МЕДИЦИНА В АЛЕКСАНДРИИ »