ВНУШЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ


Мы думаем по внушениям природы, говорим по внушению наших учителей.
Ф. Бэкон
«Целебные» аксессуары
Немалое распространение имеет вера в лечебные свойства магнитных (и иных) браслетов, пластин, сережек, амулетов, талисманов. Помните — «Храни меня, мой талисман»?
Внушительных результатов в XVIII в. добился венский врач Ф. Месмер. Вначале он был уверен, что магнит помогает излечивать различные недуги, и добивался прекрасных результатов, накладывая подковообразный магнит на больной орган пациента. В дальнейшем Месмер намагничивал различные предметы, с которыми впоследствии соприкасались больные. Он «заряжал» воду, в которой купались пациенты, посуду, которой они пользовались, кровати, в которых те спали. «Магнетическая энергия» собиралась даже в специальные «аккумуляторы», из которых впоследствии ее «черпали» страждущие во время оздоровительных процедур.
Впоследствии Ф. Месмер пришел к выводу об отсутствии в магните некой излечивающей силы («флюида»). Честно признав свои заблуждения, он сосредоточил внимание на исследованиях «нервных токов» в организме самого человека, которые можно усилить посредством внушения.
Врач признал свои былые заблуждения, чего нельзя сказать о многих современных «магах», продолжающих «заряжать» кремы, мази, газеты, журналы и
вводящих в заблуждение миллионы людей (этот вопрос будет рассмотрен далее). Внешнее сходство с некоторыми психотерапевтическими процедурами вроде бы и есть (вспомним плацебо-эффект), однако массовость, бездуховность и ярко вы раженная коммерческая подоплека всех названных процедур не позволяют относиться к указанным «магам» с уважением.
Народные целители
Вера в лучшее действительно приводит к тому, что это лучшее происходит. Искусные народные целители отличаются умелым соблюдением и тонким использованием этой психологической закономерности. Хорошо составленные народные заговоры от различных болезней имеют немало общего с внушениями, принятыми в современной психотерапии.
Начинаются они, как правило, с психологической настройки больного на «прием» воздействия, затем следует основная часть — собственно внушение с требованием «выгнать болезнь вон» из тела человека.
Использование в этой части заговора различных образных представлений («выгоняю болезнь (такого-то) в гнилое болото, в сыпучие пески...») позволяет более полно вовлечь различные системы восприятия (зрительную, кинестетическую и т.д.), усилить и закрепить внушение.
В завершающей части могут произноситься фразы, имеющие целью продлить действие заговора в будущем, тем самым способствуя развертыванию оздоровительных процессов в организме больного.
Религиозные верования
На сходных принципах основывается положительное влияние, которое оказывает на людей вера в Бога. Верующие видят в образе Бога неиссякаемый источник любви и добра, и как бы черпают энергию из этого источника. На самом же деле энергия черпается каждым из собственных ресурсов. Просто с помощью веры в Бога получить «ключи доступа» бывает легче, поскольку Бог является существом идеальным, всемогущим и «энергетически неиссякаемым» (в отличие от религиозных представлений о человеке как о существе греховном и слабом).
В этом гениальная находка отцов-основателей вероучений о Боге (Христе, Магомете, Будде) — создать возможность черпать из собственного источника, думая, что черпают из божественного. Как тут не вспомнить: Бог внутри нас.
Другая находка — утверждение о ничтожестве человека — позволяет священникам руководить паствой от имени Бога.
Телесеансы А.М. Кашпировского
Имя Анатолия Михайловича Кашпировского в недавнем прошлом у многих было на устах. Телесеансы его посмотрел почти каждый.
Успех этого талантливого психотерапевта, вызвавший неоднозначную реакцию в медицинских кругах, был результатом сложения нескольких факторов.
Главную роль здесь сыграл избранный им метод внушения, весьма похожий на тот, который в психотерапии назван именами двух ученых — Кречмера и Эриксона. Технология метода заключается в отсутствии «прямого» давления на участников сеанса. Психотерапевт «вяжет сетку слов» и только периодически вставляет слова внушения. На фоне нейтральных слов такая фраза действует с особой силой, по
скольку у слушателей создается впечатление совместной с психотерапевтом вовлеченности в процесс лечения. Вот наглядный пример одного из вариантов гипнотического воздействия по данному методу (в тексте жирным шрифтом выделены предложения, представляющие собой прямое внушение).
«Вы можете делать, что хотите, — сидите или двигайтесь, можете слушать меня или нет, можете держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресле и расслабьтесь. Вы можете думать о чем-то приятном, вспоминать приятные события из вашей жизни. Можете вообще не обращать на меня внимания. Лечение уже началось. Вы можете спать; если не хотите — не спите, но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны. Действует не сила врача, а ваши собственные возможности. Вы сейчас раскованны, дыхание ваше ровное, сердце ваше бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов все то, что вам нужно. Но окружающее вам уже не мешает; оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое и отяжелевшее. Вам не обязательно спать, но это так приятно. Вам так хочется расслабиться и уснуть...»
Избранный метод, подходящие внешние данные и профессиональное построение сеанса помогли многим зрителям активизировать внутренние резервы организма. В первую очередь это смогли сделать легко внушаемые и эмоциональные люди. Основная часть улучшений состояния приходится именно на их долю.
Во время телесеансов ведущий оглашал высокие показатели излечения от различных заболеваний. И хотя в отношении к общему числу телезрителей процент этот невелик, но приведенные данные усиливали веру в Анатолия Михайловича. Он уверенно держался перед телекамерами, сумев сохранить при этом внешние аксессуары гипнотизера: соответствующий взгляд, позу, жесты, тембр голоса, интонацию. Подавляющая часть зрителей вообще ничего не знала о работе врачей- психотерапевтов, поэтому многими телесеансы воспринимались как «магическое действие», что, безусловно, усиливало их эффект. На восприятие зрителей немалое косвенное воздействие оказывало необычное поведение некоторых людей, находившихся в зале. Телеоператоры показывали, как одни вращали головами, другие махали руками, третьи медленно, как бы танцуя, передвигались по залу. Такие действия легко внушаемых зрителей, вследствие их безграничной веры в возможности А. Кашпировского, вызывали индукцию среди присутствующих, заражая их теми же чувствами.
Сеансы А. Чумака
В свете вышесказанного легкообъяснимы и эффекты, которых добивался А. Чумак, «заряжая» воду, крем, мази, газеты и журналы. Разумеется, «заряжались» не предметы, «заряжались» умы телезрителей. Те, кто обладал повышенной внушаемостью и горячо верил в А. Чумака, получали положительные сдвиги в здоровье, поскольку «заряженные» предметы создавали ярко выраженный плацебо-эффект.
Те же, кто относился к процедуре «подзарядки» (либо к самому А. Чумаку) резко отрицательно, путем самовнушения получали «доказательства» вреда таких сеансов. И в том, и в другом случае механизм воздействия был одним и тем же и находился внутри самих людей, а их ожесточенные споры лишь создали Аслану Чумаку дополнительную рекламу.
Экстрасенсы
Последовавший вслед за выступлениями А. Кашпировского наплыв колдунов, магов и экстрасенсов явился, по сути дела, извращением основ научной психологии и психотерапии, поскольку был основан на элементарной неграмотности людей и их тяге к сотворению очередного кумира.
Минский психолог Леонид Левит дает излишне доверчивым людям такой совет: «При встрече с очередным экстрасенсом задайте ему какой-нибудь конкретный вопрос (например, на какой зуб у вас надета коронка или чем вы болели в детстве) и внимательно наблюдайте за реакцией собеседника. Многое вам станет ясно в первые же секунды. Если же вы стесняетесь ситуации разоблачения такого “целителя” больше, чем он сам, тогда хотя бы не доверяйте ему свою личность и свое здоровье — самое дорогое, что у вас имеется».
Кодирование
Оно представляет не что иное, как разновидность директивного внушения, команды. Если человек не желает бросить пить и его воля сопротивляется воле врача, то никакого эффекта от кодирования не будет. Подобная процедура помогает в первую очередь тем людям, которые действительно решили «завязать». С целью повышения уровня внушаемости пациентов перед кодированием и во время него могут быть использованы различные устрашающие «ритуалы». (Напомним, что в состоянии нервного стресса у человека снижается критичность к поступающей информации и соответственно повышается внушаемость.)
Так, один изобретательный врач-психотерапевт ставил у дверей кабинета, в котором проходило кодирование, двух здоровенных парней, одетых в белые халаты. «Охрана» сверлила глазами каждого входящего в кабинет посетителя, создавая у него стрессовое состояние. По окончании кодирования врач «с лечебной целью» орошал рот пациента раствором, образующим пузыри. Когда такой человек с «пеной у рта» выходил из кабинета, это производило сильнейшее впечатление на тех, кто еще дожидался своей очереди. Стоит ли удивляться, что эффект от кодирования был очень велик!
В развитых странах подобные директивные методики в психологии и психотерапии отходят сейчас на второй план, уступая место групповой психотерапии и НЛП (о нем — отдельная глава). Причина в том, что в демократических государствах свобода человека является одной из основных ценностей. У нас же целые поколения воспитаны так, что готовы (и даже желают) подчиняться приказу. 1одчиняющийся приказу человек снимает с себя ответственность за принятие решения и за результат своих действий, возлагая ее на лицо, отдавшее приказ.
Имеет ли слово физическую силу?
Время от времени приходится встречаться с утверждениями, что растения «чувствуют», когда им собираются «сделать плохо», «понимают» слова, предвещающие для них опасность.
Лингвисты из Московского НИИ языкознания вместе с биологами решили разораться в этом вопросе и провели соответствующий эксперимент на растениях. Проклятию подвергли арабидопсис, выполняющий в ботанике роль подопытной мышки. Цую фурию заменил генератор волн, который усилил эмоциональный накал обыкно- тных слов до стадии белого каления. Оказалось, что по силе воздействия руга- тельства сравнились с мощным радиационным излучением: порвались цепочки ДНК, рспались хромосомы и перепутались гены. Большинство семян погибло, а те, что
выжили, мутировали. Самое интересное, что результат вовсе не зависел от громкости звука. Сразу вспомнились колдуны, которые свои заговоры нашептывают.
В народе давно живет убеждение: завистливый, злой человек дурным словом может причинить вред. Таким говорят: «Типун тебе на язык!»
Коли брань обладает такой силой, которая улавливается даже лишенными сознания растениями, то возникает вопрос: какую роль играют ругательства для здоровья человека?
То, что они несут вред тому, на кого обрушиваются, ясно. Не случайно мы болезненно реагируем на ругань в наш адрес. А для здоровья самих ругающихся?
Не так давно лингвисты нашли «идеальное» общество — это гималайские шерпы: у них запрещены драки, убийства, насилие, ругань. Однако, как выяснилось, этот на первый взгляд благополучный народец — самый дискомфортный в мире. Шерпы напоминают бомбу, готовую к взрыву. Раз в год им разрешается переступать грани дозволенного в языке на состязаниях в риторике, и это оборачивается многодневными кровавыми потасовками.
Получается, что бранные слова являются клапаном, с помощью которого организм избавляется от разрушительной энергии.
Матерные и бранные слова нам нужны, как молоко растущему организму. Не будь ненормативной лексики, наша энергия спалила бы нас изнутри. В НИИ языкознания посоветовали: если вам хочется ругаться, то лучше не сдерживаться, а уткнуться в угол или забор, чтобы не распылять вредоносные волны, и крепко чертыхнуться. А для обидчиков — держать наготове формулу: «И тебе того желаю». Безвредно для окружающих, а по сути — «зуб за зуб». Но надо помнить, что в отличие от ругательств проклятия имеют и обратную связь: те, кто их произносит, могут навлечь беды и на свою голову.
Внушение посредством компьютера
В 1998 г. Японию потряс скандал в связи с показом некоторых мультфильмов для детей. Чередование в них ярко-красных вспышек приводило к тому, что дети теряли аппетит, становились замкнутыми, раздражительными, некоторые даже попали в больницу с диагнозом «нервное истощение». Этот мультик был сделан на компьютере.
«Завораживающие» программы на компьютерах появлялись в конце 80-х годов минувшего века, когда в продажу поступили первые цветные мониторы. Одна из самых популярных программ того времени, написанная в США, называлась Dazzle и была установлена на десятках тысяч компьютеров. Сомнительно, чтобы у ее создателей были какие-то злонамеренные цели. Это была красивая заставка, которая могла скрасить интерьер, пока за компьютером не работали. По экрану бегали цветные полосы, складываясь в никогда не повторяющиеся замысловатые узоры. Однако специалисты по психофизическому воздействию усовершенствовали Dazzle, упорядочив смену картинок, подобрав для них нужную цветовую гамму и особую музыку. Программа стала гипнотизировать зрителя, вводить его в транс.
  • Мне дискету с этой программой дал один приятель, только предупредил, чтобы не включал звук на полную мощность, — рассказывал Игорь Серов, один из тех, кто изучает побочные воздействия новых компьютерных программ. — Хорошо помню свое состояние, когда сел в кресло перед монитором и нажал на запускающую «иконку». Сначала я вроде бы ничего не заметил, а потом мне стало казаться, что в середине экрана появилась воронка, стены в комнате стали изгибаться, пол — ка
    чаться, в глазах — дикая резь. Я нашел в себе сипы носком ботинка дотянуться до кнопки Power и выключить компьютер.

Нужного результата такие программы достигают сочетанием видео- и аудиоэффектов, вызывая резонанс на альфа-частоте мозга. Подобные заставки называют псионическими. Однако фактов о том, что подобные программы вызывали нечто больше, чем временное расстройство здоровья, пока, к счастью, нет.
Как попадают псионические программы в компьютер? Можно купить ее на лотке, торгующем «левыми», т.е. пиратскими, дисками. Сейчас на них полным- полно программ, предлагающих, включив их, расслабиться, отдохнуть, «познать себя». Что действительно на них записано и какой может быть эффект при запуске этих программ, неизвестно. Но, скорее всего, подобные программы могут попасть на ваш компьютер вместе с вирусом. И именно эта технология передачи программ разрушающего действия в ближайшее время будет развиваться фантастическими темпами.
  • С вирусами, воздействующими на психику того, кто сидит за компьютером, яеще не сталкивался, — рассказал менеджер компании «Лаборатория Касперского» Кирилл Жучков. — Однако в последнее время в новом поколении вирусов заметна тенденция не разрушать ваши программы, а взять под контроль то, что вы делаете на компьютере. Например, один из самых распространенных за последний месяц вирусов Back Orifice «занимается» тем, что с вашей машины без вашего ведома снимает пароли, адреса, технические параметры. А дальше те, кто этот вирус послал, получаю! полный доступ к вашему компьютеру и имеют возможность отслеживать, какие команды вы выполняете, какие тексты набираете.

Вполне естественно, что вслед за желанием контролировать ваш компьютер у разработчиков подобных вирусов может возникнуть желание контролировать и вас самих. Развитие техники даст для этого поистине неограниченные возможности.
Для зомбирования тех, кто работает на компьютере, выходящем в Интернет, открываются большие перспективы.
Гипноз и раскрытие преступлений
Одним из первых российских криминалистов, применявших гипноз для раскрытия преступлений, был знаменитый сыщик Николай Петрович Архаров, возглавлявший полицию Москвы в конце XVIII в. Как вспоминали современники, «Архарову достаточно было внимательно взглянуть в глаза уличенному в преступлении, чтобы тот признал свою вину либо поклялся в невиновности». Архарову удалось разговорить даже Емельяна Пугачева, который до тех пор молчал в застенках секретной политической полиции.
В конце XIX — начале XX в. столичная полиция часто обращалась за консультациями к знаменитому российскому психиатру Владимиру Михайловичу Бехтереву. Используя гипноз и другие приемы, Бехтерев давал заключения о вменяемости и складе характера самых опасных убийц, насильников, мошенников и друг их преступников. Бехтерев сотрудничал с «органами» и при Советской власти. Диагноз «паранойя», поставленный им Сталину, оказался смертельным для самого ученого.
Одним из лучших учеников Бехтерева и по совместительству сотрудником Спецотдела при ОГПУ, занимавшимся секретными разработками в области тайных наук, был Александр Васильевич Барченко. В 20-х годах он совершил несколько тайных поездок в Сибирь и на Алтай для знакомства с экстрасенсорными способ
ностями шаманов и буддийских монахов. Барченко по крупицам собирал и тайные знания широко практиковавших гипноз русских сект скопцов, бегунов, хлыстов и т.п. Он разработал для ОГПУ методики психологического воздействия на арестованных, которые затем применялись для подготовки процессов над «врагами народа». В этом, возможно, одна из причин их безволия перед общественными обвинителями и их публичных покаяний. В 1937 г. Барченко был арестован и расстрелян вместе с шефом Спецотдела Глебом Бокием. А его архив был конфискован спецслужбами — и, по просочившейся в печать информации, использовался в практических целях вплоть до 1990-х годов.

Источник: Шейнов В.П, «Психологическое влияние» 2007

А так же в разделе «ВНУШЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ »