Социальный уровень совместимости

На высшем уровне рассмотрения совместимости — социально-психологичес- ком и социальном — находятся различные теории гомогамии. Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и другие) утверждали, что фактически в число возможных избранников входят люди с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение сточки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный слой, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, проживание их недалеко друг от друга).

Е. В. Фотеева обращает внимание, что наиболее последовательно принцип гомогамии осуществляется в отношении расовой принадлежности супругов. Так, в США лишь в 1967 году были сняты юридические ограничения на меж- расовые браки. Но и в 1984 году на них приходилось всего 1,5% всех супружеских пар в стране. Большая часть межрасовых браков — это союзы афроамериканцев с белыми, причем в большинстве семей негр — муж. Браки, в которых муж белый, а жена афроамериканка, являются очень редкими и самыми неустойчивыми. Интересно, что и общественное мнение противодействует таким союзам. По данным института Гэллапа, с 1968 по 1972 год доля оправдывающих подобные браки возросла с 20% всего лишь до 29%.

Существует и социальная (классовая) однородность вступающих в брак, что противоречит мнению некоторых ученых о движении низших слоев общества в высшие посредством брачного выбора. В. Б. Голофаст, рассматривая результаты исследований американца О. Холлингсхельда, отмечает, что реальное распределение браков по социальному статусу родителей мужа и жены далеко от того, каким бы оно было, если бы пары образовались в случайном по критерию социальной принадлежности порядке. Рассмотрение трех обобщенных социальных групп населения показывает, что 82,8% пар состоят из супругов, принадлежащих к одной группе.

Существуют данные, что принцип гомогамии действует и в области образования. Американские социологи А. Най и Ф. Берардо приводят данные одного из опросов, согласно которому в начале 1970-х годов 82% мужчин желали, чтобы жена имела одинаковое с ними образование. Подавляющее число женщин (81%) в 70-е годы предпочитали, чтобы у мужа был более высокий уровень образования, 18% — такого же уровня и лишь 1% женщин желали, чтобы муж был менее образованным, чем они.

Е. В. Фотеева замечает по этому поводу, что тот факт, что женщины предпочитают мужей с более высоким образовательным уровнем, отражает «реально существующую до сих пор зависимость статуса женщины от социального положения мужа» (Фотеева Е. В., 1988, с. 38). Автор подчеркивает также, что в течение длительного времени единственной возможностью для девушки занять более престижное место в обществе было, во-первых, вступление в брак, во-вторых, если повезет, выйти замуж за мужчину, стоящего на одну-две ступеньки выше в социальной иерархии, чем отец самой девушки. В то же время традиционные взгляды допускали, чтобы мужчина ухаживал за женщиной с более низким уровнем образования и социальным положением.

Существует также возрастная гомогамия, которая более характерна для молодежи, первый раз вступающей в брак (женихи, как правило, на два-три года старше невест). При этом разница в возрасте мужа и жены увеличивается у заключающих повторный супружеский союз, а также у людей старшего возраста, вступающих в первый брак. По данным мировой статистики, наблюдается тенденция к вступлению в брак людей с одинаковым «личным» или «семейным статусом». Чаще вступают в брак ни разу не женатые мужчины с женщинами, которые никогда не были замужем; разведенные мужчины и вдовцы с разведенными женщинами и вдовами.

Среди западных ученых, стоящих на позициях социальной гомогамии, очень популярна и идея о близости проживания, или пространственной близости, как основе для выбора супруга. Впервые она была выдвинута американским ученым Дж. Боссардом в начале 1930-х годов и понималась как территориальная близость. Предполагалось, что такая близость увеличивает вероятность случайных контактов между незнакомыми людьми, облегчая им социальное взаимодействие.

На самом деле, по мнению советских социологов М. С. Мацковского (Мац- ковский М. С., 1985) и Е. В. Фотеевой, пространственная близость указывает, прежде всего, на сходство социального происхождения молодых людей, так как в «буржуазном обществе строго дифференцированы по классовому, расовому и этническому признаку не только городские районы, но и в значительной степени предпочитаемые места отдыха, образовательные учреждения (от школ до университетов), больницы, церкви и т. д.» (Фотеева Е. В., 1988, с. 39).

Е. В. Фотеева утверждает также, что (по данным исследования американских семей 1970—1980-х годов) «у каждого класса, слоя, расы, этнической и религиозной группы есть свой относительно замкнутый брачный рынок, проникновение на который „чужаков со стороны" затруднено. В качестве реальных претендентов на роли мужа и жены рассматриваются только те, кто принадлежит к своему кругу. Если же юноша и девушка находят себе брачного партнера извне, то такие браки подвержены сильному негативному со-

циальному давлению и отличаются повышенным уровнем нестабильности» (Там же, с. 40).

Таким образом, несомненным является тЬ, что существует некая социальная . совместимость (по социально-демографическим, социально-экономическим, этническим, классовым и другим параметрам). Закономерностью на уровне социальной совместимости является сходство партнеров (будущих супругов) по указанным параметрам.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «Социальный уровень совместимости »