Уровень семейно-бытовой совместимости

Уровень семейно-бытовой совместимости (семейно-ролевой совместимости), по Н. Н. Обозову и А. Н. Обозовой, — это уровень социально-психологического взаимодействия. Содержанием этой области супружеских отношений является сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций.

Известно, что функции семьи исторически изменчивы, причем различные авторы констатируют большое их разнообразие. А. Н. и Н. Н. Обозовы выделяют такие функции современной семьи, как рождение и первичная социализация детей, экономическая поддержка нетрудоспособных детей, организация бытового потребления, моральная и экономическая поддержка, защита и представительство перед более широким социальным окружением, организация досуга.

При этом благополучие семьи зависит от того, насколько супруги могут обеспечить выполнение всех семейных функций. Неповторимость семейного уклада конкретной семьи определяется тем, какое место занимают и какое значение имеют те или иные виды семейной деятельности. Очень важно также то, как распределяются обязанности супругов при осуществлении конкретных видов семейной деятельности.

Н. Н. Обозов и А. Н. Обозова выделяют два аспекта семейно-ролевой совместимости: во-первых, согласованность семейных ценностей и, во-вторых, согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в браке.

Функции семьи, преломляясь в сознании личности, выступают как установки относительно семейных ценностей, позволяющие ответить на вопросы, для чего существует данная семья и что она должна приносить. Эти ценности образуют иерархическую шкалу: от самых важных, без осуществления которых личность считает семью неполноценной, до несущественных.

В соответствии с субъективной шкалой семейных ценностей каждый из супругов выдвигает на первый план ту или иную семейную функцию: рождение и воспитание детей (детоцентрическая установка); организация бытового потребления (установка на бытовой комфорт) и т. д. При этом главным семейным ценностям люди склонны уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает разочарование в семейной жизни со своим партнером.

Рассогласование шкал семейных ценностей — одна из причин семейно-ролевой дисгармонии супругов. Оно проявляется в том, что партнеры критикуют друг друга за излишнее внимание к тем или иным сторонам семейной деятельности и пренебрежение к другим, с их точки зрения, более важным. Временами такое неодобрение маскируется похвалой активности супруга, но имеет при этом подтекст осуждения, несогласия (за излишнюю домовитость или излишнее внимание к детям). Сходным образом критикуется невнимание к другим сторонам семейной деятельности.

Как правило, рассогласованность семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Поданным А. Н. и Н. Н. Обозовых, семейные ценности формируются под влиянием образцов родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Человек стремится построить собственную семью в соответствии с этими установками. Рассогласование представлений о семейных ценностях, нежелание супругов пойти на компромисс мешает им наладить устойчивый уклад новой семьи. В то же время совпадение представлений о главных ценностях семьи (например, когда муж и жена полагают, что главное в семье — хорошо организованное домохозяйство с упором на кулинарию и порядок в квартире) способствует стабильным супружеским отношениям, взаимному уважению супругов (чаше — уважению к жене).

Изучение социально-психологического уровня совместимости супругов в молодых семьях, проведенное Ю. Н. Олейником в середине 1980-х годов, показало, что существуют тенденции к изменению иерархии внутрисемейных ценностей при переходе с этапа подготовки к вступлению в брак к периоду молодоженства (благополучного и конфликтного, по терминологии автора). В то время как статистически значимых различий не обнаружилось ни в связи со стажем супружеской жизни, ни в связи со степенью благополучия семейных отношений, ни в зависимости от пола, обнаружены следующие тенденции на женской выборке; 1.

Недооценка (трактовка автора) вступающими в брак девушками сексуального общения по сравнению с молодыми женщинами, состоящими в благополучном браке, и конфликтными семьями (стаж брака от 1 года до 3 лет). 2.

Падение ценности «внешняя социальная активность»: наибольшее значение этой ценности — у вступающих в брак, наименьшее — в конф ликтных семьях; состоящие в благополучном браке женщины занимают промежуточное положение. 3.

Недооценка вступающими в брак женщинами ценности рождения и воспитания детей по сравнению с женщинами, состоящими в браке (благополучном и конфликтном). (Следует заметить, что в исследовании Ю. Н. Олейника никак не анализировалась очень важная особенность молодой семьи — наличие маленького ребенка (или его ожидание). Можно предположить, что молодая женщина, готовящаяся стать или ставшая матерью ребенка-первенца, просто имеет другие доминирующие ценности.) 4.

Более высокая степень значимости психотерапевтической роли семейных отношений в конфликтных семьях по сравнению с оставшимися двумя группами (подавшими заявления о вступлении в брак и живущими в благополучном браке).

Для мужчин в исследовании Ю. Н. Олейника обнаружены следующие тенденции: 1.

Более низкая оценка важности ценности «воспитание детей» у состоящих в благополучном браке по сравнению с двумя остальными группами. 2.

Падение значимости хозяйственно-бытовых отношений происходит последовательно от вступающих в брак к состоящим в благополучном браке и к конфликтным семьям. 3.

Возрастание важности сексуальных отношений: от вступающих в брак к конфликтным семьям; при этом состоящие в благополучном браке занимают промежуточное положение. 4.

Возрастание важности ценности «внешняя социальная активность» от вступающих в брак к конфликтным семьям и затем к состоящим в благополучном супружеском союзе.

Таким образом, можно заметить, что в то время как у молодых женщин важность ценности «внешняя социальная активность» после 1—3 лет супружества падает, у мужчин она возрастает, в особенности в благополучном браке. Явно также, что значение ценности сексуальных отношений повышается у молодых супругов по сравнению с мнением юношей и девушек, вступающих в брак.

Автором получены сведения о больших индивидуальных вариациях в структуре семейных ценностей в группе благополучных молодоженов, по сравнению с двумя другими выборками. В результате этого Ю. Н. Олейник пришел к выводу, что с накоплением стажа семейной жизни происходит переход от общей, в некоторой степени идеально типичной структуры семейных ценностей (у вступающих в брак), так как нет еще опыта совместной жизни, к большей индивидуализации ее в связи с уже конкретным, реальным укладом семейного быта, взаимоотношениями партнеров и распределением семейных функций.

Сравнение иерархии семейных ценностей всех мужчин с иерархией ценностей женщин показало, что, несмотря на отсутствие значимых различий между ними, женщины на первое по важности место поставили ценность «организация досуга как сфера самореализации и развития личности», а на второе — «рождение и воспитание детей», мужчины же — наоборот.

Учитывая данные, полученные В. А. Сысенко (1981), в соответствии с которыми 34,6% опрошенных женщин, состоявших в браке, указывали, что более всего они не удовлетворены умением своих мужей организовывать отдых и досуг семьи, автор полагает, что в семьях, в которых мужья не знают, как высока значимость этой ценности у жены, это может выступать одной из реальных причин конфликтов на социально-психологическом уровне.

В остальном иерархия семейных ценностей у мужчин и женщин, как показало исследование Ю. Н. Олейника, совпадает. 1.

При переходе с одного этапа развития молодой семьи на другой у партнеров происходит значимая переориентация ценностей. 2.

Качественно ценности у вступающих в брак носят более альтруистический характер, чем у состоящих в браке; у последних доминируют ценности, носящие более эгоцентрический характер. 3.

Если у вступающих в брак основным компонентом межличностного взаимодействия является аффективный, то у состоящих в браке — поведенческий и когнитивный. 4.

У лиц, вступающих в брак, ценности имеют четкую семейную направленность; у благополучных молодоженов ценности имеют сбалансированную ориентацию на работу и семью, характеризуются деловой направленностью.

Следует отметить, что данные, полученные автором, хотя и являются весьма ценными, все же не совсем соответствуют цели исследования — изучению совместимости на разных уровнях; так, не было получено ответа на вопрос, каковы соотношения ценностей в супружеской паре, преобладает ли сходство этих ценностей или их различие. Кроме того, не была рассмотрена и совместимость на персональном уровне.

Вторая сторона семейно-ролевой совместимости, по мнению А. Н. и

Н. Н. Обозовых, — согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье.

Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен отвечать, брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру

Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации досуга и т. п. Проблема распределения семейной нагрузки между супругами — наиболее явный признак ролевого несоответствия.

Если супруги предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте или, более широко, о конфликте представлений (Арутюнян М. Ю., 1983).

Этим, в частности, и объясняется необходимость исследования соотношения семейных представлений супругов, распределения семейных ролей. Ос новная часть работ, проведенных в этом направлении, посвящена изучению распределения семейных ролей супругов.

Так, в исследовании, проведенном Ю. Е. Алешиной и И. Ю. Борисовым, показано, что структура семейных ролей значительно меняется в ходе цикла развития семьи, происходят и значительные изменения в плане традиционности—эгалитарности распределения ролей между супругами. Как показало исследование, некоторый сдвиг в сторону более традиционных отношений способствует повышению удовлетворенности браком на одних этапах цикла развития семьи, в то время как в другие периоды повышению удовлетворенности браком способствует, наоборот, увеличение эгалитарности (то есть распределение ролей между мужем и женой преимущественно поровну, вне зависимости от пола) супружеских отношений (Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю., 1989).

Интересные результаты были получены в уже цитируемой ранее работе Т. А. Гурко. Ею обнаружено, что в тех случаях, когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чаще удовлетворены браком. Напротив, недовольство отношением супруга к хозяйственным делам четко коррелирует с неудовлетворенностью семейной жизнью (недовольство выразили 12% удовлетворенных и 58% неудовлетворенных браком женщин). По характеру распределения обязанностей все семьи были разделены на три группы: со значительным, умеренным и слабым участием мужа в домашней работе. Обнаружилось, что число неудовлетворенных браком женщин существенно увеличивается при переходе от первой ко второй и третьей группам семей, а число удовлетворенных, наоборот, сокращается. Интересно, что в том же направлении, хотя и не так значительно, изменяется уровень удовлетворенности браком у мужчин. Видимо, если муж отстраняется от работы по хозяйству, жена постоянно выражает недовольство по этому поводу (Гурко Т. А., 1987).

По мнению А. Н. Обозовой и Н. Н. Обозова, семейно-ролевое несоответствие лучше поддается коррекции на первых этапах супружества. Авторы рекомендуют возможную дискуссию между супругами о важном и второстепенном в семейной жизни, о роли мужчины и женщины в семье. В ходе дискуссии происходит ознакомление с системой семейных и ролевых представлений партнера, что помогает супругам согласовать свои представления и наладить уклад семейной жизни.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «Уровень семейно-бытовой совместимости »