5. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Прежде чем мы перейдем к подробному анализу отдельных видов потребностей, что (как читатель убедится сам) приведет к дальнейшему делению ориентировочных потребностей, уделим внимание проблеме так называемой индивидуализации. Речь идет о том, что люди, удовлетворяя свои потребности в разных условиях и при разных личных навыках, учатся различным видам техники действия, обеспечивающего удовлетворение их потребностей. Факт этот упрощает процесс приспособления людей, находящихся в совершенно различных условиях, но одновременно очерчивает границы присущего данной личности набора форм поведения. Когда я пишу «учатся», то имею в виду нормальный процесс образования условных рефлексов, как его понимали Павлов и Торндайк и как он рассматривается в теории поведения Долларда и Миллера (1950).

Предположим, что индивид находится в состоянии напряжения, вызванного неудовлетворением какой-либо потребности. Если при этом действие внешнего раздражителя и проведенная индивидом деятельность редуцируют это напряжение, образуется условная связь между этим раздражителем, деятельностью и редукцией данного напряжения. Произошло научение, образовалась связь между раздражителем, реакцией и редукцией напряжения. 15 Индивид знает, что он должен сделать, когда в определенных условиях (время дня, характер внешних и внутренних стимулов) появляются сигналы напряжения. Например, мы сажаем обезьяну в ящик без окошек, что, как можно судить по ее поведению, не слишком приятно. Обезьяна пытается выбраться из него. Ящик сконструирован так, что если обезьяна сделает определенное движение, то на 30 секунд откроется окошко, через которое можно выглянуть наружу (visual-exploration apparatus). Она учится, следовательно, исполнению некоторых видов деятельности, дающих ей возможность смотреть через окошко (см. Харлоу, 1954, стр.46). Возьмем другой пример. Ребенок, которого кормили на коленях, подрастает настолько, что может уже сам есть за столом. Родители едят. Ребенок, предоставленный самому себе в ситуации, в которой он всегда был предметом исключительного внимания окружающих, начинает капризничать. Теперь достаточно родителям снова заняться его кормлением, чтобы у ребенка возникла условная связь между его капризами и концентрацией на нем внимания родителей. Таким образом капризы награждаются, а послушание наказывается. В главе, посвященной потребности эмоционального контакта, мы увидим, что капризы и даже отказ от пищи могут стать одним из способов удовлетворения потребности во внимании. Таким путем в зависимости от среды и собственных черт личности может формироваться индивидуальный набор способов удовлетворения потребности.

Чрезвычайно важным для обсуждаемой проблемы является тот факт, что способы удовлетворения потребности сами могут стать потребностями. Например, собирание книг, которое вначале должно было удовлетворить одну из ориентировочных потребностей, может стать само по себе потребностью, перейдя в библиофилию, а стремление обращать на себя внимание может привести, например, к занятию общественной работой. В процессе индивидуализации на почве удовлетворения общих потребностей создаются, следовательно, новые потребности — индивидуальные, перечень которых бесконечно велик. Удовлетворение этих потребностей также является условием нормального функционирования индивида. Основой их служит, несомненно, динамический стереотип (см. Левицкий, 1960, стр. 193).

Проблема индивидуальных потребностей здесь только намечена, более широкое ее обсуждение требует специальной работы, где эта проблема рассматривалась бы наряду с потребностями патологическими и потребностями, основанными на дурных привычках.

Возвращаясь к процессу индивидуализации способов удовлетворения потребностей (в дальнейшем мы будем применять более простую формулировку — «индивидуализация потребностей»), мы рассмотрим три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация и социализация.

Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом и что число этих способов ограниченно, так как готовность пользоваться неэффективными или вредными способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется. В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения человека. Он ведет к закреплению в ходе повседневной практики одного или нескольких способов действия, с помощью которых индивид в состоянии удовлетворить определенную потребность.

Ментализация (Бейли, 1958; Клапаред, 1930) основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей и может существенно влиять на ход деятельности, удовлетворяющей потребность. Например, осознание того, что мой способ поведения в. данной ситуации есть результат удовлетворения определенной потребности, может вызвать творческие поиски других, более отвечающих моему ideal-self способов действия, и побудить рассмотреть вопрос о правильном подборе мотивов (см. гл. I и II данной работы).

Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет наша жизнь (см. Мак-Киннон, 1948, стр. 124). 16 Осуждение одних средств действия и одобрение других в зависимости от нравственных образцов вызывает характерную для данной культуры относительную унификацию способов удовлетворения потребностей.

Основываясь на этом, так называемые ситуационисты, к которым принадлежит Томас, считали, что для понимания существенных индивидуальных черт человека достаточно данных о его возрасте, цоле и среде, в которой он был воспитан. Этот взгляд правилен в той степени, в какой верно утверждение, что при одних и тех же потребностях индивида одни и те же раздражители должны вести к появлению одних и тех же реакций. Он, следовательно, подразумевает существование общих потребностей, поэтому он и представляет для нас известный интерес.

Конечно, трудно было бы найти, по крайней мере в нашей культуре, совершенно однородные, замкнутые социальные образования. Возможно, некоторые небольшие религиозные секты были бы с этой точки зрения благодарным объектом исследования. В любом случае примером влияния социализации могут служить люди со специфической социальной ролью: единственные сыновья одиноких женщин, дети-первенцы, директора с большим стажем, актеры и т. д.

Таким образом, конкретизация, ментализация и социализация определяют то, что можно назвать индивидуальным стилем жизни. Различный у каждого человека стиль жизни является показателем его опыта, личных возможностей и богатства преображений, которое всегда вдохновляло поэтов и воодушевляло исследователей.

Источник: Казимеж Обуховский, «Психология влечений человека» 2003

А так же в разделе «5. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ »