5.Структура и методы психической саморегуляции в спорте высших достижений

 
Несмотря на то, что основным средством воспитания психологических качеств спортсмена по-прежнему остается практика преодоления трудностей, специфических для конкретного вида спортивной деятельности, а различные методы психической саморегуляции являются вспомогательными (хотя и достаточно эффективными приемами), и ученые, и практики едины в одном — современный спорт стал лабораторией для психотехнологий.
Практически все описанные в доступной литературе методы психической саморегуляции были валидизированы и получили признание после применения в спорте (АТ, ПРТ, Идеомоторная тренировка, Ментальная тренировка, Дыхательные практики и др.). Спортсмены (особенно в индивидуальных видах спорта) все чаще используют психорегуляцию как эффективную и быструю модель развития.
Рассматривая спортивную деятельность как одну из сфер получения социальнозначимых результатов высокого ранга, можно утверждать, что для нее характерны все виды стресса. От физического (вследствие тяжести нагрузки) и психологического (из-за неопределенности результата и ожиданий) до социального (как продукта оценок социума) и биологического (при появлении страха смерти).
Вследствие этого становится естественным, что для психической регуляции в спорте высших достижений необходимо использовать самые разнообразные методы. Но эффективность их использования возрастает при комплексном применении внутрицелевых программ психологической подготовки, рассчитанных на 1-4 года.
Анализ литературных источников по проблемам психологической подготовки спортсменов разных стран, мемуарной литературы и собственный экспериментальный и практический опыт позволяют нам представить систему психической регуляции, состоящую из 4 блоков. Они включают психические объекты для воздействия и формирования тремя видами психической регуляции: аутогенная, гетерогенная, экзогенная:
1              блок психических объектов воздействия: Личность и мировоззрение.
а)              самосознание; б) мировоззрение (рациональное — иррациональное); в) чувство патриотизма; г) идейная убежденность; д) значимые психологические свойства личности.
Способы: формирование и акцентуация.
2              блок психических объектов воздействия: Мотивация.
а)              уровень притязаний; б) мотивация достижений максимального спортивного результата; в) позитивное отношение к спортивной деятельности и к большим нагрузкам; г) психологическая дисциплина.
Способы: формирование и актуализация.
3              блок психических объектов воздействия: Психическая устойчивость.
В зависимости от решаемых задач он решается на двух уровнях:
1              — психогигиена: а) профилактика психического перенапряжения; б) восстановление, отдых; в) снятие остаточных раздражений; г) оптимизация эмоциональных и межличностных отношений; д) обучение технике идеовегетативных представлений.
2              — психодидактика: а) формирование навыков релаксации десенсибилизации;
б)              формирование комплекса навыков «спокойствие-собранность — уверенность»;
в)              формирование навыков мобилизации и «максимализации» действий в ходе соревнований.
Способы: профилактика, формирование, обучение.
4              блок психических объектов воздействия: Двигательная устойчивость.
а)              обучение технике идеомоторных представлений; б) формирование представлений об идеальной структуре основного действия; в) формирование двигательных установок; г) формирование уверенности в сохранении идеальной структуры двигательного действия; д) формирование способности удерживать заданные параметры в условиях сильного утомления.
Уже это перечисление объектов для психической саморегуляции в спортивной деятельности заставляет критически посмотреть на рекомендации по прямому переносу и использованию классических вариантов техник саморегуляции в спорте.
Например: проблемой может стать несоответствие условий, в которых обучается психической саморегуляции спортсмен, и условий, в которых он ее будет применять.
По нашему мнению, именно это несоответствие стало камнем преткновения при обучении техникам управления стрессом и мобилизации действий в условиях соревнования.
Легко обучаясь техникам релаксации и восстановления под приятную музыку кабинетов психологической разгрузки, спортсмен не может воспроизвести в этих условиях особые состояния соревновательной деятельности, не может сформировать специфический рефлекс и не может в «боевых» условиях его реализовать.
Эта закономерность была подтверждена и при обучении психической саморегуляции для применения ее в боевых условиях.
Поэтому методически верно будет при обучении определенной технике саморегуляции создавать условия максимального приближения к тем, в которых спортсмен будет применять освоенные навыки. Эти условия могут быть как реальными, так и виртуальными.
А при создании новых и модифицировании известных методов психической саморегуляции отталкиваться от содержания актуального отрезка деятельности в котором они будут применяться.
Другой более существенной проблемой является взгляд на состояния, возникающие во время психорегуляции, как на линейные и однополюсные: «бодрствование — сон» — при релаксации или «фон — активность» — при мобилизации.
Исследования, проведенные нами в 1977-1999 гг., позволили получить данные, говорящие о том, что в процессе психорегуляции возникают специфические паттерны психического состояния, объединяющие в себе полярные по направленности и антагонистические по функциям субъективные и психофизиологические корреляты эффектов релаксации, концентрации, мобилизации.
Их феноменальность заключается в том, что состояние становится оптимальным, а деятельность эффективной лишь тогда, когда уравновешивается баланс между полюсами этих паттернов (каждый из которых в отдельности должен быть освоен максимально).
И они начинают максимально функционировать одновременно, своей разнона- правленностью подвигая субъекта к достижению максимальных целей. Например: максимальной физической релаксации — при максимальной релаксации мышц, но при максимальной концентрации на этом процессе.
Внутренняя сущность этих паттернов — антагонизм факторов психического состояния, внешняя — достижение целей саморегуляции через реализацию специфических функций (табл. 10).
Наиболее ярко выражена подобная уравновешенность паттернов у спортсменов высокого класса с развитым механизмом саморегуляции.
Таблица 10. Функции и содержание паттернов.

Паттерн и его функция

Содержание
паттерна

Факторы-антогонисты maxi maxi

Физическая релаксация

Вхождение в особые состояния сознания

Релаксация мышц

Концентрация сознания

Моделирование будущего

Информационное наполнение идеомоторных программ

Осознание внутренних ощущений

Вербализация внутренних ощущений

Ментальная релаксация

Фон психического состояния

Спокойствие духа

Абсолютная уверенность

Оптимальная
синергизация

Переход барьера сознательного контроля

Экономичность, свобода движений

Максимальная мобилизация резервов

Алгоритм написания и реализации программ-тренингов психической саморегуляции в данном подходе имеет следующие шаги:
1              — выбор актуального отрезка деятельности, анализ его предмета в реальных
условиях, диагностика реального состояния спортсмена, постановка целей;
2              — специальная психодиагностика преобладания факторов-антагонистов в ин
дивидуальных паттернах психической саморегуляции спортсмена;
3              — компиляция универсальных текстовых блоков в индивидуальную программу
психической саморегуляции, запись ее на магнитную ленту на фоне специального индивидуально предпочитаемого аудиосигнала, выбранного по результатам специального тестирования.
Для получения диагностического материала о психических состояниях спортсмена используется оригинальная авторская компьютерная система диагностики «СОПОС — ОБС».
Освоение способности применять названные паттерны психорегуляции в процессе спортивной деятельности постепенно приводит к формированию у спортсмена профессионально важных навыков (ПВН) саморегуляции, затем — умению входить в профессионально важные психические состояния (ПВС), а став доминирующей способностью, закрепляется как черта характера (способность) сознательно выполнять действия в соответствии с внутренним планом, т. е. психологической дисциплиной.
Мы вводим это понятие в теорию психической саморегуляции как один из обязательных элементов (признаков) спортивной деятельности, о котором в той или иной степени говорят исследования спортивных ученых в области тренировки, опыт выдающихся тренеров и который в общепедагогическом плане является главной целью любого воздействия на человека.
Психологическая дисциплина — ключ к элитарным спортивным результатам.
Прежде чем говорить о психологической дисциплине, дадим определение понятию «элитарные результаты». В нашем представлении это спортивные результаты, позволяющие спортсмену постоянно участвовать и побеждать в составе национальных сборных в соревнованиях не ниже первенства Европы, входить в мировой рейтинг 25 лучших или получать гонорары в размере, близком к максимальному, в данном виде спорта. Естественно, сюда входят чемпионы и рекордсмены мира и Олимпийских игр.
Чтобы показывать эти результаты, спортсмен должен обладать двумя важнейшими психологическими свойствами — это психическая надежность и эмоциональная устойчивость.
Эмоциональная устойчивость — это скорее генетический фактор, и его изменения возможны в незначительных пределах.
А вот психическая надежность — это проявления целого комплекса: темперамент, спортивный талант и обученность психической регуляции в процессе психологической подготовки.
Именно во время психологической подготовки и происходит формирование психологической дисциплины как черты характера.
Психологическая дисциплина — это способность сознательно повторять правильное действие.
Проявление психологической дисциплины у спортсмена происходит в два этапа:
1)              (предварительное) — появление эффективных, безукоризненных действий благодаря сознательному, обдуманному управлению;
2)              (реальное проявление) — точное, сознательное повторение безукоризненного действия.
Психологическая дисциплина проявляется на трех уровнях:
1)              начальный              — это способность концентрироваться только на своем действии и полностью исключать все остальное;
2)              более высокий — это способность мыслить только позитивно и управлять каждым этапом исполнения упражнений;
3)              наивысший — это глубоко укоренившееся чувство уверенности в том, что спортсмен вне всяких сомнений сможет точно повторить или превзойти свое лучшее действие, совершенное перед этим. В конечном счете — это абсолютная, не подвергаемая никаким сомнениям вера в свою способность победить.
Отсюда следует, что психологическая дисциплина — это ключ, с помощью которого можно войти в узкий круг чемпионов.
Но психологическая дисциплина — это единственный путь, который действительно приведет его туда.
Итак, конечным продуктом психологической дисциплины является способность спортсмена воспроизвести в условиях соревнования свое только что совершенное наилучшее действие.
Названные выше теоретические концепты, описывая специфику спортивной деятельности, показывая ее объективную и функциональную сложность, становятся предостережением облегченным попыткам «регулировать» все и вся, не вникая в суть происходящего, тем толпам «психотренеров», которых наплодило современное российское образование. 

Источник: В.Ф.Сопов, «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ» 2010

А так же в разделе «  5.Структура и методы психической саморегуляции в спорте высших достижений »