РЕАНИМАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОЧАГЕ ПОРАЖЕНИЯ И В ОПМ


В очаге поражения, особенно при применении ядерного оружия, большое число пострадавших будет нуждаться в экстренном оказании медицинской помощи. Причем больше половины пострадавших (до 80%) будут с травмами и политравмами опорно-двигательного аппарата, обширными ожогами кожных покровов, в состоянии травматического или геморрагического шока [Вишневский А. А., Шрайбер М. И., 1969].
Первая медицинская помощь в очаге поражения должна быть направлена главным образом на подавление болевого фактора, временную остановку кровотечения и элементарную дыхательно-сердечную реанимацию при угрожающих состояниях (асфиксия, коллапс, остановка сердечной деятельности).
Элементарная помощь по поддержанию адекватного дыхания и временной остановке кровотечения будет оказываться в очаге поражения в виде взаимопомощи. Эти меры могут быть эффективны при широком ознакомлении с ними так называемого парамедицинского персонала (сотрудники пожарных отрядов, милиции). В очаге поражения медицинских работников может не оказаться вообще, учитывая проблемы распределения их по этапам эвакуации и возможные потери среди них. Санитарные дружины, если они окажутся в очаге поражения, проводят первичную сортировку пострадавших, организуют транспортировку их в отряд первой медицинской помощи (ОПМ).
Из очага поражений в ОПМ в первую очередь направляют пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи по жизненным показаниям — с травматическим и ожоговым шоком, нарушениями ды* хания, кровотечением.
только возникновение боли после ранения или травмы, но и вполне вероятна психоэмоциональная неадекватность пострадавших, поэтому лекарственная терапия необходима здесь не только пострадавшим физически, но и эмоционально неуравновешенным людям. Для подавления отрицательных эмоций назначают 1—2 таблетки (5—10 мг) седуксена или 1—2 таблетки (0,5 —
  1. мг) феназепама, производят инъекцию 1 мл промедо- ла из шприц-тюбика.

При политравмах, обширных ожогах и ранениях болевой фактор приобретает большое значение в развитии шоковых реакций. Уже в очаге поражения необходимо начинать борьбу с болью. С этой целью применяют анальгетики, седативные и антигистаминные препараты.
При выраженном болевом синдроме применяют имеющиеся в индивидуальных укладках шприц-тюбики с наркотическими анальгетиками (морфином, промедо- лом).
Одновременное внутримышечное или подкожное введение анальгетиков и седативных препаратов позволяет через 15—20 мин достигнуть хорошего обезболивающего эффекта и подавления отрицательных психоэмоциональных реакций, связанных с нахождением в очагах поражения. Инъекция препаратов шприц- тюбиком может быть сделана в порядке оказания само- и взаимопомощи. Если имеются нарушения проходимости воздухоносных путей и угнетение дыхания, то от введения наркотических анальгетиков следует воздержаться.
Аутоанальгезия. При выраженном болевом синдроме (политравма, обширные ожоги) введение анальгетиков не приводит к достаточному подавлению боли. Лучший эффект оказывает применение индивидуальных анальгезеров для метоксифлурана (пентрана) или триле- на (см. главу III).
Анальгезия пентраном или триленом не сопровождается потерей сознания и поэтому может применяться для аутоанальгезии. Отечественный портативный аппарат для анальгезии — трингал (рис. 6) прост для применения[III]. Это испаритель фитильного типа, с помощью которого может достигаться субнаркотическая концентрация в смеси с воздухом — от 0,5 до 0,8 об.%.
Рис. 6. Трингал-анальгезер для проведения анальгезии пентраном или триленом.
Рис. 6. Трингал-анальгезер для проведения анальгезии пентраном или триленом.
а — в собранном виде, б — в разобранном виде.
В трингал заливают 15 мл пентрана или трилена, что достаточно для проведения в течение 40—50 мин непрерывной анальгезии. Концентрацию пентрана (трилена) регулирует сам пациент, закрывая или открывая отверстие в клапане выдоха, поворачивая этот клапан по часовой или против часовой стрелки. При полностью открытом отверстии на клапане больной дышит атмосферным воздухом. Вдыхание пентрана в концентрации
  1. 8 об.% через 5—8 мин, а трилена 0,5—1 об.% в течение 2—3 мин приводит к анальгезии, которая эффективна не только для подавления болевых ощущений, но и для устранения стрессовых реакций (страх, волнение). При ингаляции пентрана (трилена) появляются ощущение легкости, полная успокоенность, подавляется боль. Проведенные в клинических условиях исследования [Байльдинова С. М., 1973] показали, что ингаляция пентрана в субнаркотических дозировках приводит через 15—20 мин к нормализации содержания адреналина в крови, которое было резко повышено перед началом операции. Применение анальгезии пентраном в очаге поражения оправдано также из-за
    этсутствия существенного влияния его на спонтанную вентиляцию легких и на показатели центральной и периферической гемодинамики. При утрате сознания рука пострадавшего, к которой прикреплен тесьмой испаритель, опускается и ингаляция пентрана прерывается. 

Источник: Т. М. ДАРБИНЯН А. А. ЗВЯГИН Ю. И. ЦИТОВСКИЙ  , «АНЕСТЕЗИЯ И РЕАНИМАЦИЯ НА ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ» 1984

А так же в разделе «РЕАНИМАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОЧАГЕ ПОРАЖЕНИЯ И В ОПМ »