Хромосомный мозаицизм в постнатальном периоде


По современным оценкам, 20-30 % всех случаев трисомии в постнатальном периоде представлены мозаичными формами [449]. У мо- заиков обычно отмечают большую продолжительность жизни и более мягкое проявление фенотипических нарушений и клинических симптомов, чем у пациентов с полной формой гетероплоидии. Так, если среди спонтанных абортусов до 28-й недели беременности встречаются, как правило, полные формы триплоидии, то новорожденные, прожившие дольше нескольких дней, являются триплоид-диплоидными мозаиками [31, 187]. Однако накопленные к настоящему времени многочисленные данные свидетельствуют о том, что тяжесть проявления синдромов не зависит от формы анеуплоидии (полная или мозаичная) и доли анеуплоидных клеток в исследуемой ткани. Например, при мозаичной трисомии 21, которая составляет около 5 % всех случаев синдрома Дауна [31], трисомная линия может быть представлена лишь в 2-10 % лимфоцитов [815], а клинические признаки синдрома Клайн- фельтера при полной или мозаичной форме кариотипа 47,XXY могут быть ограничены лишь нарушением сперматогенеза [134].
Как уже упоминалось, мозаичная форма трисомий по разным хромосомам без каких-либо фенотипических проявлений наблюдается у некоторых родителей пациентов с хромосомными синдромами (чаще — у матерей), а также у лиц с неотягощенным генетическим анамнезом [655]. Интересно отметить, что в отличие от трисомий по половым хромосомам и ауто- сомам, мозаичная форма моносомии Х у нормальных индивидов имеет тенденцию прогрессировать с возрастом. Так, кариотип 45,Х регулярно отмечается в 2-5 % лимфоцитов периферической крови у женщин с 55, а у мужчин — с 65 лет, а доля моносомных по Х-хромосоме клеток увеличивается по мере старения [134, 663].
Уникальной естественной биологической моделью для изучения механизмов возникновения структурных аберраций, нерасхождения
хромосом в мейозе и митозе, сохранения в онтогенезе межклеточного и межтканевого мозаицизма является синдром Шерешевского-Тернера. Его отличительной особенностью является многообразие нарушений половых хромосом и крайне высокая частота мозаичных вариантов кариотипа. При стандартном кариотипировании ФГА-стимулированных лимфоцитов периферической крови классическая форма синдрома (моносомия Х) регистрируется у 40-60 %, структурные перестройки Х-хромосом — у 5-10 % пациенток, остальные 30-40 % случаев представлены мозаичными вариантами анеуплоидии по нормальным или аберрантным Х- и Y-хромосомам [31, 643]. В настоящее время твердо установленными особенностями фенотипа синдрома Шерешевского- Тернера можно считать низкорослость и аномалии развития репродуктивной системы. Остальные фенотипические и клинические признаки синдрома носят крайне индивидуальный характер. При этом степень выраженности и сочетание отдельных симптомов не коррелируют с каким-либо определенным типом аномального кариотипа.
На основании различий в частоте рождения носителей полной и мозаичной формы моносомии Х выдвинуты гипотезы о влиянии мозаицизма на жизнеспособность эмбрионов [479, 649], а также на формирование комплекса фенотипических признаков синдрома Шерешев- ского-Тернера [202, 752]. Исследования последних 10-15 лет позволили идентифицировать гены на Х- и Y-хромосомах, принимающие участие в развитии репродуктивной и лимфатической систем [270, 410, 684], формировании скелета [400, 429, 683]. С целью выяснения роли эпигенетических факторов в развитии симптомов синдрома Ше- решевского-Тернера предпринимаются масштабные исследования по установлению родительского происхождения единственной Х-хромо- сомы [515, 583, 625, 844]. Установлено, в частности, что особенности социально-психологического статуса пациенток с синдромом Шере- шевского-Тернера с кариотипом 45,Х зависят от родительского происхождения единственной Х-хромосомы. Однако причины гибели 99 % плодов с моносомией Х по-прежнему остаются невыясненными.
Широкое применение методов ПЦР и FISH в клинико-цитогенетическом обследовании позволило не только обнаружить среди пациенток с моносомией Х «скрытых мозаиков» (не выявляемых с помощью традиционных цитогенетических исследований), но и подтвердить существование у них межтканевого мозаицизма [440, 649, 664].
Молекулярно-цитогенетический анализ, проведенный нами при обследовании 88 пациенток с синдромом Шерешевского-Тернера, позволил установить скрытый мозаицизм в 24 случаях носительства кариотипа 45,Х. Из них 6 % пациенток оказались «скрытыми мозаиками» по Y-хромосоме и 15 % — по Х-хромосоме [155]. Согласно данным литературы, частота скрытого мозаицизма может варьировать в широких пределах — по Y-хромосоме от 0 % до 61 % [447, 699, 753], по Х-хромосоме — от 2,4 % до 90 % [227, 664, 699]. Неоднозначность результатов объясняется объемом и спецификой выборки, а также разрешающей способностью методов анализа. Так, метод ПЦР, вследствие высокой чувствительности и специфичности указывает на наличие дополнительного материала, однако не позволяет оценить представительность клеточной линии. Количественная характеристика клеточных линий возможна по интерфазным ядрам методом FISH, однако, при интерпретации результатов немаловажную роль играют фоновые гибридизационные сигналы и эффективность связывания ДНК-зонда с сайтами-мишенями. Кроме того, установление второй клеточной линии методом FISH существенно зависит от избранных контрольных значений частоты спонтанной анеуплоидии.
В нашем исследовании, как и в других работах [440], критерием для диагностики мозаицизма методом FIHS по интерфазным ядрам в периферической крови и в буккальном эпителии было избрано наличие 5 % клеток с хромосомным набором, отличающимся от кариотипа в базисном клоне. При этом количественные характеристики уровня анеуплоидии по Х-хромосомам разных тканей могут варьировать (2-4,04 % для культивируемых лимфоцитов и 1,79 % для некультивируемых клеток буккального эпителия) [118, 515]. Следует отметить, что при структурных перестройках, не изменяющих число маркируемых локусов, по гибридизационным сигналам в интерфазном ядре невозможно идентифицировать аберрацию и, соответственно, выявить несущую ее клеточную линию. Поэтому результаты FISH дают основание лишь предполагать, что клеточные линии, выявляемые при метафазном анализе, идентичны регистрируемым по интерфазным ядрам. Таким образом, несмотря на высокую чувствительность методов ПЦР и FISH, исследование мозаицизма нуждается в применении метафазного анализа.
Учитывая, что установление хромосомного мозаицизма зависит не только от методов анализа и числа проанализированных клеток [259, 479], но и от типа тканей, целесообразно исследовать клетки, имеющие различное эмбриональное происхождение. Результаты, полученные различными методами (табл. 7.2), свидетельствуют о том, что в 79 % случаев мозаичный кариотип присутствует во всех тканях, т. е. является истинным, или генерализованным, и в 21 % случаев ограничен одной тканью. Характерной особенностью истинного мозаицизма по половым хромосомам у пациенток с синдромом Шерешевского-Тернера является ярко выраженная межтканевая вариабельность в соотношении клеточных линий. При этом, независимо от структурных особенностей
Таблица 7.2. Характеристика мозаицизма у пациенток с синдромом Шерешевско- го—Тернера

Ссылка

Число
случаев

Анализируемая ткань

Метод
иссле
дований

Характер
мозаицизма

Характер доминирования

Истин
ный

Ограни
ченный

В двух тканях

В одной ткани

[105]

3

Фибробласты кожи и гонад

Цито-
генети
ческий

3

0

2

1

[649]

56

Кровь,
фибробласты
кожи

Цито-
генети
ческий

32

24

24

8

[752]

5

Кровь,
гонады

FISH

5

0

4

1

[664]

13

Кровь,
буккальный
эпителий

FISH

9

4

2

7

[440]

35

Кровь,
буккальный
эпителий

FISH

32

3

-

-

[431]

11

Кровь,
буккальный
эпителий

FISH

11

0

8

3

[227]

2

Кровь,
гонады

FISH

2

0

-

-

[692]

2

Кровь,
гонады

PCR

1

1

-

-

[901]

2

Кровь,
гонады

PCR

2

0

-

-

[301]

39

Кровь,
буккальный
эпителий

FISH

35

4

28

7

Всего

168



132
(79 %)

36
(21 %)

68
(72 %)

27
(28 %)

второй гоносомы (нормальной или аберрантной Х- или Y-хромосомы), доминирование одного и того же клеточного клона сохраняется в тканях, имеющих различное эмбриональное происхождение [155, 301]. Таким образом, результаты исследований половых хромосом в клетках разных тканей у пациенток с синдромом Шерешевского-Тернера являются экспериментальным подтверждением гипотезы о сохранении возникшей в эмбриогенезе генетической гетерогенности [634] и их селективной нейтральности в постоянно обновляющихся тканях [35]. 

Источник: Баранов В.С., Кузнецова Т. В., «Цитогенетика эмбрионального развития человека: Научно-практические аспекты» 2007

А так же в разделе «Хромосомный мозаицизм в постнатальном периоде »