11.6. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛЮСТНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗУБОЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫМИ АНОМАЛИЯМИ, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ВРОЖДЕННОЙ ПАТОЛОГИЕЙ


Применение регуляторов функций показано для лечения больных с аномалиями прикуса, обусловленными следующими разновидностями врожденной патологии: 1 — несращением верхней губы, альвеолярного отростка и нёба (изолированным или односторонним сквозным); 2 — адентией отдельных зубов.
Врожденное несращение верхней губы, альвеолярного отростка и нёба принадлежит к числу распространенных аномалий развития органов человека и занимает одно из ведущих мест среди других пороков. Особенности строения лицевого скелета при разных видах врожденного несращения в челюстно-лицевой области изучены недостаточно.
По данным Ф. Я. Хорошилкиной (1970), сравнение величины и соотношений отдельных участков лицевого скелета при ортогна-тическом прикусе и аномалиях прикуса, обусловленных врожденным односторонним несращением губы, альвеолярного отростка и нёба позволило выявить особенности его строения при данной патологии (табл. 21). Это ретроположение верхней челюсти (угол F меньше нормы в среднем на 9,35°), укорочение ее тела на 3,4 мм, а также удлинение тела нижней челюсти на 1,22 мм, что, естественно, приводит к уменьшению угла ANB. Для больных с этой патологией характерна незначительная задняя инклинация челюстей (угол I в среднем меньше нормы на 1,15°). Отмечена тенденция к уменьшению угла Рп—МР на 4,16°. Выявлена ретрузия верхних центральных резцов на 17,44° и нижних на 18,8°, что приводит к значительному увеличению межрезцового угла. Отмечается задержка роста краниальной части лицевого скелета, укорочение длины переднего основания черепа в среднем на 0,4 мм.
При недоразвитии верхней челюсти в результате врожденного дефекта и давления рубцовоизмененной верхней губы формируется мезиальный прикус. Для лечения таких больных в период на-
294
Таблица 21. Величина соотношения отдельных участков лицевого скелета при ортогнатическом прикусе (гр. 1) и аномалиях прикуса, обусловленных врожденным односторонним сквозным несращением верхней губы, альвеолярного отростка и неба (гр. 2)

295
чала смены зубов показано применение регуляторов функций III типа. После их изготовления верхнегубные пелоты обычно не имеют симметричной формы: их верхние участки отражают форму переходной складки слизистой оболочки полости рта, измененной в результате образования рубцов на губе. Применение таких пе-лотов не только устраняет давление губы на альвеолярный отросток, но и способствует ее массажу, смягчению и растяжению рубцов.
Использование регуляторов функций III типа после удаления по ортодонтическим показаниям отдельных зубов на нижней челюсти и применения лицевой дуги с горизонтально направленной внеротовой тягой ускоряет лечение, позволяет достигнуть множественных контактов между зубными рядами и улучшить профиль лица.
Был сделан анализ отдаленных результатов лечения 27 пациентов (17 мальчиков, 10 девочек) в возрасте от 6 до 8 лег с односторонним несращением верхней губы, альвеолярного отростка и неба с III и IV степенью трудности ортодонтического лечения. Во-всех случаях применялись регуляторы функций III типа. Период активного лечения был 25±5 мес (Ф. Я. Хорошилкина, Ю. М. Малыгин, 1980).
В результате лечения нормализовались контакты между зубными рядами и улучшилось строение лица. Для ретенции результатов были изготовлены съемные зубные протезы.
Отдаленные результаты (дольше 10 лет) прослежены у 13 пациентов из 27, они были положительными (50%). У других больных отмечался частичный (10%) или полный (4%) рецидив зубо-челюстно-лицевой аномалии.
Были проанализированы причины неудачного лечения, чтобы ответить на вопрос: было это связано с терапевтическими возможностями регулятора функций или зависело от других факторов.
Большинство пациентов страдали трахеитом, хроническим бронхитом или средним отитом и имели нарушение осанки. Для характеристики общих нарушений были проанализированы данные спирометрии (табл. 22).
Таблица 22. Сравнение жизненной емкости легких у 27 больных с врожденны!» несращением верхней губы и нёба до и после лечения регулятором функции III типа (по сравнению с нормой)

Время обследования

Жизненная емкость легких
результат обследования i возрастно- полов ая норма t Р
До лечения i
После лечения
1
178±102,5 (35,2±8,3% ниже нормы)
2364±163,0 (21,5±7,5% ниже нормы)
2755±206.7 3015±157,0 4,1 0,001 2,8 0.01

296
До лечения ЖЕЛ по сравнению с ДЖЕЛ была меньше на 968 см2 (35%). После лечения этот дефицит уменьшился, но удалось достигнуть только нижней границы нормы. Возможность задержки дыхания на вдохе составляла 20,1±1,18 с, на выдохе— 11,5±0,75 с (при норме от 20 до 30 с соответственно). В результате лечения FR-III функция дыхания улучшилась, но оставалась. ниже нормы. Анализ электромиограмм околоротовой мускулатуры выявил повышение биоэлектрической активности М. orbicularisoris, М. mentalis и задних пучков М. temporalis.
Тяжелые нарушения были обнаружены во всех участках лицевого скелета. Кроме вышеописанных отклонений, наблюдали сужение верхней зубной дуги в среднем на 5,5—6,2 мм в области первых временных или постоянных моляров и ее укорочение на 5,9 мм. Нижняя зубная дуга была изменена несущественно
Суставные впадины нижнечелюстных суставов были сужены в среднем на 3 мм по сравнению с больными, имеющими мезиаль-ный прикус, и на 6 мм по сравнению с больными, имеющими ди-стальный прикус. Высота суставных впадин была также меньшей в среднем 1,1 мм.
На ортопантомограммах челюстей у этих больных наблюдали увеличение гениальных углов, высоты нижней части лица и прикуса во фронтальном участке, а также наклон осей зачатков-третьих моляров.
Одной из важных причин рецидива была адентия третьих моляров на верхней челюсти, обнаруженная у 36,5% пациентов с врожденным несращением верхней губы и нёба, т. е. почти в 3 раза чаще, чем у больных с мезиальным прикусом (13,4%) и в 13 раз чаще, чем среди пациентов с зубочелюстными аномалиями (2,75%). Таким образом, адентия третьих моляров—симптом недоразвития верхней челюсти и одна из причин такого недоразвития, что требует при прогнозировании устойчивости результатов лечения своевременного решения вопроса о сокращении нижнего зубного ряда.
Адентия отдельных зубов у человека не одинакова и зависит от географических и некоторых других условий: она колеблется от 0,15% (Канада) до 10,4% (Норвегия). Чаще других зубов отсутствуют верхние боковые резцы, верхние или нижние вторые пре-моляры, третьи моляры. Полагают, что уменьшение числа зубов связано с нарушениями закладки зачатков или с их гибелью в период эмбрионального развития, чему могут способствовать заболевания, перенесенные матерью в период беременности. В постэмбриональный период могут иметь значение инфекционные болезни ребенка, нарушения обмена веществ (в основном солевого при дисфукции желез внутренней секреции и авитаминозе). Расплав-ление отдельных зачатков постоянных зубов возможно и в результате воспалительного процесса вокруг корней молочных зубов или деструктивного процесса в челюсти.
Ф. Я. Хорошилкина и С. X. Агаджанян (1985) предложили классификацию нарушений в зубочелюстно-лицевой области, обу-
297
словленных частичной и множественной адентией с учетом морфологических, функциональных и косметических дефектов. Авторами описаны не только нарушения прикуса при частичной аден-тии, но и способы их коррекции с помощью ортодонтических аппаратов разных конструкций, в том числе регуляторов функций. Выбор типа регулятора функций зависит от вида смыкания зубных рядов и показаний к удалению отдельных зубов.
При нейтральном соотношении зубных рядов и адентии верхних боковых резцов могут быть удалены отдельные нижние зубы, чаще боковые резцы; при адентии верхних вторых премоляров— нижние вторые премоляры, и наоборот.
Если частичная адентия сочетается с сагиттальными и вертикальными аномалиями прикуса, то показано применение соответствующих типов регуляторов функций, позволяющих активизировать рост недоразвитой челюсти и устранять функциональные нарушения.
Аномалии прикуса, обусловленные врожденным несращением губы, альвеолярного отростка и нёба, а также частичной адентией, характеризуются нарушением роста челюстей и их расположения, неправильным расположением зубов, отсутствием множественных контактов между зубными рядами, изменением формы альвеолярного отростка верхней челюсти, а также смещением нижней. Наблюдающиеся при этом нарушения функций дыхания, глотания, жевания и речи усугубляют отклонения, отражающиеся на конфигурации лица и формировании характера; при таких аномалиях нередко отмечаются изменения осанки и синусобронхо-пневмопатии.
Расширение представлений о взаимосвязи аномалий прикуса с общими нарушениями организма позволяют поставить вопрос о необходимости комплексного изучения патологии и лечения таких больных разными специалистами: ортодонтами, оториноларинго-логами, эндокринологами, ортопедами, психоневрологами и др.
 

Источник: Хорошилкина Ф. Я, «Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий» 1987

А так же в разделе «11.6. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛЮСТНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗУБОЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫМИ АНОМАЛИЯМИ, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ВРОЖДЕННОЙ ПАТОЛОГИЕЙ »