РИНОПЛАСТИКА СВОБОДНОЙ ПЕРЕСАДКОЙ ЧАСТИ УШНОЙ РАКОВИНЫ (ОПЕРАЦИЯ СУСЛОВА)


В 1898 г. К . П. Суслов описал примененную им пластику частичного дефекта хрящевою отдела носа путем свободной пересадки в дефект участка ушной раковины. По своему строению ушная раковина очень подходит к хрящевой части носа, цвет кожи ушной раковины не отличается от цвета нижнего отдела носа. Благодаря этому при успешном приживлении трансплантата, ьзятого из ушной раковины, получается прекрасный косметический результат. Некоторые челюстно-лицевые хирурги в 20—30-е годы нашего столетия стали применять эту операцию (А. А. Лимберг, А. Э. Рауэр, Н. М. Михельсон и др.), но вскоре выяснилось, что трансплантат из ушной раковины не всегда хорошо прирастает на новом месте, часто наблюдаются частичные или даже тотальные его некрозы. У некоторых хирургов некрозы наблюдались в 50% пересадок. Такие результаты охладили хирургов к этому методу. В дальнейшем отечественным челюстно-лицевым хирургам (А. А. Лимберг, А. А. Кьяндский, Л. Р. Балон, М. В. Костылев, М. П. Жаков) удалось так

усовершенствовать методику этой операции, что. некрозы трансплантата стали наблюдаться в единичных случаях. На первый взгляд, описываемая пластика очень проста, однако на деле выясняется, что успешной она может быть только при правильном выполнении мельчайших деталей этой операции. Большой процент удачных исходов получен лишь.в тех учреждениях, где ею занимаются высококвалифицированные хирурги. Долго считали, что благоприятные результаты могут быть достигнуты только при замещении травматических дефектов хрящевой части носа, возникших после ножевого ранения, укуса и других видов травмы без обширного размозжения окружающих мягких тканей. Противопоказанием к этой операции считали наличие в окружности дефекта глубоких рубцов, когда при освежении краев дефекта трудно обеспечить благоприятные условия для прорастания сосудов в трансплантат (Е. Е. Бабицкая). Поэтому при дефектах, возникших после ожогов, сифилиса, волчанки и т. п., такую пластику не производили.
Считалось также, что хорошее приживление трансплантата ушной раковины может произойти при условии, если размеры трансплантата будут не более 1 —1,5 см по высоте и до 3 см в длину.
Однако усовершенствованная методика пересадки свободного кусочка ушной раковины в дефект носа в настоящее время обеспечивает хорошее приживление довольно больших частей ушной раковины, по ширине 4,5 см и по длине 3,5 (Л. Р. Балон, Р. К. Колтун, Г. В. Кручинский), и при дефектах, возникших не только после травмы, но и после воспалительных процессов (волчанка, нома, сифилис) (Л. Р. Балон, М. В. Костылев)
Большим достоинством ринопластики по Суслову является, кроме отличного косметического результата, то, что пребывание больных в стационаре при этом методе значительно короче, чем при других.
Основным условием для хорошего приживления трансплантата из ушной раковины, как и всякого свободного трансплантата, являются обеспечение особенно тщательного ухода в течение первых 3—4 дней после операции и соблюдение ряда мелких, но очень важных деталей при выполнении операции. Подготовку ложа и взятие куска ушной раковины следует производить атравматично — острым скальпелем (ни в коем случае не ножницами), чтобы не было размятых тканей, особенно стенок кровеносных и лимфатических сосудов как в воспринимающем ложе, так и в краях раны трансплантата.
Огромное значение для успеха пластики имеет бережное обращение с трансплантатом. Не следует захватывать его пинцетом. Для пришивания трансплантата к краям дефекта следует пользоваться маленькими иглами и тонкой полиамидной нитью или волосом. Далее, давно установлено, что низкая температура снижает интенсивность обменных процессов в живых тканях. На основании этого Л. Р. Балон разработал методику местной гипотермии при описываемой пластике, а Р. К. Колтун экспериментально доказал, что при охлаждении кусочка ушной раковины дольше сохраняется нормальная структура тканей и медленнее расходуются питательные вещества в клетках трансплантата. Поэтому во время операции взятый острым скальпелем кусочек ушной раковины они погружают в раствор Рингера — Локка с антибиотиками на 20 мин при температуре +2:+4              °С. В клинике челюстно-ли
цевой хирургии ВМедА этот факт проверен, и установлено, что, действительно, приживление охлажденного трансплантата происходит лучше. В послеоперационном периоде авторы рекомендуют осуществлять гипотермию путем прикладывания к трансплантату поверх легкой марлевой повязки резинового пузыря, наполненного льдом, или пропускания через полиэтиленовую полую камеру воды, охлажденной до -4-2 °С.
Операцию производят под местной анестезией 0,5% раствором новокаина без адреналина.
Острым скальпелем освежают края дефекта. Затем измеряют дефект по ширине и высоте (обычно дефект имеет треугольную или овальную форму). Размеры дефекта раствором метиленового синего наносят на верхнесредний отдел ушной раковины, после чего производят ее анестезию (рис. 247). Хирург левой рукой берет часть ушной раковины, предназначенную для иссечения, а другой рукой одним движением острого скальпеля иссекает трансплантат и помещает его в холодный раствор, как это было описано выше. Рану ушной раковины закрывают путем сближения ее краев и наложения швов тонкой полиамидной нитью. Сначала швы накладывают на завиток уха, затем — на переднюю и заднюю поверхности раковины. При таком порядке наложения швов удается очень точно сопоставить завиток, что имеет важное косметическое значение.
Трансплантат помещают в дефект носа так, чтобы край хряща, который после иссечения трансплантата несколько выстоит из мягких тканей, вошел в расщеп краев раны на носу. Задняя поверхность ушной раковины должна быть обращена кнаружи, передняя — кнутри. Трансплантат в дефекте укрепляют частыми швами (через 3—4 мм) тонкой полиамидной нитью или волосом, которые сначала накладывают в области углов раны, а затем на внутренней и наружной поверхностях крыла. Не следует очень туго затягивать швы,

Рис. 250. Больной с ринофимой.
а — до операции; 6 — после иссечения измененной кожи и пересадки расщепленного кожного трансплантата.
чтобы не нарушить жизнеспособности тканей в трансплантате и в краях дефекта. В ноздрю рыхло вводят марлевый тампон. Швы сверху покрывают очень легкой марлевой повязкой в виде пращи. В послеоперационном периоде на повязку кладут пузырь со льдом. Швы снимают на 7—8-й день.
Значительные усовершенствования в методику К. П. Суслова были внесены Г. В. Кручинским, который разработал способ пересадки сложных трансплантатов больших размеров и различной формы для устранения дефектов носа. Наилучшим местом взятия трансплантата он определил область внутреннего края ушной раковины. Именно в этом месте можно получить большие по длине трансплантаты, сохранив размеры и форму донорской ушной раковины [Кручинский Г. В., 1978].
В настоящее время свободную пересадку части ушной раковины применяют не только при дефекте крыла носа, но и при дефектах его.кончика (рис. 248), перегородки и комбинированных дефектах хрящевого отдела носа (М. В. Костылев, Л. Р. Балон, Р. К . Колтун — рис. 249). Трансплантат из ушной раковины приживает несколько хуже в тех случаях, когда нижний отдел носа был сформирован из филатовского стебля.

Источник: ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФ. Н. М. АЛЕКСАНДРОВА, «КЛИНИЧЕСКАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ» 1985

А так же в разделе «РИНОПЛАСТИКА СВОБОДНОЙ ПЕРЕСАДКОЙ ЧАСТИ УШНОЙ РАКОВИНЫ (ОПЕРАЦИЯ СУСЛОВА) »