ЭТАПНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ПЕРЕЛОМОВ КОНЕЧНОСТЕЙ. КЛИНИКА И ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ОШИБКИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГЛУХИМИ ГИПСОВЫМИ ПОВЯЗКАМИ


Дабы приблизиться к решению этой очень трудной и в высшей степени ответственной задачи, вспомним совсем вкратце, в чем состоят основные достоинства глухой гипсовой повязки и каковы упреки и опасения, которые могут быть ей предъявлены.
Достоинства
  1. Идеальная иммобилизация перелома в положении достигнутой репозиции. В этом отношении циркулярная гипсовая повязка превосходит решительно все: постоянное вытяжение, любые шины и аппараты, лон- гетные, а тем более мостовидные гипсовые повязки. Требование это важное, ибо от совершенства не только репозиции, но и иммобилизации зависят качество и сроки консолидации кости.
  2. Иммобилизация раны, необходимая для ее успешного и скорейшего заживления. Фактор этот многие недооценивают, а он первостепенный. Я имею в виду полный покой громадной мышечной раны, остающейся после надлежащего хирургического иссечения, произведенного на раздробленной конечности. Такой полный покой возможен при обязательном соблюдении двух условий: а) иммобилизации перелома кости, что страхует от неизбежных судорожных мышечных сокращений при малейшем смещении отломков; б) иммобилизации всей конечности в
    целом, дабы полностью исключить мышечные перемещения при любых пассивных или активных движениях.

Еще в 1914 г. Верней, Алькье и Тантон (Verneuil, Alquier et Tanton) писал, что иммобилизация — лучшее из «антифлогистических» (т. е. противовоспалительных) средств, а Райт (Wright) показал, что путем абсолютной иммобилизации можно задержать легкую инфекцию даже в ушибленных тканях.
Ни мостовидные, ни окончатые повязки покоя раны обеспечить совершенно не могут. Хуже того: неизбежное выбухание мягких частей через гипсовое окно и из-под краев гипсовых манжеток ставит рану в исключительно плохие условия для заживления.
  1. Защита раны от всех вредных наружных влияний и вторичной внешней инфекции. Достоинство это — первостепенного значения. Его надо понимать не в том лишь примитивном смысле, что каждая лишняя перевязка и даже смещение плохо фиксированной марлевой повязки причиняют определенный вред. Это — факт достаточно общеизвестный. Равным образом речь идет о гораздо большем, чем простая защита раны от температурных колебаний, высыхания, механической травмы и попадания микробов извне.

В хирургии все больше укрепляется мнение, что самый раневой секрет является далеко не шлаком и не простым бесполезным отходом при процессах регенерации. Разве можно не задуматься над замечательными результатами, получаемыми при лечении гранулирующих ран герметическим и черепичатыми липкопластырными наклейками? Покойный Бир (Bier) высказал мысль, что «гной питает рану». Недавно Матьё (Paul Mathieu), исходя из многочисленных наблюдений над действием глухих гипсовых повязок при лечении открытых переломов, тоже пришел к выводу, что раневой эксудат над гипсовой скорлупой (sous la coque platree) обладает восстановительной функцией (un role repa- rateur). Таким образом, многие сходятся с тем, что высказал Б. А. Петров: «гипсовая повязка как бы гасит инфекцию, отвечая основному требованию лечения огнестрельных переломов».
Только глухая гипсовая повязка обеспечивает эти условия полностью. В этом ее принципиальное отличие и огромное преимущество по сравнению с повязками лонгетными, окончатыми и мостовидными, которые все лишены этого важнейшего достоинства.
  1. Идеальная фиксация и защита для транспорта и эвакуации. Никакие шины или фиксирующие аппараты не могут идти в сравнение с абсолютной иммобилизацией и прочностью циркулярной гипсовой повязки.

Левёф (Jacques Leveuf) возродил глухую гипсовую повязку в военной хирургии почти что вынуждено. Это случилось во время Итало- Албанской войны 1918 г., где ему пришлось эвакуировать своих раненых по горным тропам, вдоль края пропастей, на мулах, приторочивая загипсованных раненых, как вьюки.
Громадный опыт с глухой гипсовой повязкой добыт во время гражданской войны в Испании у республиканских хирургов, где метод этот проводился неукоснительно во всех санитарных формированиях правительственной армии. Как транспортное средство гипсовые повязки оказались особо незаменимыми. Достаточно напомнить, что в момент великого «исхода» («exode») после падения Барселоны тысячи раненых с переломами голени и бедер сами пешком перешли испано-французскую границу, направляясь в г. Перпиньян. Подавляющее большинство было настолько в хорошем виде, что дальнейшая эвакуация в глубь Франции была возможна.
Исключительную пригодность глухих гипсовых повязок для транспортных целей в очень трудных условиях эвакуации широко проверил наш старший ассистент, доцент Д. А. Арапов — главный хирург Северного флота. На одном из его участков загипсованных раненых грузят в гидросамолеты или через узкие люки, или через пулеметные окна сверху. Полет до озера на острове; выгрузка и путь по острову 35 км до берега реки (этот путь грузовики проходят местами с помощью тракторов). Перегрузка в катера для перевозки на другой берег, откуда на машинах, уже по отличным дощатым дорогам, раненые перевозятся за 20 км в госпиталь. Этот путь проделали многие сотни раненых, и в гипсовых повязках они неизменно прибывали в прекрасном виде.
Д. А. Арапов оперировал раненого английского летчика — капитана
В.              с переломом бедра, в большой глухой гипсовой повязке, он уже через:
  1. недели был на ногах и прекрасно перенес дальнюю эвакуацию на самолете: Мурманск — Архангельск — Лондон.

Таковы основные достоинства глухих гипсовых повязок. В дальнейшем на многочисленных примерах я постараюсь показать, какие* замечательные клинические результаты это обеспечивает в условиях госпитальной обстановки. Посмотрим теперь, каковы недостатки этого метода и чем они угрожают на этапном лечении раненых.

Источник: Юдин С., «Вопросы военно-полевой хирургии и переливание посмертной крови» 1960

А так же в разделе «ЭТАПНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ПЕРЕЛОМОВ КОНЕЧНОСТЕЙ. КЛИНИКА И ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ОШИБКИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГЛУХИМИ ГИПСОВЫМИ ПОВЯЗКАМИ »