РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

  Рентгенография. Впервые с целью диагностики заболеваний слюнных желез, по данным Heineke (1913) и Theodoresky (1936), рентгенография была применена в 1900 г. Джерота.
Gube, Maingot (1910) и А. А. Кьяндский (1934) предложили методику рентгенографии протоков подчелюстной железы внутриротовым способом, когда пленка вводится в полость рта как можно глубже и удерживается зубами, а центральный луч направляется строго перпендикулярно к поверхности дна полости рта. Однако камни начального отдела выводного протока подчелюстной железы внутриротовым способом обнаружить не удается из-за невозможности продвинуть пленку соответственно началу протока; в таких случаях приходится пользоваться внеротовым способом рентгенографии подчелюстной области. Эта укладка хорошо выявляет камни, находящиеся в самой железе, но не всегда определяются камни начального отдела протока из-за наслоения альвеолярного отростка челюсти и зубов. Отчетливое изображение камня в начальном отделе протока удается получить на снимках при укладке, описанной
В.              Г. Гинзбургом (1937). Больной в положении на боку с открытым ртом укладывается таким образом, чтобы центральный луч проходил косо между верхней и нижней челюстями, а интересующая сторона лица прилегала к кассете. Для полного открывания рта автор рекомендует вкладывать между зубами пробку.
Для выявления камня в передней трети выводного протока подчелюстной железы В. С. Коваленко (1962) предложила помещать рентгеновскую пленку между зубами, а центральный луч направлять перпендикулярно к ней через угол нижней челюсти.
Для рентгенографии выводного протока околоушной железы рентгеновская пленка, закладывается в рот за щеку, фиксируется пальцем больного, и луч направляется перпендикулярно к тканям щеки.
Рентгенография околоушной железы обычно производится в двух проекциях. Первая проекция — лоб и кончик носа больного прилегают к кассете, а центральный луч направляется сверху ниже затылочного бугра соответственно снимаемой железе. Вторая проекция — боковая — требует такой же укладки, как для снимка ветви нижней челюсти.
Слюнные камни, состоящие в основном из солей кальция, являются достаточно контрастными объектами для рентгенодиагностики. Однако некоторые авторы сообщают, что встречаются и рентгенонегативные камни.
Мы считаем, что при правильной укладке и соответствующей проекции луча камни рентгенографически могут быть выявлены.
*
О рентгенологических изменениях костей лицевого скелета при опухолях околоушных желез сообщила Ф. И. Лапидус (1950). Согласно ее наблюдениям, у больных с опухолями околоушной железы на рентгенограммах в лобно-носовой проекции определяется асимметрия ветвей нижней челюсти, смещение средней линии нижних резцов в сторону поражения. На контактных снимках височнонижнечелюстного сустава больной стороны выявляется смещение суставной головки вниз и вперед. Проведенные А. И. Пачесом (1964) рентгенологические исследования больных с опухолями околоушных желез не подтвердили рентгенологических признаков, описанных Ф. И. Лапидус.
Сиалография. Для сиалографии использовались различные контрастные вещества: 20% раствор бромистого натрия, 20% раствор сергозина, 70% кардиотраст, 70% трийотраст, уроселиктан «В», 30% йодолипол и др. При введении некоторых водорастворимых контрастных веществ, особенно трийодированных, больные ощущают резкую болезненность, значительно затрудняющую производство сиалографии. Кроме того, изображение протоков при введении водорастворимых контрастных веществ на рентгенограммах представляется мало контрастным.
В.              В. Неустроев (1965) при использовании для сиалографии кардиотраста отмечает, что в протоке подчелюстной железы он вообще неконтрастен, а при введении в околоушную железу теряет контрастность через 3 мин.
Э. А. Александрова, В. С. Колесов, Н. И. Бабич (1972) отдают предпочтение водорастворимым контрастным веществам. Ими разработано специальное устройство, позволяющее вводить в железу необходимое количество контрастного вещества.
Большинство отечественных авторов (Г. А. Зедгенидзе, 1953; И. Э. Фузайлов, 1967 и др.) в качестве контрастного вещества для сиалографии рекомендуют 30% йодолипол — вещество, являющееся химическим соединением йода с оливковым маслом.
Йодолипол. соответствуя требованиям, предъявляемым к контрастным веществам, обладает стабильностью, он не токсичен, не вызывает воспалительных явлений и раздражения слизистой оболочки, легко вводится и из нормальной железы выводится в течение 6—12 ч. Кроме
toro, необходимо отметить, что йодолипол обладает некоторым терапевтическим эффектом, способствующим рассасыванию инфильтратов в железах (Н. М. Сорокин, 1953, и др.).
Фундаментальные работы, посвященные исследованию слюнных желез и их протоков при помощи контра* стной рентгенографии, принадлежат советским авторам— Г. А. Зедгенидзе (1953), С. Н. Касаткину (1949), А. И. Коннову (1947), Иг-Ф. Ромачевой (1948—1967),
А.              И. Рябкову (1953), И. Э. Фузайлову (1964—1967) и др. При помощи контрастного метода исследования им удалось на большом количестве наблюдений сделать обобщающие выводы, представить рентгенологическую картину слюнных желез и их протоков как в норме, так и при различных патологических состояниях. В настоящее время сиалография широко применяется при дифференциальной диагностике заболеваний слюнных желез и часто является решающим диагностическим методом. Л. Д. Линденбратен (1961) при рентгенологическом исследовании слюнных желез рекомендует применять методику прямого увеличения рентгеновского изображения. Fryba (1960) применяет фракционную сиалографию, для чего имеет специальные иглы с приспособлением для фиксации их швом к слизистой оболочке. Введение контрастного вещества производится непосредственно в рентгеновском кабинете под аппаратом, благодаря чему можно получить несколько снимков с разной степенью наполнения. О целесообразности и ценности фракционного метода сообщает также В. В. Не- устроев (1966). Г. А. Васильев с соавторами (1965,1966),
А.              С. Мочульский с соавторами (1970) применяют двойное контрастирование, сочетая сиалографию с пневмографией.
Таким образом, ценным дополнительным методом диагностики слюннокаменной болезни, уточняющим расположение камня, многие авторы считают сиалографию (В. И. Заусаев, 1959; В. С. Коваленко, 1962; В. М. Соболева, 1965; Н. Д. Лесовая, 1972, и др.). При помощи сиалографии определяется не только наличие камня и его локализация, но главным образом наглядно видны те изменения в паренхиме железы, какие вызваны слюннокаменной болезнью, при этом особое значение приобретает сиалография после самопроизвольного
отхождения камня или его оперативного удаления из выводного протока.
При опухолях слюнных желез многие авторы весьма положительно оценивают метод сиалографии (Н. М. Сорокин, 1949; И. Ф. Ромачева, 1961; М. М. Дербина, 1964, и др.). Однако ряд авторов считает проведение сиалографии при опухолях слюнных желез нецелесообразным {Е. А. Рабинович, 1965; Redon, 1955, и др.).
Сиалографию нельзя рассматривать как самостоятельный метод диагностики, точно определяющий характер опухоли. Контрастная рентгенография является ценным дополнительным методом исследования для дифференциальной диагностики между хроническим воспалением слюнных желез и опухолевыми образованиями. На основании характера изменений в железе, видимых на сиалограммах, часто можно судить и о топографии опухоли. Инкапсулированные опухоли, развиваясь в том или ином отделе железы, оттесняют ткани, не меняя их структуры. При злокачественных опухолях определяется дефект наполнения в области локализации опухоли. Протоки в сохранившейся части железы имеют правильное направление, а доходя до. границы дефекта наполнения, внезапно прерываются.
Радиологический метод диагностики. Открытие радиоактивных изотопов положило начало применению их в клинической практике для диагностики различных заболеваний, и радиологические методы все больше и больше входят в комплекс современных диагностических приемов при обследовании онкологических больных.
Экспериментальные и клинические исследования показали, что наиболее эффективными для целей диагностики опухолей являются бета- и гамма-активные вещества. Наиболее распространенным представителем бета- активных веществ является радиоизотоп фосфора Р32 в виде соли НР3204.
Экспериментальные и клинические наблюдения отечественных и зарубежных авторов показывают, что радиоизотопы накапливаются в опухолевых тканях в значительно больших количествах, чем в здоровых (В. И. Ковачев и И. Н. Липилкина, 1966, и др.).
Впервые радиоактивный фосфор (Р32) для целей радиоизотопной диагностики был применен в 1942 г. Marinell и Goldschmidt. Метод радиоизотопной диагно
стики оказался эффективным для распознавания поверхностно расположенных злокачественных опухолей, что позволило применять радиоактивный фосфор для диагностики новообразований самых различных локализаций. Накопленный опыт но радиоизотопной диагностике и его положительные качества позволяют считать целесообразным применение этого метода при дифференциальной диагностике опухолей слюнных желез.
В.              В. Волков (1968) предупреждает о возможных ошибках при оценке степени злокачественности опухоли с помощью радиофосфора Р32. На основании экспериментов на специальных фантомах автор пришел к выводу, что ошибочно отрицательный результат пробы может быть вызван в одних случаях дефектом в технике дозиметрии, а в других — слабым избирательным накоплением фосфора в некоторых злокачественных опухолях. Учитывая эти особенности радиофосфорной индикации, при диагностике опухолей результаты обследований обязательно следует сопоставлять с клинической картиной и анамнезом. Метод радиоиндикации должен входить как звено в цепь комплексного клинического обследования больного.
Одной из актуальных проблем современной онкологии является вопрос контроля терапии опухолей, в том числе и опухолей слюнных желез, и для этой цели также могут быть использованы методы радиоизотопной диагностики. В отечественной литературе имеются отдельные указания на возможность исследования с помощью Р32 степени излеченности первичного очага опухоли (В. 3. Агранат, 1966; Г. И. Володина и М. С. Помосова, 1964; А. В. Клементов и И. Н. Липилкина, 1970;
С.              В. Щелокова, 1962, и др.).
За последние годы разрабатываются и внедряются новые специальные методы исследования слюнных желез с помощью искусственных радиоактивных изотопов — радиосиалография (Н. Н. Королева, 1969); скеннирова- ние слюнных желез (Л. А. Юдин, 1967).

Источник: Клементов А. В., «Болезни слюнных желез» 1975

А так же в разделе «  РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ »