Принципы терапии инфекционных больных

  Лечение инфекционных больных должно быть комплексным, направленным одновременно на ликвидацию возбудителя, обезвреживание его токсических продуктов (этиотропная терапия), на устранение функциональных нарушений, возникающих в результате взаимодействия возбудителя и организма человека (патогенетигеская терапия), а также на повышение специфической и неспецифической сопротивляемости макроорганизма. Для устранения отдельных симптомов болезни используют симптоматигеские средства.
Неотъемлемой составной частью терапии являются режим, диета, уход за больным, которые в ряде случаев приобретают первостепенное значение (диета при вирусном гепатите А, режим больного токсическими формами дифтерии и др.). При инфекционных заболеваниях на весь острый период необходим постельный режим. В дальнейшем его расширяют до по- лупостельного и общего.
Режим стационара предусматривает профилактику перекрестного инфицирования (одномоментное заполнение палате учетом этиологии, периода и тяжести болезни, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, возраста ребенка), а также соблюдение чистоты в палатах и боксах, проветривание помещений, своевременную смену белья. Дети младшего возраста, больные с тяжелыми формами должны находиться в условиях индивидуальной изоляции.
Диетотерапию инфекционных больных проводят в соответствии с нозологической формой, учетом возраста ребенка и его индивидуальных особенностей, периода болезни, тяжести состояния. Рекомендуется полноценная, легкоусвояемая, разнообразная пища с физиологическим соотношением белков, жиров и углеводов.
Большое значение имеет достаточное и правильное введение жидкости. Особенно важно контролировать поступление жидкости в организм при кишечных инфекциях с целью профилактики дегидратации и ее лечения.
В настоящее время лечение инфекционных больных нередко проводят в домашних условиях с соблюдением тех же принципов и правил, что и в стационаре,— с выполнением всех лечебно-диагно- стических и противоэпидемических мероприятий.
Этиотропная терапия включает неспецифическое (химиотерапия) и специфическое (фаготерапия, серотерапия, вакцинотерапия) лечение.
Химиотерапия — лечение инфекционных больных химическими веществами, оказывающими действие на возбудителя. Проводится антибиотиками, синтетическими противоинфекционными лекарственными средствами (сульфаниламиды, хинолоны, нитрофураны, нитроимидазолы) и противовирусными препаратами.
Лечебный эффект химиотерапии во многом зависит от состояния специфической и неспецифической резистентности организма больного.
Антибиотики — специфические химические вещества микробного, животного или растительного происхождения, а также полученные полусинтетическим или синтетическим путем. Они влияют на различные микроорганизмы — бактерии, в том числе микоплазмы и хламидии, а также риккетсии, спирохеты и грибы, но не оказывают действия на вирусы и прионы.
Все антибиотики по механизму действия на возбудителей подразделяют на три группы:
  1. Препараты, нарушающие синтез микробной стенки во время митоза: пени- циллины, цефалоспорины, карбапенемы (тиенам, меропенем и др.), монобактамы (азтреонам), ристомицин, фосфомицин, гликопептидные препараты (ванкомицин, тейкопланин).
  2. Антибиотики, нарушающие функцию цитоплазматиъеской мембраны: по- лимиксины, полиеновые препараты (нистатин, леворин и др.), аминогликози- ды (канамицин, гентамицин, нетилмицин и др.).
  3. Препараты, нарушающие синтез белка и/или нуклеиновых кислот: ле- вомицетин, тетрациклины, линкозамиды (линкомицин, клиндамицин), макролиды (эритромицин, рокситромицин, азитро- мицин и др.), рифампицин, фузидин, гри- зеофульвин.

Антибиотики 1-й и 2-й групп действуют на микроорганизмы бактерицидно, 3-й группы — бактериостатически.
Антибактериальная терапия должна быть рациональной, в противном случае в результате неправильного (в недостаточных дозах, с меньшей кратностью, неполным курсом) применения препаратов микроорганизмы приобретают частичную или полную резистентность. В настоящее время широко распространены штаммы пневмококков, устойчивые к пенициллину и цефалоспоринам, золотистого стафилококка — метициллину, сальмонелл и шигелл — цефалоспоринам, пи- огенного стрептококка — эритромицину, гемофильной палочки — амоксициллину и левомицетину. Устойчивость возбудителей довольно часто является причиной неэффективности антибиотикотерапии.
Выбор антибиотика в современных условиях, при наличии огромного количества препаратов, представляет определенные трудности и осуществляется, прежде всего, в соответствии с чувствительностью возбудителя и тяжестью патологического процесса. Очень важно своевременно уточнить этиологию заболевания с помощью лабораторных методов. При выборе антибиотика у больных тяжелыми формами, с наличием иммунодефицита предпочтение следует отдавать бактерицидным препаратам, оказывающим более быстрый лечебный эффект по сравнению с бактериостатическими антибиотиками.
В качестве стартовой этиотропной терапии рекомендуется назначать антибиотики узкого спектра действия, что обеспечивает меньший риск нежелательных эффектов, в частности дисбактериоза. Антибиотики широкого спектра действия чаще используют для терапии тяжелых и сочетанных форм бактериальных инфекций. В некоторых случаях (по показаниям) одновременно назначают несколько антибиотиков. Однако следует учитывать, что использование комбинированной антибиотикотерапии ведет к значительному возрастанию опасности нежелательного воздействия на макроорганизм.
Антибиотики показаны и широко используются при заболеваниях бактериальной этиологии. В ряде случаев они необходимы и больным вирусными инфекциями, тяжесть и исход которых часто зависят от присоединившихся бактериальных осложнений.
Показания к назначению антибиотиков в каждом конкретном случае должны быть строго обоснованы. Следует учитывать, что антибиотикотерапия может сопровождаться различными патологическими реакциями — нередко довольно серьезными. Наибольшую опасность представляет прямое токсическое действие антибиотиков, характеризующееся избирательностью (у каждого препарата свои органы-мишени). Нейротоксичность в виде полиневритов, нервно-мышечного блока характерна для аминогликозидов, полимиксинов, линкозамидов, ристомицина. Нефроток- сичность (интерстициальный нефрит, почечная недостаточность) возможна при использовании аминогликозидов, полимиксинов, некоторых цефалоспоринов
  1. го поколения. Гепатотоксичность, проявляющаяся холестазом, характерна для макролидов; конъюгационная желтуха — для левомицетина, тетрациклинов. Гематотоксичность (угнетение лейкопоэза, тромбоцитопоэза, гемолитические реакции, метгемоглобинемия, гемокоагуляционные расстройства) чаще встречаются на фоне применения левомицетина, тетрациклинов, карбоксипенициллинов и уреи- допенициллинов. Поражение костной ткани (замедление роста, поражение зубов) вызывают тетрациклины.

Аллергические реакции чаще возникают при применении пеницилли- нов и цефалоспоринов. Они могут проявляться различными кожными высыпаниями, зудом, астматическими приступами, отеком Квинке и др. Редко наблюдаются такие опасные для жизни реакции, как анафилактический шок.
Биологические реакции (угнетение нормальной микрофлоры макроорганизма) чаще возникают при использовании антибиотиков широкого спектра действия; препаратов, не полностью всасывающихся при приеме внутрь (например, ампициллин); при длительной антибактериальной терапии.
Синтетигеские противоинфекционные лекарственные средства (сульфаниламиды, хинолоны, нитрофураны, нитроимидазолы) используют при непереносимости антибиотиков, а также при инфекциях.
вызванных антибиотикорезистентными штаммами возбудителей.
Сульфаниламиды — препараты широкого спектра действия, оказывающие бактериостатический эффект. В настоящее время они не находят широкого применения, как в предыдущие годы, из-за быстро развивающейся вторичной резистентности микроорганизмов. Так, большинство штаммов шигелл, пневмококков, стрептококков, стафилококков, менингококков обладают выраженной устойчивостью к сульфаниламидам. Сохраняют свою эффективность и широко используются, в основном, препараты, комбинированные с триметопримом: котримоксазол (бактрим, бисептол), гросептол, сульфатен, лидаприм. Они действуют бактерицидно на грамположительные и грам- отрицательные микроорганизмы и дают хороший терапевтический эффект при различных инфекционных заболеваниях.
Хинолоны (энтеросептол, интесто- пан, хлорхинальдол, налидиксовая кислота и др.) предназначены в основном для терапии острых кишечных инфекций и заболеваний мочевыводящих путей. Новые препараты данной группы — фторхиноло- ны (норфлоксацин, пефлоксацин, ципро- флоксацин, спарфлоксацин и др.) — обладают широким спектром действия, высокой эффективностью, малотоксичны. Это препараты резерва и используются вместо антибиотиков широкого спектра действия.
Нитрофураны (фуразолидон, ни- фуроксазид, фуразолин и др.) с успехом применяются и в настоящее время, поскольку обладают высокой активностью в отношении многих микроорганизмов, а также некоторых простейших. В отличие от других противоинфекционных средств, препараты данной группы не снижают, а, наоборот, способны даже повысить сопротивляемость макроорганизма к инфекции, увеличивая, в частности, фагоцитарный индекс лейкоцитов и титр компонентов системы комплемента.
Нитроимидазолы (метронида- зол, тинидазол) широко используются и высоко эффективны при заболеваниях, вызванных анаэробными микроорганизмами (бактероиды, клостридии, пептокок- ки и др.) и простейшими (лямблии, лей- шмании, кишечные амебы, трихомонады).
Противовирусные препараты в большинстве высокотоксичны, поэтому использование их в детской практике ограничено. Противовирусные препараты целесообразно применять, в первую очередь, при тяжелых, угрожающих жизни состояниях, обусловленных вирусным поражением. Наибольшее практическое значение имеют следующие группы противовирусных средств:
  1. Противогриппозные препараты (ремантадин, дейтифорин, адапромин, ок- солин). Данные препараты, блокируя рецепторы мембран, препятствуют проникновению вируса гриппа в клетку. Используются, в основном, для индивидуальной и массовой профилактики при контакте с больным или в период эпидемии гриппа.
  2. Противогерпетигеские (теброфен, риодоксол, идоксуридин, видарабин, ацикловир, валацикловир) и противоци- томегаловирусные (ганцикловир, фосфо- ноформат) препараты блокируют репликацию, т. е. нарушают синтез нуклеиновых кислот вируса. Препараты оказывают цитостатическое действие и при длительном использование способны вызвать нарушение функции печени, почек, кроветворения, иммунитета и даже мутагенный, тератогенный и канцерогенный эффекты.
  3. Препараты, влияющие на вирус иммунодефицита геловека: азидотимидин (зидовудин, ретровир), фосфоноформат (фоскарнет), диданоцин (видекс), зальци- табин (хивид), индинавир сульфат (крик- сиван). Механизм их действия заключается в блокаде фермента обратной транскриптазы (ревертазы), под влиянием которого происходит синтез ДНК вируса иммунодефицита человека на матрице (вирусной РНК).
  4. Противовирусные препараты широкого спектра действия (интерфероны и ин- терфероногены). Интерфероны получают из питательной жидкости, в которой культивируют лейкоциты (а-интерфероны), фибробласты (p-интерфероны) и лимфоциты (у-интерфероны) человека. Рекомбинантные интерфероны получают путем имплантации закодированного гена человека эшерихии коли (интрон А), синегнойной палочке (реаферон) и др. В клинической практике используют следующие препараты: а-интерфероны (реаферон, роферон, интрон А, инрек, ви- ферон, берофор, эгиферон, велферон), p-интерфероны (бетасерон, фрон), у-интерфероны (гаммаферон, иммуноферон).

Рекомбинантные интерфероны широко используют при терапии вирусных заболеваний (вирусные гепатиты В и С, герпетическая инфекция, ВИЧ-инфекция и др.). С учетом выраженного иммуномодулирующего и противоопухолевого действия рекомбинантные интерфероны эффективны при бактериальных и протозой- ных инфекциях (хламидиоз, уреаплазмоз и др.), онкологической патологии (лейкозы, лимфосаркомы, лимфомы и др.).
Интерфероногены — вещества, способствующие синтезу эндогенного интерферона. В педиатрической практике используют: циклоферон, неовир, полудан.
Циклоферон (НТФФ «Полисан», Санкт-Петербург) — низкомолекулярный индуктор интерферона: обладает противовирусной, иммуномодулирующей, противовоспалительной, анти пролиферативной, противоопухолевой активностью. Циклоферон эффективен в отношении вирусов клещевого энцефалита, гепатитов, простого герпеса, инфекционного мононуклеоза, гриппа, цитомегаловирусов, вируса иммунодефицита человека и др. Установлена высокая эффективность препарата в комплексной терапии острых и хронических бактериальных инфекций (хламидиозы, рожистое воспаление, пневмонии и др.) в качестве компонента иммунотерапии.
Иммуномодулирующий эффект циклофе- рона выражается в коррекции иммунного статуса организма при иммунодефицитных состояниях различного генеза и аутоиммунных заболеваниях.
Фаготерапия основана на лизисе бактерий фагами, строго специфичными в отношении определенного вида микробов. В отличие от химиотерапевтических средств, бактериофаги действуют избирательно, не причиняя вреда нормальной микрофлоре организма человека. Главным условием эффективного применения данных препаратов является использование только тех серий, которые лизируют выделенные от больного штаммы микроорганизмов. В настоящее время в детской практике широко используют стафилококковый, дизентерийный, сальмонел- лезный, колипротейный, клебсиеллезный бактериофаги; пиоционеус, способный лизировать синегнойную палочку; пио- бактериофаг, активный в отношении стафилококков, стрептококков, эшерихий, протея, синегнойной палочки и др.; инте- стифаг, лизирующий шигеллы, сальмонеллы, диареегенные эшерихии и условно-патогенные микроорганизмы.
Серотерапия — использование сывороток иммунизированных животных и иммунных людей. Антитоксические сыворотки используют в терапии больных дифтерией, столбняком, ботулизмом, газовой гангреной. При их применении возможно развитие анафилактического шока или сывороточной болезни. С целью профилактики осложнений сыворотку следует вводить по методу Безредки.
Разновидностью серотерапии является применение нормального иммуноглобулина человека (при кори, вирусном гепатите А), а также специфических иммуноглобулинов (гипериммунного противостафило- коккового, противогриппозного и др.).
Вакцинотерапия не нашла широкого применения в педиатрической практике. В настоящее время вакцины используют в терапии больных туляремией, бруцеллезом.
Патогенетическая терапия направлена на восстановление нарушенных в результате инфекционного заболевания функций и систем организма. Целью патогенетической терапии является дезинтоксикация, противовоспалительное действие, нормализация обменных процессов и кислотно-основного состояния; восстановление, а в ряде случаев, замещение нарушенных функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, желудочно-кишечного тракта; повышение сопротивляемости организма.
Патогенетическая терапия должна быть тесно связана со специфической, т. е. ее следует проводить с учетом особенностей возбудителя инфекции и строить на основе современных данных о патогенезе инфекционного заболевания. Необходимо определять наличие и выраженность у больного ведущих патологических синдромов (сердечно-сосудистая, дыхательная, почечная, печеночная, надпочечниковая недостаточность; дегидратация; гипертермия; ацидоз и др.) и осуществлять лечение в соответствии с периодом и тяжестью патологического процесса.
В современных условиях существует много методов и средств патогенетической терапии, при этом одни и те же препараты могут одновременно воздействовать на разные звенья патогенеза и восстанавливать нарушенные функции организма.
У детей, особенно раннего возраста, при инфекционной патологии нередко возникают состояния, требующие проведения инфузионной терапии. Она необходима больным с тяжелыми формами заболеваний, сопровождающихся токсикозом, значительными нарушениями водно-электролитного баланса и кислотноосновного состояния.
Характер инфузионной терапии зависит от степени и типа эксикоза (изотонический, вододефицитный, соледефицитный). Для проведения регидратационной
терапии используют внутривенное капельное введение коллоидных препаратов (плазма крови, 5—10% раствор альбумина, гемодез, полиглюкин, неокомпен- сан и др.) и глюкозо-солевых растворов. В ряде случаев эффективной является оральная регидратация (введение через рот глюкосолана, оралита, регидрона и др.). Необходимый объем жидкости определяют с учетом существующего дефицита, суточной возрастной потребности ребенка и продолжающихся патологических потерь. Терапия, направленная на коррекцию водно-электролитного обмена, проводится под контролем лабораторных данных (гематокрита, гемоглобина, концентрации натрия, калия, хлоридов в плазме крови) и показателей, характеризующих кислотно-основное состояние.
При выраженной сердечно-сосудистой недостаточности внутривенно вводят сердечные гликозиды (0,05% раствор строфантина, 0,06% раствор коргликона), для коррекции метаболического ацидоза используют 4% раствор натрия гидрокарбоната.
С целью дегидратации внутривенно вводят диуретические средства (фуросе- мид, 10—15% раствор маннитола, 2,4% раствор эуфиллина). Для купирования судорог и седативного действия используют 0,5% раствор диазепама (седуксена), натриевую соль гамма-оксимасляной кислоты (ГОМК) внутривенно капельно с 5% раствором глюкозы, 2,5% раствор дипра- зина (пипольфена).
В терапии инфекционных заболеваний широко применяют гормоны коры надпочечников. Глюкокортикоиды обладают противовоспалительным, противоаллергическим действием, способностью регулировать обменные процессы. Кроме того, при тяжелых формах инфекционных болезней, протекающих с нарушением функции коры надпочечников, лечение кортикостероидными гормонами приобретает характер заместительной терапии. Патогенетически обосновано включение глюкокортикоидов в лечение кишечных токсикозов различной этиологии, менин- гококцемии, токсической дифтерии, вирусных и поствакцинальных энцефалитов, токсического гриппа, тяжелых форм кори и др. У детей чаще применяют преднизо- лон коротким курсом (3—6 дней). Следует учитывать, что при нерациональном применении глюкокортикоидов возрастает риск нежелательного воздействия на организм (снижение иммунитета, нарушение углеводного и водно-солевого обменов, подавление секреции собственных гормонов коры надпочечников).
Симптоматическая терапия направлена на борьбу с клиническими симптомами болезни. По показаниям используют жаропонижающие (парацетамол, анальгин, напроксен).
При заболеваниях дыхательных путей назначают флюдитек, обладающий мукорегуляторным и муколитическим действием. Флюдитек оказывает быстрый эффект, сочетается с антибиотиками, бронхолитиками, ингаляционными кортикостероидами и др. Кроме того, применяют отхаркивающие (мукалтин, бром- гексин, амброксол, отвар корня алтея), противокашлевые (тусупрекс, глауцин, либексин, синекод) препараты и др.
В период реконвалесценции хороший эффект отмечается при назначении витаминно-минеральных комплексов. В частности, препарат тотема, содержащий железо и микроэлементы (медь, марганец) способствует повышению иммунитета, уменьшает астенический синдром, эффективен при лечении постинфекционных железодефицитных анемий.

Источник: Под ред. проф. В. Н. Тимченко и проф. Л. В. Быстряковой, «Инфекционные болезни у детей: Учебник для педиатрических факультетов  » 2001

А так же в разделе «  Принципы терапии инфекционных больных »