Поколение прадедов: «первопроходцы» (1900—1910-х годов рождения)

Первым поколением интеллигенции их можно назвать условно, так как в части семей из провинциальных городов до революции уже были предки-интеллигенты — учителя, архитекторы, инженеры. Очень редко (около 4%) упоминали дворян, что составляет небольшое число, особенно если вспомнить, что у каждого человека есть четыре предка «третьего уровня»: две бабушки и два деда, из которых кто-то один оказывался дворянином, а остальные могли быть ремесленниками и крестьянами — по другой линии родства, но о них не упоминали). Чаще предками оказывались крестьяне, ремесленники, рабочие, прислуга.

Для поколения первопроходцев характерны: переезд из различных областей в Ленинград, часто уже молодыми семьями. В 1920—1930-х годах эти люди учились в различных вузах Ленинграда. Устраивались на работу на новом месте, закладывали основу «жилого фонда» для следующих поколений. Как правило, это очень активные, волевые, «мажорные» люди. Расцвет их профессиональной деятельности приходится на конец 1930-х годов и 1950-е годы, прерванный Великой Отечественной войной. В творчестве они имели большое поле деятельности, значительные проекты.

В бытовом отношении, а также в организации жизни этого поколения существует, однако, большое разнообразие: от бытовой неустроенности, очень скромного существования, до квартир в привилегированных домах с прислугой (Дом политкаторжан).

Воспитание детей: один из путей решения проблемы, характерный именно для 1930-х годов, — дошкольное воспитание у бабушек в деревне (бабушки еще «николаевские», то есть воспитанные до революции, способные брать на себя без ропота заботу и трудности).

Таким образом, эту скромную, незаметную роль няни-воспитателя играли или бабушки в деревне, или другие родственницы (например, тетка), либо временная прислуга. Интересно, что, хотя речь идет об историческом периоде провозглашенного равенства, какая-нибудь деревенская девушка в прислугах-ня- нях, живущая временно в семье, была довольно обычным явлением — в стране имелся резерв неквалифицированных дешевых трудовых ресурсов (чего через 30—40 лет уже не было, так как все стремились к образованию и роль прислуги считалась крайне унизительной). Поработав некоторое время няней, такие девушки устраивались на завод, что было более почетным и, видимо, выгодным — шел стаж, очередь на свое жилье (впрочем, это отражено даже в фильмах, например кинокартине «Женщины»). '

Итак, организация семейной жизни, по данным биографических интервью, могла строиться по одному из трех основных путей: 1.

Муж и жена (родители) занимались своей профессиональной карьерой, учебой, в то время как их детей до 7—8 лет, то есть до школы, растили бабушки в деревне; затем ребенок переезжал в город. Родители работали оба, очень активно (в сталинское время было принято работать допоздна, так как сам «Кремлевский сокол» ночью бодрствовал и очень поздно вставал. Соответственно, вся страна работала «ненормированный рабочий день»). Дети же оставались дома без надзора или с приходящей необразованной няней. Воспоминание одной из женщин, бывших в 1930-е годы маленькой девочкой: «Я пришла домой одна с прогулки и маме с восторгом говорю: “Красноармеец, герой, нашу Дуню на колени посадил!”» — няня забыла о своей воспитаннице. 2.

Мужчина работал (или даже учился), а женщина, невзирая на более чем скромное материальное положение семьи, занималась хозяйством и детьми. 3.

Обеспеченная семья с женой-домохозяйкой (о таких семьях, в частности, писал А. С. Макаренко), однако эти семьи скорее относятся не к семьям интеллигентов, а к семьям политработников, администраторов.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «Поколение прадедов: «первопроходцы» (1900—1910-х годов рождения) »