ГЛАВА 4 МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОРОНАРНОГО, МОЗГОВОГО И ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ

  В настоящее время признается неоспоримым тот факт, что в целях поиска новых методов функциональной диагностики следует отдавать предпочтение и направлять усилия на разработку неинвазивных методов исследований, которые, прежде всего, должны обеспечить возможность точного измерения физиологических показателей. Необходимость таких разработок обусловлена тем, что совершенствование ранней диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы заключается в расширении возможностей регистрации самых начальных изменений, характерных для того или иного патологического процесса. Это показывает, насколько важно знать, что из себя представляют эти начальные изменения, и к каким из двух разрядов изменений — структурным или функциональным — они относятся. На первый взгляд, такая постановка вопроса может показаться ошибочной в методологическом отношении, поскольку принцип единства структуры и функции получил достаточно четкое обоснование [1]. Однако разнообразие соотношений деструктивных изменений органа, с одной стороны, и компенсаторноприспособительных процессов, с другой, — могут на разных этапах болезни обусловливать заметное превалирование морфологических изменений над функциональными, либо наоборот, тем самым создавая впечатление о пресловутой “функциональной патологии”. Поэтому вопрос о сущности изменений, происходящих в органах и тканях организма в момент возникновения болезни, которые должны являться главной точкой приложения диагностических исследований, имеет принципиальное значение.
В то же время болезнь недопустимо сводить лишь к совокупности наблюдаемых явлений или симптомов. Под симптомом в данном случае
подразумевается один из нескольких элементов единой системы мор- фофунк-циональных изменений в организме больного, производный от совокупности основных патологических перестроек в нем, доступный клиническому наблюдению и в качестве признака болезни несущий информацию о ее качественной определенности, форме протекания и стадии развития.
Сказанное подводит к рассмотрению следующего важного понятия клинической медицины — понятия синдром. Синдром — это всегда комплекс взаимосвязанных симптомов, определенный по представляемому им морфофункциональному содержанию. Крайне важно то, что связь симптомов в синдроме носит закономерный характер, и основная сложность ранней диагностики заключается в выявлении и осмыслении этой закономерности.
У              больных атеросклерозом, несмотря на нарушения гемодинамики, микроциркуляции, метаболизма и структур различных органов и тканей, функциональное состояние многих систем организма длительное время сохраняется на нормальном уровне и основные биологические константы не изменяются [2,3]. Этот феномен объясняется наличием мощных многоуровневых компенсаторных факторов и поэтапным включением сначала механизмов срочной и долговременной адаптации, а на более поздних этапах течения патологического процесса, механизмов компенсации, направленных на поддержание основных характеристик кардиогемодинамики в пределах, адекватных для сохранения тканевого кровотока, обеспечивающего доставку кислорода и метаболитов. Это свидетельствует о больших сложностях методологического и методического плана в изучении функции сердечно-сосудистой системы и в ранней диагностике патологии ее элементов и подсистем.
В связи с этим, в частности, для диагностики ИБС, были предложены различные пробы, основная цель которых заключается в увеличении рабочей нагрузки на сердце, провоцируя тем самым развитие дисбаланса между потребностью миокарда в кислороде и условиями его доставки при атеросклеротическом поражении коронарного русла. Такое моделирование коронарной недостаточности обеспечивает манифестацию симптомов и укрепляет закономерность их связи в формировании и клинико-инструментальной идентификации синдрома ИБС. 

Источник: Карпов Р.С., Дудко В.А, «Атеросклероз: патогенез, клиника, функциональная диагностика, лечение.» 1998

А так же в разделе «  ГЛАВА 4 МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОРОНАРНОГО, МОЗГОВОГО И ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ »