Геморрагический нефрозо-нефрит (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом)

Геморрагический нефрозо-нефрит (ГНН) — природноочаговое заболевание, вызываемое малоизученным вирусом. Его изучение началось в середине трид­цатых годов нашего столетия в связи со вспышками, возникавшими главным образом среди личного состава Красной Армии и Флота на Дальнем Востоке. Это заболевание характеризовалось ярко выраженными явлениями геморра­гического диатеза и поражением почек. В тяжелых случаях при явлениях ану­рии наступала смерть. В 30-е же годы более доброкачественное заболевание было обнаружено в центральных районах России (Тульская геморрагическая лихорадка и др.).
Механизм развития и проявления эпизоотического процесса (резервуар воз­будителя). В настоящее время ГНН регистрируется от Дальнего Востока до Северо-Запада РСФСР. Крупные очаги имеются на Южном Урале (Башкир­ская АССР), Среднем Поволжье, а также в центральных районах (Тульская, Ивановская, Ярославская области). Кроме того, заболевание регистрируется на западе Украины. За рубежом ГНН имеет распространение в Корее, в Скандинавских странах, в некоторых странах Центральной Европы.
Изучение ГНН встречает большие трудности. В последнее время удалось найти лабораторную модель — полевую мышь, в организме которой воспро­изводится инфекционный процесс с накоплением возбудителя в различных ор­ганах, прежде всего в легочной ткани. Обнаруживаются скопления вируса с помощью непрямого метода флюоресцирующих антител (зафиксированный тканевый срез + сыворотка реконвалесцента + флюоресцирующая античело- вечья сыворотка). Получены первые успехи при культивировании вируса на тканевой культуре, но пока его основные свойства, принадлежность к семей­ству и т. д. остаются неизвестными. Иммунологические исследования показа­ли, что вирусы, выделенные в Южной Корее, на Южном Урале и на Северо- Западе нашей страны, имеют определенные отличия. Так, южно-уральский штамм имеет сходство как с северо-западным, так и с южно-корейским, два последних между собой различаются существенно.
Судя по некоторым эпидемиологическим данным устойчивость возбуди­теля во внешней среде достаточно выражена.
Уже первые исследования в очагах ГНН показали, что заболевания лю­дей возникали только в тех местах, где было обилие грызунов: восточная по­левка, азиатская лесная мышь, маньчжурская полевая мышь (все на Дальнем Востоке), рыжая полевка, полевая мышь (Европейская часть СССР). У этих же грызунов с помощью непрямого метода флюоресцирующих антител была обнаружена спонтанная инфицированность, что свидетельствует о полиго- стальности вируса (наличии нескольких естественных хозяев). Инфекционный процесс у грызунов развивается бессимптомно, но накопление вируса, как уже сказано, наблюдается в различных органах: легких (более всего), почках, печени; наблюдается виремия. Вирус обнаруживается в слюнных железах, фе­кальных массах, причем выделение происходит в течение месяца. С мочой ви­рус не выделяется. Спонтанная инфицированность иногда достигает значи­тельных цифр.
Вопрос о механизме передачи возбудителя среди грызунов не может счи­таться до конца ясным: не исключается фекально-оральный механизм, а так­же аспирационный (менее вероятен воздушно-капельный, более — воздушно­пылевой). Теснота контакта грызунов между собой сказывается на спонтан­ной инфицированное™. В бесснежный период (лето, осень) спонтанная
инфицированность грызунов составляет 2,9—11,8%; грызуны, отловленные зимой в ометах и в стогах, инфицированы в 14,2 — 21,4%.
Механизм заражения людей. Заражение человека происходит алимен­тарным путем (потребление продуктов, к которым имели доступ грызуны) или воздушно-пылевым (погрузка сена, зерна и т. д.). В одной московской ла­боратории были помещены в виварий здоровые грызуны, отловленные в Ки­ровской области. Через некоторое время там возникла вспышка ГНН, причем заболели не только люди, непосредственно обслуживавшие грызунов, но и случайно заходившие и проходившие по коридору лаборатории.
Заболевают практически только пришлые в природный очаг люди, при­чем оказавшиеся в особенно отягченных условиях (жизнь в палатках, землян­ках при обилии в них грызунов, перебор и разборка стогов сена или злаковых растений и т. д.). Местные для природного очага жители болеют редко, по­скольку с детства начинают подвергаться проэпидемичиванию, по-видимому, чаще всего за счет незначительных дозировок. Это сейчас получило под­тверждение при серологических исследованиях населения в природных очагах.
Проявления эпидемического процесса. Общий уровень заболеваемости по стране невысок, однако в природных очагах он может достигать значи­тельных цифр.
Микрорайонирование в зоне очагов в соответствии с ареалами основных источников инфекции может дать представлений о более высоких уров­нях заболеваемости в отдельных местах. Например, в Приморском крае средний уровень заболеваемости равен 6,8 на 100 тыс. населения, а в от­дельных районах он достигает показателя 27. Уровень заболеваемости зави­сит от конкретно складывающихся условий — числа внедряемых в природный очаг людей, их хозяйственной и другой деятельности. Более всего заболева­ния регистрируются в лесных увлажненных низменных местах, как правило, вдоль рек и озер, где находят особенно благоприятные условия те виды гры­зунов, которые являются резервуарами вируса в природе.
Закономерности многолетней динамики пока не установлены, на Дальнем Востоке подъемы заболеваемости возникают через 1—2 года. Зависит много­летняя динамика от условий, определяющих плотность популяции грызу­нов — основных источников инфекции. В годы подъемов заболеваемости выя­вляется сезонность, в благополучные годы сезонный подъем почти незаметен. Сезонность при ГНН зависит от активности эпизоотических очагов и вероят­ности контактов человека с грызунами. Чаще всего она летняя или летне­осенняя. При миграции грызунов к жилью человека возникают осенне-зимние подъемы заболеваемости. С особенностями сезонного подъема тесно свя­зан профессиональный, половой и возрастной характер заболеваемости. В летний подъем, который зависит от хозяйственной деятельности человека (различный промысел в лесу, выходы в лесные таежные места геологических и других экспедиций и пр.), более всего заболевают люди наиболее активного возраста (20—40 лет), чаше мужчины. В осенне-зимний подъем вовлекаются равномерно все слои населения.
В современных условиях регистрируются обычно спорадические случаи, хотя могут быть и групповые заболевания. На Дальнем Востоке сейчас груп­повая заболеваемость составляет 6,8% от общего числа случаев. В недавнем прошлом вспышки в войсках регистрировались достаточно часто. Надо заме­тить, что ГНН доставляет больше всего неприятностей именно войсковым контингентам. Не случайно, на Дальнем Востоке более всего были поражены войска (советские, японские). В американо-английских войсках, которые окку­пировали в 1950 г. Южную Корею, ГНН занимал по количеству случаев вто­рое место после венерических болезней, всего было зарегистрировано пример­но 5000 случаев. Во время Великой Отечественной войны была довольно
высокая заболеваемость в финской и немецких армиях, дислоцированных на Карельском перешейке и в Карелии.
Летальность при ГНН может быть значительной — 10—15% и даже 16,3-22%.
Противоэпидемические мероприятия и эпидемиологический надзор. Целью эпидемиологического надзора является предупреждение заболеваний в от­дельных группах населения и снижение показателей заболеваемости населе­ния. Для организации эффективных мероприятий необходимо в местах, где регистрируется ГНН, осуществлять постоянный надзор, который должен предусматривать следующее:
1. Учет всех заболеваний с точной фиксацией места и времени заражения (инкубация при ГНН составляет в среднем 3 нед, колебания от 8 до 35 дней), возраста, пола, профессии заболевших.
2. Детальную картографическую характеристику заболеваемости.
3. Учет в динамике (ежегодно — весна, лето, осень, зима) плотности попу­ляции грызунов, их видового состава, распределения плотности популяции разных видов, особенно наиболее опасных как резервуаров ГНН, на раз­личных территориях.
4. По возможности учет иммунологических показателей среди населения путем серологического исследования людей в возрастном аспекте.
На основании данных надзора должны осуществляться санитарно-просве­тительные мероприятия среди населения, особенно среди тех профессио­нальных групп, которые в летнее время направляются в различные лесные и лесостепные массивы (защита продуктов и пищевых отходов от грызунов, термическая обработка максимально возможного ассортимента продуктов, сон в защищенных от проникновения грызунов местах, развертывание баз на сухих, возвышенных местах и т. д.).
В населенных пунктах — обеспечение профилактической дератизаций, т. е. защиты помещений, продовольственных складов, магазинов и т. д. от проник­новения грызунов, а также истребительная дератизация (в продовольственных объектах — только с помощью механических средств).
В тех случаях, когда предполагается работа по разборке ометов и скирд, необходима защита респираторного тракта и конъюнктивы глаз работающих от возможного проникновения пыли (респираторы, ватно-марлевые повязки, очки-консервы).
Больные подлежат госпитализации в инфекционные стационары, в очаге проводятся возможные мероприятия (профилактическая и истребительная де­ратизация, дезинфекция или уничтожение субстратов, которые могли быть ис­точником формирования контаминированной пыли).
Аренавирусные геморрагические лихорадки
Аренавирусные геморрагические лихорадки — природноочаговые заболева­ния, вызываемые возбудителями из группы аренавирусов, протекающие тяже­ло с явлениями геморрагического диатеза и поражением почек. Аренавирусы разделяются на две основные группы — вирусы Старого Света (вирус Ласса) и вирусы Нового Света (вирусы Хунин и Мачупо).

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «Геморрагический нефрозо-нефрит (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом) »