БЕШЕНСТВО

Бешенство — широко распространенное в мире тяжелое заболевание, вы­зываемое вирусом бешенства, который относится к семейству Ю1аЬс1о\апс1ае. В Австралии, Океании и Антарктиде его нет.
Различают следующие варианты вируса бешенства:
1. Типичный (уличный) вирус бешенства, в популяции которого обнаружены в свою оче­редь различия. Например, при бешенстве, которое вызывается укусом лисицы, тельца Бабеша — Негри встречаются существенно реже, изменения в ЦНС носят более диффузный характер в ви­де очень мелких бесструктурных плазматических включений.
2. Вирус африканского собачьего бешенства; слабопатогенен для лабораторных животных, заболевания людей или не встречаются вовсе, или они чрезвычайно редки.
3. Вирус дикования — болезни собак и песцов в северных тундровых районах. Человек бо­леет очень редко — описано заболевание одной девочки на Аляске. В мозгу погибших животных типичные тельца Бабеша — Негри не встречаются, изменения носят более диффузный мелкото­чечный характер.
4. Вирус американского бешенства летучих мышей — наиболее существенно отличающийся от основного вируса типичного бешенства. Среди вирусов, выделяющихся от летучих мышей, встречается несколько разновидностей.
По современным представлениям все названные вирусы относятся к одному виду — вирусу бешенства.
Вирус бешенства во внешней среде обладает выраженной устойчивостью.
Механизм развития и проявления эпизоотического процесса (резервуар воз­будителя). Бешенство относится к инфекциям, возбудитель которых может су­ществовать как за счет диких животных (природные очаги), так и домашних животных. Если человек активно не вмешивается в процесс циркуляции возбу­дителя, вирус бешенства может сохраняться в антропургических очагах не­определенно долгое время. Исторически антропургические очаги обратили на себя внимание раньше, именно поэтому часто употребляется термин «вирус уличного бешенства» для характеристики типичного возбудителя. Вирус пато­генен для очень многих видов млекопитающих, поэтому в природном и в ан- тропургическом очагах могут быть поражены самые различные животные: во­лки, шакалы, лисицы, енотовидные собаки, собаки, кошки, крупный и мелкий рогатый скот и т. д. Однако ведущее место занимают собаки, волки, лисицы, енотовидная собака и другие виды собачьих. Это объясняется тем, что для со­
бачьих характерно стайное существование и что внутривидовые отношения сопровождаются нередко драками и покусами.
После проникновения со слюной укушенного животного возбудитель медленно перемещается по периневральному пространству в ЦНС, где осо­бенно интенсивно накапливается и ведет к развитию энцефалита. Затем насту­пает центробежное движение вирусов вдоль нервных стволов и прежде всего в слюнные железы, где вирус продолжает размножаться. Инкубационный пе­риод у животных продолжается от 10 дней до нескольких мес, причем клини­ческие симптомы болезни начинают проявляться уже после проникновения вируса в слюнные железы. У собачьих видов вирус в слюне появляется, как правило, не раньше чем за 5 дней до развития симптомов болезни, особенно много его бывает за 2 — 3 дня до заболевания и весь период болезни, которая всегда смертельна и редко длится более 5 дней. Таким образом, животное за­разно примерно 10 последних дней жизни. Хронологически такая же пример­но картина у кошачьих и у других животных, однако в их слюне вирус содер­жится реже и в меньшей концентрации. Так, у волка вирус в слюне обнаруживается в 90—100%, у лисиц в 75 — 87%, у собак в 75%, а у коров только в 45—47%. Надо также иметь в виду, что слюна собачьих животных содержит фермент гиалуронидазу в большой концентрации, что обеспечивает более эффективное проникновение вируса в ткани. У заболевших бешенством животных развивается агрессивность, непровоцированное нападение, особенно это выражено у собачьих видов. У травоядных бешеных животных агрессив­ность, как правило, не отмечается, хотя у лошадей возможна.
Механизм и условия заражения людей. Человек заражается от бешеных животных — при укусах, в меньшей степени при обильном ослюнении, если при этом имеются нарушения целостности поверхности кожных и слизистых покровов. Характер инфекционного процесса у человека не имеет каких-либо принципиальных отличий от его развития у животных. Инкубационный пе­риод зависит от вирулентности штамма, от места укуса и его массивности. Наиболее опасными бывают укусы в лицо, голову, шею и пальцы рук, при та­кой локализации укуса, особенно если поражения значительны, инкубация са­мая короткая (всего несколько дней — от 10 дней и более). При поражении нижних конечностей, особенно при незначительных укусах или при ослюне­нии, инкубационный период может затянуться на несколько месяцев. У чело­века вирус также может появиться в слюне, однако концентрация невелика, да и явления агрессивности чаще всего отсутствуют. Все это определяет практи­ческую безопасность больного как возможного источника инфекции.
До недавнего времени бешенство домашних животных (прежде всего со­бак) было решающим фактором в распространении заболеваний. После ряда энергичных мер (отлов бродячих собак, профилактическая вакцинация собак и ряд других мероприятий) бешенство в населенных пунктах (городах) в боль­шинстве мест потеряло свое значение. В послевоенные годы резко уменьши­лась популяция волков. Однако в результате старательного уничтожения во­лчьей популяции на европейской территории СССР, в других. европейских странах и в Северной Америке интенсивно стали размножаться лисицы, а так­же особенно восприимчивые к вирусу бешенства енотовидные собаки. Наибо­лее значительна популяция последней в Прибалтике. В результате в совре­менный период циркуляция вируса среди диких животных не уменьшилась, и существование вируса бешенства обеспечивается в основном (или целиком) природными очагами. В сельской местности от диких животных возможно за­ражение различных домашних животных, в том числе собак.
Хотя сейчас ведущее значение имеют природные очаги, заражение челове­ка и в настоящее время происходит не столько от диких животных, встреча с которыми крайне редка, сколько от собак и кошек. До сих пор до 86—88%

случаев бешенства происходит в результате заражения от бездомных или на­ходящихся не на строгом домашнем, комнатном содержании собак и кошек, т. е. собаки и в какой-то степени кошки, потеряв значение как резервуар виру­са, сохранили опасность для человека.
На американском континенте, особенно в жарких зонах (тропики, субтро­пики), для сохранения и распространения вируса бешенства в природе суще­ственное значение имеют рукокрылые — вампиры и насекомоядные летучие мыши, обитающие огромными колониями в пещерах. Вампиры, которые пи­таются на теплокровных, в том числе домашних животных, могут при крово- сосании вносить в рану возбудитель.
Среди летучих мышей инфицирование возможно за счет взаимных укусов, а также аспирационным путем (вирус сохраняет жизнеспособность в пыли).
Надо отметить, что не каждый человек, покусанный бешеным животным, заболевает. Считается, что среди пострадавших от заведомо бешеных собак заболевают примерно 30 %, среди покусанных волком — 45 %. Это зависит прежде всего от инфицирующей дозы, которая в свою очередь определяется локализацией укуса и его массивностью. При укусах в голову, даже при пра­вильно и своевременно проводимой специфической профилактике, не всегда удается спасти пострадавших.
Вирулентность штаммов различна, что также сказывается на заболевае­мости. Волчьи штаммы, по-видимому, особенно опасны. Считается, что дети более восприимчивы по сравнению со взрослыми.
Проявления эпидемического процесса. Заболеваемость бешенством в стра­не невысока — ежегодно регистрируется от 44 до 87 случаев. Однако обращае­мость в связи с укусами домашних и диких животных составляет примерно 120—140 на 100 тыс. населения в год. Хотя обращаемость населения в общем чаще всего своевременная, однако в ряде случаев, особенно в сельской мест­ности, она запаздывает.
Природные очаги бешенства в СССР имеются повсеместно. Свободными от инфекции являются Великобритания, Ирландия, Скандинавские страны, Испания, Португалия. Роль антропургических очагов бешенства существенно упала.
В районах Средней Азии, где много бездомных собак, значение антропур- гических очагов пока еще значительно.
Заболеваемость мужчин составляет примерно 75%, что связано с особен­ностями их хозяйственной деятельности и большей вероятностью встречи с природными очагами. В современных условиях более всего заражаются сельские жители или городские при выездах в сельскую местность.
Возрастная заболеваемость людей по стране представлена на рис. 109, из которого видно, что дети от 5 до 14 лет болеют чаще, чем взрослые, в силу их большей восприимчивости и более тесных контактов детей в сельской местности с кошками и собаками.
Сезонность заболеваемости людей характеризуется тем, что макси­мальный подъем наблюдается в мае — сентябре. Это может быть объяснено активизацией природных очагов (возрастает за счет нового потомства плот­ность популяции лисиц и других животных, выходят из зимней спячки еното­видные собаки) и соответственно возрастанием вероятности инфицирования собак и кошек, от которых заражаются люди.
Летальность при развившихся клинических признаках болезни равна
100%.
Противоэпидемические мероприятия. В интересах профилактики бешенства проводится регулирование плотности популяций плотоядных диких животных (лисиц, енотовидных собак) путем отстрела, выдачи лицензий на охоту и др. В условиях населенных пунктов, особенно сельской местности, проводятся мероприятия в отношении собак — вылов бродячих, вакцинация до­машних.
В отношении людей основная мера борьбы — это проведение лечебного курса прививок после укусов или ослюнения животными. Поскольку иного способа спасти от абсолютно смертельного заболевания пока не существует, приобретает решающее значение санитарно-просветительная работа среди на­селения и хорошая профессиональная подготовка людей, осуществляющих прививочную работу. Речь идет о том, что в настоящее время отсутствует служба и специалисты-рабиологи, лечебные прививки осуществляются врача- ми-травматологами в травматологических пунктах и хирургами в поли­клиниках.
Прививки против бешенства были разработаны и предложены Л. Пасте­ром. Его штамм фиксированного вируса бешенства до сих пор является осно­вой для вакцинных препаратов. До недавнего времени использовались моз­говые вакцины (накопление вируса в мозгу кроликов или овец), которые наряду с вирусом содержали большое количество мозговой ткани. Эта ткань Нередко вызывает в организме тяжелые, иногда смертельные, нарушения. В связи с этим большинство стран мира перешло на изготовление культу­ральных, причем обязательно инактивированных (убитых), вакцин. Во Фран­ции и США используется культура диплоидных клеток человека, в СССР и Канаде — культура первичных клеток почки сирийского хомяка. Инактиви- рование осуществляется различными способами (бета-пропиолактон, форма­лин, УФ-лучи, у-лучи и т. д.). В СССР для производства используется штамм Внуково-32 (происходит от фиксированного вируса Пастера), для инактивиза- ции применяются УФ- и у-лучи. Современные вакцины максимально освобо­ждены от постороннего белка и концентрированы для обеспечения надежной иммуногенности.
Мировой опыт показал, что нет необходимости вводить препарат ежед­невно в больших дозах. Даже при тяжелых укусах считается вполне надежным метод введения на 0; 3; 7; 14; 30; 90 дни и даже 0; 7; 14 и 30 дни. Имеется предложение, учитывая дороговизну препарата, вводить вакцину в малых до­зах (0,1 мл) в те же сроки внутрикожно. Особенно надежный защитный эф-

фект (даже при множественных укусах бешеного волка) дает комбинирован­ное введение антирабического гамма-глобулина и вакцины по приведенной схеме. До сих пор гипериммунный гамма-глобулин готовится при вакцинации лошадей или других животных, однако этот препарат отнюдь не безвреден —у некоторых людей возможна аллергическая реакция. В связи с наличием куль­туральных вакцин создались условия, для получения гипериммунного чело­вечьего донорского гамма-глобулина. Во Франции используется безвозмезд­ное донорство учащихся ветеринарных учебных заведений (кстати, обеспечи­вается защита людей одной из профессий риска).
Если удается наблюдать за животным и оно к 10-му дню после укуса остается здоровым, вакцинация прекращается.
Эпидемиологический надзор. Целью эпидемиологического надзора являет­ся предупреждение заболеваний в случае заражения и сокращение риска зара­жения. В проведении надзора участвуют в первую очередь ветеринарная служ­ба, охотничьи союзы и другие ведомства и службы, контролирующие сохранность природы, поголовье диких животных. В систему надзора вклю­чены органы здравоохранения, в частности санэпидслужба. В этом надзоре предусмотрены следующие аспекты:
1. Данные о численности местных плотоядных диких животных (в совре­менных условиях прежде всего лисиц), о распределении численности по от­дельным территориям и временам года. Предвидение изменения численности диких животных. В связи с тем, что численность плотоядных определяется кормовой базой, необходимо оценивать динамику последней. В частности, применительно к лисицам следует учитывать динамику плотности популяции диких грызунов, за счет которых живут лисицы. Высокая плотность популя­ции грызунов осенью грозит развитием в следующем году эпизоотии бешен­ства (рис. 110).
2. Данные об эпизоотии среди диких животных — лабораторное обследо­вание трупов всех павших лисиц, енотовидных собак и т. д.
3. Выполнение требований закона о соблюдении правил содержания со­бак и кошек, в частности, об обязательной профилактической прививке собак против бешенства. Данные о возникновении бешенства среди домашних жи­вотных, видовой состав пострадавших домашних животных.
4. Учет динамики обращаемости укушенных и ослюненных животными людей. При этом должны учитываться не только частота обращаемости, но и вид напавшего животного, место нападения, условия, при которых про­изошло нападение, а также характер поражений. Такого рода учет позволяет оценить опасность для людей развившейся эпизоотии среди животных и ос­новные направления борьбы.
1. Контроль за организацией и проведением прививок против бешенства специалистами СЭС. Организация медицинской работы.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Дайте оценку классификационному положению вирусных зоонозов применительно к схеме 2 и систематике вирусов, которую Вы изучали в курсе микробиологии. Найдите генеалогиче­ские связи вирусов, вызывающих болезни из групп вирусных зоонозов, вирусных кишечных антропонозов и вирусных аэрозольных антропонозов.
2. Укажите, какой признак положен в основу объединения болезней, получивших название арбо- вирусных. Какое отношение этот признак имеет к организации профилактики всей группы? Какие признаки положены в основу разграничения мер профилактики отдельных болезней (подгрупп болезней) арбовирусных инфекций?
3. Перечислите критерии классификации арбовирусных инфекций и отметьте чих значение для клинической медицины и профилактического здравоохранения. Раскройте содержание эпиде­миологического надзора за арбовирусными инфекциями применительно к работе профильно­го эпидемиолога. Почему, по Вашему мнению, москитная лихорадка и антропонозные очаги желтой лихорадки и денге излагается в части, посвященной зоонозам?
4. Отметьте, какие признаки положены в основу объединения болезней, входящих в группу не­трансмиссивных вирусных геморрагических лихорадок. Почему некоторые из них отнесены к разряду особо опасных? Укажите эндемические очаги отдельных болезней, входящих в группу.
5. Изложите, как Вы представляете развитие эпизоотического и эпидемического процесса бешен­ства. Расскажите меры профилактики инфекции и меры предупреждения заболеваний. Рас­кройте организацию тех и других мероприятий.
6. Изучите рис. НО. Почему, по Вашему мнению, эпизоотии бешенства развиваются вслед за увеличением плотности популяций животных?

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «БЕШЕНСТВО »