Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина (F14.-)


Кокаин является алкалоидом с местно-анестезирующими свойствами и сильным стимулирующим ЦНС действием (стимуляция дофаминэргической системы, высвобождение большого количества дофамина и торможение обратного захвата серотони
на). Является одним из самых известных и самых опасных, особенно в комбинации с героином, наркотиков. Кокаин в основном употребляют в виде вдыхания через нос или в зависимости от обработки — курят («крэк»), пьют, вводят в виде ингаляций и инъекций. В настоящее время «крэк» — форма кокаина со свободным основанием — приобретает все более широкое распространение, поскольку является простым и дешевым производным кокаина. Действие его быстрее, интенсивнее и опаснее в отношении осложнений и привыкания.
Из «уличного» наркотика (гидрохлорид кокаина) производится химически очищенный кокаин с более выраженным наркотическим компонентом. Кокаиновая наркомания становится серьезной проблемой для многих стран мира. Кокаин действует адренергиче- ски, повышая активность и эйфоризируя, он редуцирует сон и аппетит. Поведение сопровождается двигательным и речевым напором, на начальных этапах возрастает сексуальная потребность, более высокие дозы обладают не стимулирующим, а центрально угнетающим действием. При злоупотреблении отсутствуют признаки физической зависимости, не наблюдается повышение толерантности, проявлений абстиненции, однако в дальнейшем достаточно быстро формируется выраженная психическая зависимость, даже после нескольких начальных доз.
Главное, что характеризует кокаиновую наркоманию— это очень быстрое развитие выраженной психической зависимости, которая определяет «поисковое» поведение, направленное на добывание наркотика. Продолжительность действия кокаина меньше, чем амфетамина, и обычно длится от 30 минут до 1 часа после внутривенного или интраназального введения. Острая кокаиновая интоксикация (F14.0) характеризуется бледностью кожных покровов, головокружением, гипервентиляцией, мелким тремором, двигательным беспокойством, эйфорией. Позже развивается депрессия и апатия, иногда судорожные припадки, а в самых тяжелых случаях — паралич дыхания. В процессе диагностики руководствуются критериями, характерными для острой интоксикации (Flx.O), наблюдаются измененное поведение и расстройства восприятия, о чем свидетельствует, по меньшей мере, один из следующих признаков:
  1. эйфория и ощущение повышенной энергетичности, повышение уровня бодрствования;
  2. убежденность в собственном величии либо грандиозных возможностях, проявляемая в высказываниях или поступках;
  3. агрессивность, проявляющаяся в словесных формах или действиях, склонность затевать споры;
  4. лабильность настроения;
  5. стереотипические формы поведения;
  6. слуховые, зрительные или тактильные иллюзии, галлюцинации, обычно при сохранности ориентировки;
  7. параноидное мышление;
  8. нарушение повседневной деятельности личности.

Необходимо присутствие, по меньшей мере, двух из следующих соматизированных проявлений:
  1. тахикардия или брадикардия, аритмия сердца;
  2. гипертензия или гипотензия;
  3. потливость и ознобы;
  4. тошнота или рвота;
  5. признаки потери массы тела;
  6. расширение зрачков;
  7. психомоторное возбуждение или заторможенность;
  8. мышечная слабость;
  9. боли в груди; г 10) судороги.

Вдыхание препарата в виде порошка иногда вызывает перфорацию носовой перегородки, а систематическое употребление приводит к появлению вредных последствий (F14.1) в виде: загру- динных болей, инфаркту миокарда, пневмоторакса, отеку легких, внезапной смерти, кератита, язвенного гингивита, изменения обоняния. Прекращения поступления препарата в организм приводит к резкому истощению запасов серотонина, способствуя развитию депрессивных состояний с эпизодами тревоги, беспокойства и появлению суицидальных мыслей, а также уменьшению потребности во сне и переоценке собственных возможностей Влияние кокаина на функционирование человека как личности наиболее проявляется в сфере социальных взаимоотношений и варьирует от крайней общительности до социальной отгороженности. Финансовая,
физическая и психологическая цена пристрастия к кокаину может носить разрушающий для личности характер.
В период непрерывной кокаиновой интоксикации («кокаинового запоя») происходит чередование эйфорических состояний с дисфориями. Повышение толерантности препятствует формированию эйфорических ощущений, а на первый план выступают проявления синдрома зависимости (14.2) в виде стойких де- прессивно-дисфорических состояний. Этот статус переходит в со- мноленцию, сон, а затем приводит к состоянию отрыва («спрыгнул» — жарг.), чаще после периода остаточных проявлений депрессии и астении.
Если проявления посткокаиновой дисфории длятся более суток, то данное состояние может рассматриваться как абстинентный синдром. Клинические проявления состояния отмены кокаина (F14.3) соответствуют общим критериям для оценки этого состояния (Flx.3). Отмечается дисфорическое настроение (печаль или ангедония, др.), включающее следующие любые два признака:
  1. вялость, сонливость и усталость;
  2. психомоторная заторможенность или ажитация;
  3. сильное желание принять кокаин;
  4. повышенный аппетит;
  5. бессонница или гиперсомния;
  6. причудливые или неприятные сновидения.

Кокаин, в высоких дозах, блокируя обратный захват допамина и норэпинефрина, часто приводит к развитию острого психотического расстройства (F14.5), которое сопровождается временными идеями отношения, преследования, неадекватным поведением. Чаще всего они носят делириозный (F14.4) характер с тактильными и зрительными галлюцинациями, а также с бредом преследования, мегаломаническим бредом, слуховыми галлюцинациями и фармикацией («кокаиновые жучки») — ощущение, будто насекомые ползают под кожей. Может иметь место импульсивность, связанная с одержимостью жажды убийства.
Хронический прием кокаина приводит к психотическому бредовому состоянию, по клинической картине весьма напоминающему параноидную шизофрению, протекающую на интактной сенсорной сфере, в отличие от острой интоксикации, при которой
наблюдается сопутствующая спутанность, дезориентация и делирий. У пациентов обычно отмечается подозрительность с сопутствующим бредовым фоном. Бред может быть расплывчатым или систематизированным.
Клинические проявления абстиненции, в случае воздержания от наркотика, имеют тенденцию к ослаблению и исчезновению в течение до 2 мес. с формированием стойких ремиссий Однако периодические навязчивые состояния и компульсивное влечение с дисфорически-депрессивными проявлениями могут возникать даже спустя несколько месяцев или лет после отрыва от наркотика.
В резидуальном периоде (F14.7) могут наблюдаться тики, эхолалии, атаксия. Амнестический синдром (F14.6), возникший вследствие употребления кокаина, сопровождается фиксационной и ретро-антероградной амнезией.
Дифференциальная диагностика. Следует дифференцировать с расстройствами вследствие употребления других психоактивных препаратов.
Неотложная терапия при острой интоксикации заключается в подключении кислорода, причем голова пациента опускается в положение Тренделенбурга, для чего необходимо достичь мышечной релаксации. Дальнейшая детоксикация проводится методом центральной нейролептаналгезии, применением бромкрептина, си- базона, реланиума, активированного угля и слабительных средств. 

Источник: Чуприков A.П, Педак А.А., «Клиническая наркология» 2006

А так же в разделе «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина (F14.-) »