Глава 1 Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя (F10.-) 


Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает считать алкоголизм хроническим психическим расстройством, проявляющимся в систематическом употреблении алкогольных напитков, которое превышает общественные нормы пищевого и социального употребления, а также представляет угрозу здоровью и нарушает социально-экономическое функционирование больного
В современной иностранной литературе термин «алкоголизм» признан неудовлетворительным, поскольку объединяет разные по сути состояния. Его часто применяют и при привычном употреблении алкоголя, которое можно произвольно считать «чрезмерным», также с его помощью характеризуют психический, физический или социальный вред, наносимый чрезмерным употреблением алкоголя. По вышеизложенным причинам, для многих целей, рекомендуется применять такие более специфические термины, как чрезмерное употребление алкоголя; нарушения, вызванные употреблением алкоголя; тяжелое пьянство и алкогольная зависимость.
Так, в соответствии с совместной концепцией комитета Национального совета по алкоголизму и лекарственной зависимости и Американского общества по наркологии, относящейся к типичным психическим нарушениям и признакам «отрицания» предложены следующие характеристики алкоголизма:
— первичное хроническое расстройство с комплексом генетических, социально-психологических и экологических факторов, влияющим на формирование и манифестацию заболевания;
  • во многих случаях прогрессирующее состояние с неблагоприятным прогнозом;
  • утрата контроля над количеством выпитого;
  • фиксированностъ поведения и представлений больного на употреблении алкоголя;
  • употребление алкоголя, несмотря на отрицательные последствия такого употребления;
  • нарушение способа мышления, в частности отрицание,
  • постоянное или периодическое употребление алкоголя.

В отечественной литературе под алкоголизмом принято понимать вызванное злоупотреблением спиртными напитками хроническое психическое расстройство, характеризующееся патологическим влечением к алкоголю и связанными с ним физическими и психическими последствиями алкогольной интоксикации, имеющей тенденцию к нарастанию тяжести клинических проявлений. Данное определение алкоголизма не согласуется с дефинициями, изложенными в МКБ-10, где алкоголизм рассматривается, наряду с другими категориями, как частный случай «синдрома зависимости» от психоактивного вещества. На наш взгляд, указанный подход верен в отношении классификационных решений, но не относительно систематики расстройств, учитывающих такие специфичные диагностические критерии как выраженность клинических проявлений с учетом хронического характера течения .процесса и последовательной их сменой.
Поэтому под термином «алкоголизм», видимо, следует понимать группу психических, физических и психологических расстройств и изменений, с учетом их клинических проявлений и типа течения, как краткую характеристику определенных комбинаций нижеследующих состояний:
  1. Острая алкогольная интоксикация в виде простого алкогольного опьянения, измененных форм простого алкогольного опьянения, патологического опьянения.
  2. Употребление алкоголя с вредными последствиями.
  3. Хронический алкоголизм.
  4. Алкогольные (металкогольные) психозы.
  5. Амнестический синдром.
  6. Резидуальное состояние и психотическое расстройство с отставленным дебютом.

В основе алкоголизма, как и любой болезни человека, лежит нарушение адаптационйых возможностей организма и личности в социальной среде, обусловленное специфическим характером патобиологических и физиологических механизмов, сочетанием средовых и генетических факторов. Биологическими причинами являются: генетическая детерминация алкоголизма, ее связь с дефицитом серотонина и недостаточной способности мозга к окислению альдегидов. К социальным причинам следует отнести снижение жизненного уровня, личностные конституциональные характеристики, стресс, социальную и семейную дезадаптацию. Психологической причиной является заместительная «терапия» алкоголем как антидепрессивного «препарата», снижающего уровень тревоги и повышающего коммуникативное поведение пациента.
Оценка распространенности алкоголизма — весьма сложноопределимая задача, поскольку объективность статистических показателей распространенности и заболеваемости зависит не от расстройства, а в большей степени от качества работы наркологической службы конкретного региона. Для оценки наркологической ситуации в отношении алкоголизма в настоящее время принято использовать целый ряд косвенных показателей (динамика потребления алкоголя, отравления суррогатами, смертность от цирроза печени и др.). Наиболее объективным показателем, отражающим распространенность алкоголизма, с наших позиций, служит показатель заболеваемости алкогольными психозами, с учетом их специфического характера для клиники алкоголизма, а не фактов «зависимости» и «зависимого поведения».
Поданным ВОЗ, в течение жизни алкоголь употребляют 95% популяции, ежедневно употребляют около 60-70%, однако алкоголизм развивается у 2 % населения. Соотношение женщин и мужчин среди больных алкоголизмом в развитых странах Европы и США находится между 1:5 и 1:2, хотя в прошлом оно составляло 1:12 и меньше. Как видно, у женщин алкоголизм встречается реже, но протекает более тяжело. Заболевания, связанные с употреблением алкоголя, вместе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями представляют одну из самых серьезных проблем в здравоохранении США. Считается, что как минимум Уа всех госпитализаций ассоциируется с заболеваниями, связанными с алкоголем. Около 50 % людей с алкогольной зависимостью также злоупотребляют другими легальными и запрещенными
токсикоманическими средствами. С употреблением алкоголя связано 25-35 % совершаемых самоубийств и 50-70 % всех убийств, а также значительное число несчастных случаев в дорожных инцидентах и актах насилия.
Следует отметить, что больные в так называемой «конечной» стадии составляют значительный процент от всей популяции больных алкоголизмом. Такие больные, как правило:
  • становятся безработными, бездомными;
  • употребляют алкоголь постоянно в течение всего дня;
  • не имеют социальной поддержки и материальных средств к существованию;
  • страдают сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями.

По состоянию на начало 2003 г., по минимальным оценкам, в Украине насчитывается 1 млн. 350 тыс. лиц с алкогольной зависимостью, а фактически состоящих на учете в наркологических диспансерах около бЗОтыс., большинство из которых люди от 25 до 55 лет. Среди этого контингента соотношение женщин и мужчин на протяжении последних лет ориентировочно удерживается на уровне 1:8 соответственно (Виевский А., 2004).
Следует отметить, что в Украине с 1990 г. по 2001 г. смертность, вызванная злоупотреблением алкоголя, значительно выросла с 0,6 до 4,53 на ЮОтыс. населения, в том числе по причине:
  • отравлений алкоголем — с 10,4 до 20,07;
  • алкоголизма — с 1,3 до 2,02;
  • алкогольных психозов — с 0,28 до 1,13;
  • алкогольного цирроза печени — с 0,6 до 4,53.

Среди многих причин немаловажную роль в развитии алкоголизма играет генетический фактор, поскольку дети алкоголиков заболевают этим расстройством в 4 раза чаще, чем дети не алкоголиков, даже в том случае, если они воспитываются в одной семье. Причем риск заболевания у сыновей алкоголиков выше, чем у дочерей.
Алкоголь, подобно другим анестетикам, снижает активность центральной нервной системы. При уровне 0,05 % алкоголя в крови мышление, критика и саморегуляция нарушаются, а иногда и утрачиваются. При концентрации 0,10 % — нарушаются произвольные двигательные акты, 0,20% — подавляется функция моторных зон
мозга и системы эмоционального восприятия. При 0,30 % у субъекта отмечается спутанность и ступор, а при 0,40 % — 0,50 % — начинается кома. При более высоких дозах может наступить смерть в результате резкого угнетения мозговых центров, регулирующих процессы дыхания и сердечных сокращений. Алкоголь подавляет фазу быстрого сна и обуславливает бессонницу и вызывает антероградную амнезию, связанную с нарушениями восприятия, синтеза и анализа поступающей информации.
Выявление алкоголизма на ранних этапах сталкивается с определенными трудностями, поскольку чрезмерно пьющие люди не считают себя больными и скрывают это. Настороженность врачей должны вызвать такие ранние симптомы алкоголизма как. ухудшение общего состояния, жалобы на желудочные и кишечные расстройства, расстройства сна, позже забывчивость, ослабление потенции, тремор, судороги и мышечные подергивания. Следует обращать внимание и на психические факторы риска: тревогу, депрессию, изменчивость настроения, нарушение концентрации внимания, провалы в памяти, половую дисфункцию. Во всех случаях умышленного самоповреждения необходима настороженность в отношении сопутствующей алкоголизации.
В процессе опроса терапевтических, хирургических больных следует выявлять их возможные социальные проблемы относительно супружеских, семейных и профессиональных взаимоотношений, финансовых проблем и прочее. В процессе беседы необходимо задавать вопросы о характере употребления ими спиртных напитков. В частности: «Вы когда-нибудь ощущали потребность в сокращении общего количества выпиваемого?..», «Предъявляли ли окружающие к Вам претензии по поводу, употребления спиртного?», «Чувствовали ли Вы когда-нибудь вину в связи с употреблением алкоголя?», «Начинали Вы когда-либо утро с глотка спиртного, с целью устранения психического или физического дискомфорта?» Принято считать, что два или более положительных ответа на заданные вопросы указывают на наличие возможного алкоголизма.
В стационарных условиях алкоголизм часто проявляется синдромом отмены с делирием («белая горячка»). Однако менее выраженные расстройства можно спутать с острым органическим синдромом, который наблюдается в картине течения острой пневмонии или в послеоперационном периоде.
В случае выявления вышеперечисленных факторов риска или намека больного на наличие у него проблемы с пьянством, необходимо проведение настойчивого опроса для подтверждения соответствующего диагноза. Необходимо выяснить количество выпиваемого алкоголя в «обычный» для него день. А также уточнить количество выпитого во второй половине дня и только потом перейти к уточнению количества выпиваемого алкоголя в первой половине суток. Следует уточнить сведения о психическом и физическом самочувствии больного, когда у него появляются перерывы между употреблением спиртного, в том числе во время пробуждения от сна Таким образом, постепенно вырисовывается картина, отражающая частоту и количество употребляемого пациентом алкоголя.
Суммируя полученную в беседе информацию, подводя пациента к осознанию, а главное, и признанию того, что у него действительно существует проблема с алкоголем, которую он раньше не осознавал или отрицал. После установления относительного уровня доверия, врач может подробно уточнить у пациента о типичных признаках алкогольной зависимости и других психических, соматических и социальных проблемах.
Представляют интерес предложенные Jelinek Е.М. конституционально обусловленные типы течения алкоголизма:
  • альфа-алкоголизм: психическая зависимость, семейные и социальные осложнения;
  • бета-алкоголизм: пьянство по случаю или соблазну;
  • гамма-алкоголизм: повышение толерантности, нарушение обмена веществ, потеря контроля, симптомы абстиненции — признаки алкоголизма в общепринятом понимании такового;
  • дельта-алкоголизм: неспособность отказаться от выпивки, с ежедневным употреблением спиртного, с неполной потерей контроля и наличием светлых промежутков;
  • эпсилон-алкоголизм: дипсомания — периодически протекающие эксцессы пьянства, которые объясняются «эндогенно» возникающими расстройствами настроения с последующими многомесячными промежутками воздержания от спиртного.

Запой начинается без видимых причин в виде приступа и длится в течение нескольких дней, по типу навязчивого стремления безмерного употребления спиртного, на фоне полного отсутствия критического отношения личности к безудержной алкоголизации. В постприступном периоде пациент не в состоянии объективно обосновать вызвавшие эксцесс причины, высказывая в качестве самозащиты надуманные и формальные доводы. При этом следует учитывать, что возможные случаи дипсомании относятся к редким и труднокурабельным состояниям.
В развитии алкоголизма Jelinek Е. М. выделяет следующие четыре фазы с учетом характера потребления алкоголя:
  1. Предалкогольная фаза, или стадия прогредиентного облегченного употребления алкоголя, часто мотивируемого социальными факторами.
  2. Продромальная фаза, или стадия возрастания толерантности: характеризуется состоянием оглушения с палимпсестами; навязчивыми мыслями о спиртном, тайным потреблением алкоголя и жадным приемом первой дозы; чувство виновности и избегание разговоров об алкоголе.
  3. Критическая фаза, или стадия обсессивного потребления алкоголя, которая сопровождается потерей контроля над приемом спиртного; заострением характерологических черт, заносчиво-агрессивным поведением; противодействием замечаниям в свой адрес; подавленным фоном настроения; сменой периодов — от полной аверсии — до постоянного потребления алкоголя; утратой друзей, сужением круга общения; переменой мест работы; зависимым поведением, направленным на добычу алкоголя; потерей интересов и критического отношения к собственной личности; стремлением к перемене места жительства; конфликтными ситуациями в семье; беспричинным негодованием, попыткой «сохранить лицо»; нерегулярностью питания; падением сексуальной потребности, алкогольной ревностью; опохмелением по утрам; первичным обращением за медицинской помощью в связи с «соматическими» жалобами алкогольного генеза.
  4. Хроническая фаза, или стадия сенсибилизации: длительное, на протяжении всего дня потребление алкоголя; этический распад; нарушение памяти; преходящие алкогольные психозы, выпивки с людьми ниже по рангу, употребление суррогатов, падение толерантности к алкоголю; состояние страха; тремор, психомоторное торможение; питье с характером одержимости; более легкая доступность к лечению.

Лабораторные исследования могут быть применены для диагностики алкоголизма, но они не гарантируют достоверность постановки диагноза. Главной причиной такого положения является тот факт, что указанная категория лиц довольно часто имеет соматические осложнения (заболевания почек, печени или крови), либо принимает лекарственные средства (антиконвульсанты, барбитураты, стероиды и др.), которые могут показать ложноположительную реакцию в связи с индукцией ферментов. До настоящего времени нет единого лабораторного теста, с помощью которого можно было бы провести скрининг на алкоголизм. К наиболее часто применяемым исследованиям относят изучение таких показателей как: гамма-глутамилтранспептидазы (ГГТ), среднего объема эритроцитов, ферментов печени, липопротеидов высокой плотности, характеристики которых имеют тенденцию к повышению. У лиц, злоупотребляющих алкоголем отмечается увеличение концентрации мочевой кислоты, мочевины и триглицеридов в сыворотке крови.
Наиболее достоверным показателем принято считать исследование ГГТ, повышение активности которой регистрируется у 80% хронических алкоголиков, независимо от пола и от того, есть ли у них явное поражение печени или нет. При этом уровень ГГТ напрямую зависит от количества потребляемого алкоголя.
Средний корпускулярный уровень эритроцитов (MCV) превышает норму примерно у 60% зависимых от алкоголя людей, чаще у женщин. При исключении всех других возможных причин, повышение MCV является надежным показателем постоянного чрезмерного употребления алкоголя. Следует учитывать, что для того, чтобы этот показатель пришел к норме в постабстинентный период, необходимо воздержание от алкоголя на срок не менее одного месяца. Таким образом, исследование MCV может быть использовано при оценке и контроле качества проведенной терапевтической тактики.
В связи с тем, что алкоголь довольно медленно выделяется из крови, и его повышенная концентрация после введения определяется еще в течение 24 часов, данное исследование не позволяет достоверно разграничить отдельный эпизод бытового пьянства от хронического злоупотребления алкоголя.
Для пациента с синдромом алкогольной зависимости отказ от дальнейшего приема спиртного является первой важной ста-
дней лечения, которая должна проводиться в стационарных условиях. Больные с признаками алкогольной интоксикации или абстиненции подлежат госпитализации по неотложным показаниям в случаях:
  • наличия указаний на перенесенные в прошлом тяжелые состояния абстиненции;
  • средней и тяжелой степени острой алкогольной интоксикации, коматозных состояний, измененных форм опьянения;
  • абстинентного синдрома (синдром отмены, лишения, депривации);
  • компульсивных форм влечения к алкоголю (на фоне особых состояний сознания, алкогольного неистовства);
  • запойных состояний;
  • судорожных пароксизмов (алкогольная эпилепсия);
  • острых алкогольных психозов;
  • тяжелых интоксикационных поражений жизненно важных органов и систем (энцефалопатия, кардиомиопатия, гепатиты, нефриты, панкреатиты, полиневропатия, клиника гастритической и интестинальной алкогольной интоксикации и др.);
  • осложнения и побочные эффекты лекарственной терапии;
  • алкогольный травматизм;
  • постинтоксикационное обострение до степени ургентно- сти сопутствующих соматических заболеваний (Сосин И. К., Чуев Ю. Ф., 2005).

В менее сложных случаях воздержание от алкоголя можно сопровождать амбулаторными видами наркологической помощи.
Клинико-психопатологическая оценка психических и поведенческих расстройств вызванных употреблением алкоголя определяется в соответствии с нижеследующими классификационными категориями МКБ-10.

Источник: Чуприков A.П, Педак А.А., «Клиническая наркология» 2006

А так же в разделе «  Глава 1 Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя (F10.-)  »