Два сопутствующих фактора возникновения слухов

1. Фактор личностного статуса. Сообщая интересные сведения, человек привлекает к себе внимание, на время становится коммуникативным лидером. Некоторые при этом надеются продемонстрировать как бы близость к предмету общего интереса (политику; актеру, спортсмену), к референтной группе или к органам, принимающим решения. Тем самым распространяющий слух поддерживает свой статус неформального лидера мнения, повышает или подтверждает значимость собственной персоны в глазах окружающих и в собственных глазах. В каждом большом коллективе найдется хотя бы один такой информационный лидер. Достаточно что-то сообщить ему, и об этом вскоре узнают все.

2. Фактор эмоционального баланса. Выяснилось, что циркулирующий слух может временно оптимизировать эмоциональный баланс в группе, т. е. понижать или повышать эмоциональное напряжение до оптимального уровня.

Члены группы, живущие продолжительное время в напряженном ожидании, испытывают непреодолимое желание обсуждать между собой возможные опасности. Парадоксальным образом даже распространение слухов-пугал способно на время снизить эмоциональное напряжение: срабатывает эффект афилиации, ощущение принадлежности к общине.

Участники войны, подразделение которых долго пребывало во втором эшелоне, так и не дождавшись выхода на передовую

238

(незавершенный гештальт), сохраняют более страшные воспоминания о войне, чем их соратники, прошедшие пекло передовой. Самые страшные воспоминания о блокаде у тех, кто долго прожил в напряженном ожидании голода, хотя настоящего голода не испытал...

Благодатную почву для слухов создает и противоположное эмоциональное состояние - скука. Н. В. Гоголь, рассказывая о причине столь бурных страстей вокруг персоны Чичикова, подчеркнул, что три месяца перед тем в городе N не было никаких событий, вестей или хотя бы сплетен, которые, «как известно, для города то же, что своевременный подвоз съестных припасов».

Слухи насыщают· жизнь общества псевдособытиями, которые частично компенсируют дефицит событий и эмоций. Однако такая форма психологической компенсации (другие формы: злоупотребление алкоголем и т. д.) влечет за собой опасность непредсказуемых действий и потери контроля и становится первым признаком разложения группы. Опытные офицеры знают, как опасно надолго оставлять солдат без дела - это чревато потерей дееспособности подразделения. А на судах в дальнем плавании график всевозможных мероприятий и дел составляется так, чтобы у членов команды практически не было свободного времени [174, 111-116].

Живучесть слухов коренится не только в том, что они компенсируют неудовлетворенность в обеспечении нужной информацией. С помощью успокаивающей формулы «всем плохо, не мне одному» слухи позволяют снять эмоциональное напряжение.

Конечно, все сказанное не составляет секрета и для провокаторов, занимающихся преднамеренным подсаживанием слухов. В их техническом задании могут быть четко обозначены сюжет и аудитория, если предварительно была нащупана информационная ниша. Иногда задание носит более общий характер: например, подготовить психологическую почву для вбрасывания на рынок нового товара, обеспечить симпатию (или неприязнь) к определенному лицу; в подобных случаях запуск слуха способен сыграть важную, а то и решающую роль.

Социальные и психологические источники возникновения слухов

Среди социальных причин, порождающих слухи, в первую очередь, необходимо выделить отсутствие или дефицит информации

239

по волнующим людей проблемам или событиям, а также недостаточную оперативность, запаздывание в подаче информации. Именно слухи служили основным источником информации для населения в постчернобыльской ситуации, когда официальные· источники предоставляли информацию, к которой не было особого доверия. И в этой ситуации более «страшные» слухи оказались более убедительными, чем более «благоприятная» официальная информация.

Восприимчивость к слухам определяется, прежде всего, тем, что они являются легко доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека. Всякий человек ощущает дискомфорт, если у него нет информации о происходящих событиях, и он находится в состоянии неопределенности, информационного дефицита. Вот этот дефицит 'и восполняют слухи. Под влиянием слуха его получатель ощущает себя информированным. Однако при этом его взгляды и поведение попадают в определенную зависимость от содержания слуха. Этим определяется роль слухов в манипулировании сознанием.

Слух, вероятно, есть косвенное проявление коллективного бессознательного, определенных архетипических (по К. Юнгу) феноменов. Это ответ на коллективные тревожные ожидания, хранящиеся в каждом.

Если официальные факты имеют авторство, то слухи принципиально анонимны. Здесь имеет место как бы утрированный вариант разговора с самим собой, дневника. Только если дневник это разговор индивидуального сознания, то слух - это разговор коллективного сознания с коллективным же сознанием.

В известном смысле слухи представляют собой желаемую информацию. Ведь даже негативные предсказания в них все равно принимаются на веру. Такова наша психология восприятия информации.

Источник: В. П. ШЕЙНОВ, «МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ» 2010

А так же в разделе «Два сопутствующих фактора возникновения слухов »