4.2. РЕВНОСТЬ

Такие феномены супружеской жизни, как ревность и измены, являются крайне сложными для изучения средствами психологии и социологии. Как правило, чувство ревности рассматривается либо с теоретических (умозрительных) позиций, либо с позиций психотерапии. Существуют различные определения чувства ревности в отношениях между мужчиной и женщиной, в рамках которых акцент делается на положительные или отрицательные стороны этого явления, например: ?

Ревность — это составная часть половой любви, интимной дружбы, она говорит о силе влечения. ?

Ревность — эмоция, не присущая любви, тень в отношениях людей. ?

Ревность — эгоизм в половых отношениях.

Все эти подходы рассматривают ревность не как самостоятельный феномен, а как компонент чувства любви. Ревность может сопутствовать различным состояниям в любви, связана с неуважением в любви, обманом в ней, ее потерей, опасением ее потерять.

Чувство ревности может проявляться по-разному на различных фазах любовных отношений: в период ее развития, ее пышного расцвета, неизбежного старения (Заславская Т. М., Гришин В. А., 1992).

У некоторых людей ревность проявляется уже на первой стадии развития любовных отношений — воображение идеального любимого, платоническая любовь к человеку, похожему на идеал.

Вторая фаза характеризуется высокой интенсивностью страсти и пламенных чувств, которые являются благоприятными условиями для возникновения ревности. С этим хорошо согласуется теория Д. Делиса о дисбалансе в любовных отношениях, по которой в период возникновения взаимной любви оба партнера одинаково обеспокоены тем, как относится к нему любимый человек, и оба опасаются потерять любимого. Однако в случае развития неуравновешенных отношений («парадокса страсти») у одного из партнеров (более вовлеченного в отношения по тем или иным причинам) развиваются мучительные чувства ревности из страха быть покинутым (Делис Д., 1994).

Третья фаза развития любовных отношений — период, когда чувства становятся более спокойными, родственными. Ревность, если она была присуща этому союзу, редко сохраняет свою прежнюю силу, ее интенсивность уменьшается.

Возможно существование так называемой «установки на ревность», то есть внутренней готовности встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание соответствующего поведения. Как правило, такая установка формируется уже в юношеские годы, если ребенку с детства приходится быть свидетелем неверности родителей, а молодому человеку — друзей, сослуживцев. Тогда может сформироваться так называемая «предусмотрительная ревность», то же самое поведение ожидается от супруга. Если же довелось испытать неверность любимого или супруга, ожидание неверности может быть перенесено и на другого партнера.

Т. М. Заславская и В. А. Гришин выделяют следующие типы ревности: 1.

Собственническая ревность. Ее «девиз»: «Вещь всегда должна принадлежать своему хозяину». Этот тип ревности обязательно связан с сильным переживанием измены партнера с угрозой разрыва отношений. Возможны следующие причины собственнической ревности: она может быть спровоцирована изменой или подозрительным поведением партнера, вызвана охлаждением чувств любимого, отсутствием информации о нем, разлукой, компрометирующей информацией. Достаточно часто имеет место беспочвенная ревность, по поводу которой супруги обращаются в психологические консультации (Алешина Ю. Е., 1994). Следует также иметь в виду, что не каждая ситуация даже реальной измены вызывает сильное чувство ревности партнера. К тому же ревность может существовать и без любви. Развитию собственнической ревности в сильной степени способствуют определенные черты характера, такие, как властолюбие, эмоциональная холодность, неспособность прощать, педантическое упрямство, любовь к «порядку во всем» и просто неумение уважать личность другого человека. 2.

Ревность отущемленности. Свойственна обычно людям с тревожно-мни- тельным характером, неуверенным в себе, с комплексом неполноценности, со склонностью к преувеличению опасности. Чувству ревности этого типа способствует низкая самооценка, которая, в свою очередь, может возникать уже до брака, а может быть вызвана неправильными действиями другого человека или переживанием своей сексуальной несостоятельности. Для таких людей характерно нежелание допустить сравнение с возможным соперником из опасения проиграть в глазах любимого человека. При собственнической ревности больше страдает тот, кого ревнуют, при ревности от ущемленности сомнения больше мучают самого ревнивца. 3.

Обращенная (отраженная) ревность. Психологический механизм ее образования следующий: источником ревности служит проекция собственной супружеской неверности, ненадежности на другого партнера. Логика такой ревности проста: если я могу стать объектом любви другого, то наверняка и мой брачный партнер на это способен. Так, неверные мужья и жены часто оказываются чрезмерно ревнивыми. Тип личности такого ревнивца так же непривлекателен, как и при собственнической ревности. Сама же ревность наиболее далека от любви (заведомо возможна измена для ревнующего).

Существуют и особенности чувства ревности, специфические для мужчин и женщин. Так, мужская ревность часто проявляется как результат традиционно преимущественного права мужчин перед женщиной, мужчины чаще подают на развод по причине измены жены, хотя в целом мужчины изменяют чаше.

Женская ревность имеет свою социально-биологическую основу. «Средний мужчина, — пишет Д. Майерс, — в течение своей жизни вырабатывает триллионы сперматозоидов, которые биологически обходятся намного дешевле яйцеклеток. Более того, за то время, пока женщина вынашивает одного зародыша и затем выкармливает родившегося ребенка, мужчина может распространять свои гены, оплодотворяя многих женщин. Поэтому женщина с осторожностью тратит свои репродуктивные ресурсы, подыскивая партнера по признакам здоровья и процветания... Таким образом, утверждают эволюционисты, самцы стремятся к количеству, а самки — к качеству» (Майерс Д., 1999, с. 240—241). К этому можно добавить, что в период беременности и кормления женщина напрямую тратит свои ресурсы — происходят изменения в крови, костях, органах матери. С каждой беременностью организм разрушается. В период воспитания ребенка профессиональные интересы женщины оттесняются приоритетностью интересов детей.

Вынашивание и вскармливание ребенка имеет обязательным условием защиту и помощь отца, природой женщине вручено право полагаться на его преданность, поэтому озабоченность ответными чувствами мужчины у женщины социально и биологически обусловлена в пору ухаживания и первых лет брака. Считается, что в эти периоды женщина более ревнива. Она не свободна от этих чувств в той мере, как не свободна от природного желания иметь детей — это не вина, а скорее слабость (Заславская Т. М., Гришин В. А., 1992).

Можно было бы заметить, что в помощи мужчины-отца заключается не столько потребность (необходимость) самой женщины — одинокие женщины, по статистике, более здоровы, финансово обеспечены и располагают большим досугом, чем замужние и матери-одиночки, — сколько потребность человечества в целом. Женщины могут не выходить замуж, не рожать и не воспитывать детей (эти тенденции становятся все более выраженными). Но вряд ли люди (в совокупности мужчин и женщин) способны осознанно смириться с собственной бесперспективностью, отсутствием будущего. Вслед за взаимным отказом от ответственности друг за друга, за детей и за семью неизбежно наступает распад отношений. Образно можно сказать, что женщины дольше «держат линию фронта» в ответственности за семью — возможно, в этом есть что- то природное.

Различия между полами касаются и особенностей «направленности» ревности. «Мужчины больше всего ревнуют, когда их партнерша занимается сексом с кем-то еще. Женщины испытывают наибольшую ревность, когда их партнер эмоционально привязывается к другой. Психологи-эволюционисты считают, что эти гендерные различия отражают естественную обеспокоенность мужчин по поводу достоверности их отцовства и естественную потребность женщин в заботе со стороны их партнера» (Buss D., 1994. Цит. по: Майерс Д., 1999).

Каковы же причины ревности?

В настоящее время чрезвычайно распространены взгляды о том, что ревность — прежде всего проблема самого «ревнивца», в связи с чем психотерапевтическая работа должна быть направлена на «перестройку» его (чаще ее) отношения к реальности, на принятие реальности как таковой.

Нам кажется, что в проблеме супружеской ревности можно выделить несколько аспектов: 1.

Личностные особенности «субъекта ревности» («ревнивца»). Известно, что более тревожные, эмоционально неустойчивые, а также имеющие низкую самооценку люди более подвержены переживаниям, сомнениям в своей привлекательности, в возможном охлаждении чувств любимого человека, что может перекликаться и с их сомнениями в собственной компетентности и в других сферах. Вероятно, более ревнивы также люди с эпилептоидными чертами характера.

І «Когда ревность является личностной чертой, индивидуум харак- | j теризуется в первую очередь своей готовностью к ее проявлению. I

I Ревность провоцируется совершенно невинными поводами, трудно S

| подавляется и время от времени вспыхивает вновь. |

I ...Ревнивец постоянно живет в страхе, что его партнер ему неверен | j или, во всяком случае, может ему изменить. Эти мысли целиком овла- jj

І девают им, и он все время подозревает своего партнера, следит за j

I ним, требует доказательств верности. Доказательства не приносят ему 1

І успокоения, поскольку верность в принципе доказать довольно труд- I

І но. Начиная с провокационных вопросов и разговоров, ревнивец по- J

( степенно переходит к сыскным действиям» (Кратохвил С., 1991, с. 220). I 2.

Личностные особенности «объекта ревности» (того, кого ревнуют). Люди сильно различаются по «способности вызывать ревность у партнера». Так, человек очень активный, постоянно завязывающий знакомства с противоположным полом, склонный ко лжи и со слабо развитыми моральными устоями, но зато живой и независимый в поведении обычно оказывается «объектом ревности». Вполне возможно, что эта ревность будет небезосновательна, так как он реально «заслуживает недоверие», то есть вступает во внебрачные связи. Один из вариантов подобного «типажа» подробно рассмотрен Д. Делисом под названием «искатель приключений».

Виновником ревности традиционно считался сам объект ревности и в христианском понимании. «Но муж да не поступает так, чтобы на него достойно падало подозрение. Скажи мне, зачем ты на целый день отдаешь себя друзьям, а жене только на вечер? Поступая так, ты не можешь отклонить подозрения. И если жена обвиняет тебя, не обижайся — это дело дружбы, а не дерзости, это обвинения пламенной любви, горячего расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не окрал ее ложа, чтобы кто не отнял у нее ее высшего блага, не лишил ее главы» (св. Иоанн Златоуст, цит. по: Таинство брака, 2004, с. 38). При этом святитель Иоанн внушал мужьям и женам, что они не должны подозревать друг друга по одним словам или слухам и вообще по каким-либо ничтожным причинам, а тем более не должны ни сами, ни через посторонних людей следить друг за другом, чтобы по легкомыслию или неразумной мнительности не разрушать своего супружеского счастья. 3.

Соотношение личностных свойств возможных «субъекта» и «объекта» ревности. Собственно, здесь речь идет о совместимости партнеров относительно возникновения—отсутствия чувства ревности. Так, союз даже очень тревожно го «субъекта» с человеком, у которого выработаны нравственные нормы, и при этом не очень общительного, чье поведение вполне понятно и предсказуемо (что немаловажно для стабильных супружеских отношений), может быть вполне гармоничным. Можно сказать, что даже очень неуверенный в себе человек не будет (или почти не будет) ревновать своего партнера (партнершу), который «не дает повода» для ревности. В то же время союз человека легкоранимого с партнером, который не считается с чувствами окружающих, при этом активного в отношениях с противоположным полом, нередко флиртующего на глазах у партнера, оказывается очень тяжелым для первого из них.

В свою очередь, брак активного мужчины со склонностью к промискуитету со спокойной, уверенной в себе женщиной на основе трезвых соображений (брак по расчету — «мы живем ради детей», например), а не пламенных чувств может и не вызывать у нее особой ревности даже при явных признаках измен супруга, так как ее брачный мотив рационалистичен — жизнь в семье, трезвое осознание того, что брак все же в ее ситуации лучше, чем развод. В этом случае возможно даже некоторое манипулирование мужем путем продуцирования у него постоянного чувства вины. 4.

Влияние «ситуации». Речь идет о так называемом (по Д. Делису) дисбалансе объективных обстоятельств, когда один из партнеров ведет вынужденно более замкнутый образ жизни (например, жена, ухаживающая дома за маленькими детьми, или безработный муж), а другой супруг имеет полную свободу — вплоть до поездок в другие страны. В этом случае партнер, в жизни которого мало впечатлений и событий, оказывается более вовлечен в эмоциональные отношения со своим супругом (нуждается в большем общении с ним) и вследствие этого может быть склонен к большей ревности.

Последнее, однако, не фатально, сам факт наличия или проявления ревности у супруга, ведущего замкнутый в четырех стенах образ жизни, зависит от его личностных особенностей (и даже типа нервной системы). Спокойная адекватность (нетревожность), эмоциональная стабильность и рационализм препятствуют проявлениям ревности (и «мукам ревности») даже в сложных се- мейно-бытовых ситуациях. В ситуации дисбаланса объективных обстоятельств играет роль и характер личностной направленности — на семью или внешнюю активность и, что очень важно, степень принятия (непринятия) супругой (супругом) своей роли (домохозяйки, пенсионера, безработного и т. п.).

«Ситуационно обусловленная ревность вызвана реальной опасностью измены партнера, конкретными проявлениями в его поведении, зародившими подозрения. „Угрожаемый индивидуум*' стремится предпринять определенные меры для устранения этой опасности. Проявления ревности в таких случаях проходят с исчезновением угрожающей ситуации» (Кратохвил С., 1991, с. 220).

Станислав Кратохвил дает некоторые рекомендации против ревности.

При ситуационно обусловленной ревности и в случае, когда ревность является специфической чертой личности (психопатическое состояние ревности), целесообразно побудить ревнивца к анализу собственной ревности и привыканию к состоянию неуверенности, которая наблюдается в каждом браке. Наиболее всего эти задачи достижимы в рамках групповой психотерапии или групповых «курсов для ревнивцев».

Партнеру не следует реагировать на попытки ревнивца выслеживать и контролировать, он не должен допускать объяснений и оправданий. Ему необходимо категорическим образом пресекать споры по поводу ревности и разговоры на темы, с ней связанные; следует перевести разговор на другой предмет или просто выйти. «Если психопатический ревнивец неисправим и тиранит партнера, то выход один — своевременный развод» (Кратохвил С., 1991, с. 221). При этом, работая с пациентом, страдающим от ревности партнера, важно направить его в первую очередь на понимание того, что ему следует изменить у себя (и никогда у партнера), и на приспособление своего поведения к поведению партнера (а не наоборот).

г

Проиллюстрируем данный принцип примером, который приводит С. Кратохвил.

«Жену, которая жалуется на ревнивого мужа, необходимо подве- | сти к анализу собственного поведения — не провоцирует ли она его j ревность некоторыми своими поступками? |

Если ревность является чертой его характера, следует подвести | жену к выводу относительно невозможности изменить эту черту характе- І ра. Необходимо научить ее правильному поведению с мужем, чтобы I его патологические поведенческие черты приносили ей меньше страда- 1 ний; например, сразу пресекать выслеживания и допросы мужа и не і вступать с ним в споры на темы, касающиеся ревности» (Там же, с. 224). I

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «4.2. РЕВНОСТЬ »