Исследование личности разведенных и состоящих в браке мужчин и женщин

По данным эстонских исследований 1970-х годов, разводящиеся супруги в момент вступления в брак (данные ретроспективных самооценок) были более эгоистичны, менее смелы, общительны и требовательны, чем вступающие в брак. Однако эти различия невелики. Ретроспективные оценки супруга, которые были даны разводящимися, существенно ниже оценок будущего супруга, имевших место при вступлении в брак. Все же интересно заметить, что ретроспективные оценки супруга на этапе развода в общем положительны или нейтральны, только каждый из супругов уже в начале брака считал другого нервным. Кроме того, женщины указали, что их мужья уже тогда были склонны к неустойчивости, непрактичности и легкомыслию (Тийт Э., 2002).

В нашем исследовании (Андреева Т. В., Мусакина А. П., 1999) мы попытались рассмотреть социально-психологические особенности замужних и разведенных женщин, чтобы понять, какие психологические свойства и социальные навыки помогают или мешают женщинам в семейной жизни. Сравнивались замужние и разведенные женщины, стаж семейной жизни которых не превышает пяти лет. Средний возраст в обеих подгруппах составил 25 лет (от 19 до 33 лет).

Использовались следующие методики: «Тест-опросник удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. J1. Романовой и Г. П. Бутенко, тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», тест описания поведения К. Томаса, «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.

Средний возраст вступления в брак замужних женщин в нашей выборке составил 22,2 года, разведенных — 19,5 лет. Эти данные перекликаются с мнением некоторых авторов (Фотеева Е. В., Яффе М., Фенвик Ф.), рассматривающих раннее вступление в брак как фактор риска для его устойчивости. Как мотив вступления в брак подавляющее число замужних женщин назвали лю бовь (90%). Разведенные женщины, кроме любви (60%), называли добрачную беременность, желание уйти из родительского дома и другие мотивы.

Причинами расторжения брака разведенные молодые женщины назвали (по убывающей): разницу во взглядах с мужем, несходство характеров и далее (в равной степени) — проблемы с родственниками, любовь к другому, измену и супружеские конфликты.

Обнаружились различия личностных особенностей между замужними и разведенными женщинами. Замужние женщины более дружелюбны и менее эгоистичны (по методике Лири), более зависимы и склонны к подчинению, менее подозрительны. В то же время их оценки собственной агрессивности и авторитарности превышают в среднем оценки разведенных женщин. Возможно, это связано с их самокритичностью. С другой стороны, кажущееся противоречие можно объяснить тем, что семейная жизнь требует сочетания разнообразных качеств — как уступчивости, дружелюбия, так и напористости и властности.

Наиболее характерной формой поведения в конфликтной ситуации и для замужних, и для .разведенных женщин является избегание, далее идет сотрудничество, компромисс (у разведенных женщин значимо ниже), приспособление и соперничество. Приспособление как стиль поведения в конфликтных ситуациях положительно коррелирует с удовлетворенностью браком в обеих подвыборках, то есть чем больше женщины склонны в конфликтных ситуациях приспосабливаться к мнению мужа, тем выше у них собственная удовлетворенность браком. Впрочем, вектор закономерности проявляется и в противоположном направлении — чем выше у женщины удовлетворенность браком, тем больше она склонна приспосабливаться к мужу. Статистическая связь, как известно, говорит лишь о совместном появлении событий.

Сравнение уровня общей конфликтности по методике проективных семейных ситуаций показало, что разведенные женщины склонны более агрессивно отстаивать свою позицию почти по всем семейным вопросам. Значимость областей конфликтных зон у замужних и разведенных женщин распределяется следующим образом (см. таблицу 16).

Таким образом, и у замужних, и у разведенных женщин на первое место вышли проблемы отношений с родственниками и друзьями. Возможно, это

Таблица 16

Конфликтные сферы у замужних и разведенных женщин Замужние Разведенные Проблемы в отношениях с родственниками и друзьями Нарушение ролевых ожиданий Расхождения в отношении к деньгам Проявление доминирования одним из супругов Расхождения в отношении к деньгам Проявление стремления к автономии Проявление ревности Воспитание детей Проявление стремления к автономии Нарушение ролевых ожиданий Воспитание детей Рассогласование норм поведения Рассогласование норм поведения Проявление ревности

связано с жилищными условиями, ведь очень многим молодым семьям приходится жить вместе с родственниками либо жены, либо мужа.

Замужние женщины, по данным методики с проективными ситуациями семейных конфликтов, склонны больше конфликтовать с мужьями при нарушении ролевых ожиданий и при проявлении ими доминирования. Наибольшие различия между подгруппами выявились по степени конфликтности по проблемам «расхождение в отношении к деньгам» (р < 0,01), а также в отношении «проявления стремления к автономии» (и то и другое более выражено у разведенных женщин). Замужние женщины склонны чаще соглашаться с мужьями, если возникают разногласия в этих областях.

Можно отметить тенденцию различий в отношении к конфликтам, связанным с вопросами воспитания детей у выделенных подгрупп. Средний балл по конфликтности у замужних — 0,125, у разведенных — 0,425. Это говорит о том, что в неблагополучных семьях родители чаще расходятся во мнениях по поводу воспитания детей. Замужние женщины в нашей выборке были склонны присоединяться к мнению мужа.

Относительно благополучными сферами семейной жизни оказались для молодых женщин ситуации рассогласования норм поведения и проявления ревности супругом. Как замужние, так и разведенные женщины в проективных ситуациях по этим вопросам принимают точку зрения мужей, считая, что они в основном правы.

Таким образом, наше исследование показало, что существуют некоторые различия в личностных особенностях замужних и разведенных женщин, хотя эти различия несколько противоречивы — разведенные женщины, наряду с большей эгоистичностью, подозрительностью, независимостью, меньшим дружелюбием, обладают и меньшей авторитарностью. Обнаружены и социальнопсихологические различия у данных групп, заключающиеся в большей конфликтности разведенных женщин во всех областях отношений, в меньшей их склонности стремиться к компромиссным решениям, в различии зон конф- ликтогенности между ними и замужними женщинами.

В исследовании М. JI. Цеханович, проведенном под нашим руководством в 2002 году, исследовались личностные различия между женатыми и разведенными мужчинами. Средний возраст мужчин в той и другой подвыборке — 31 год. Были получены данные о некоторых различиях в ценностных ориентациях — в частности, ценность «счастье других» у мужчин, состоящих в браке, оказалось на 7-м месте, оттесняя даже такие ценности, как «здоровье» и «творчество», а у разведенных мужчин находилось в числе отвергаемых ценностей — на 14-м месте. В то же время лидирующие ценности в двух подвыборках оказались сходными: у женатых — «счастливая семейная жизнь», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», а у разведенных также на первом месте — «семья», однако материально обеспеченная жизнь оттесняет ценность любви на 3-є место, и уже следом за ними расположились ценности здоровья. Таким образом, разведенные мужчины акцентируют свое внимание на здоровье (обычно у тех людей, у кого со здоровьем все в порядке, более важными оказываются другие ценности).

Выяснилось также, что разведенные мужчины несколько более фрустриро- ваны и менее социально адаптированы (судя по коэффициенту социальной адаптации, полученному при использовании методики Розенцвейга). С другой стороны, разведенные мужчины оказались более доминантными, с более высокой самооценкой. В конфликтных ситуациях они более склонны отвечать внешнеобвинительными реакциями (экстрапунитивными) и больше фиксировать свое внимание на препятствии.

Женатые мужчины чаще разведенных склонны реагировать во фрустри- рующих ситуациях импунитивными (безобвинительными) реакциями типа «Никто не виноват». У них больше реакций, направленных на самозащиту. Интересно, что среди женатых мужчин в данной выборке оказалось больше экстерналов, а среди разведенных — интерналов. Возможно, что в настоящее время в нашем обществе настолько сильны различные факторы, разрушающие семью, что экстернальность, которую можно рассматривать как склонность не брать на себя ответственность за все, что происходит в собственной жизни, списывая ответственность на обстоятельства, может даже способствовать сохранению семейного статуса. Интернальность же в некотором роде оказывается как бы непримиримостью к себе и своим промахам и, возможно, не укрепляет семью. В любом случае исследование влияния уровня субъективного контроля на стабильность брака следовало бы продолжить.

Социологами, изучавшими проблему разводов, были выделены такие личностные факторы, как мужской эгоизм, нежелание проанализировать и понять ситуацию, сложившуюся в семейных отношениях, осознать свою роль и ответственность мужа и отца. Появление социально незрелых мужчин обусловлено в значительной степени тем, что многие из них выросли без хорошего примера отца (Соловьев Н., 1985).

У американских социологов существуют две основные точки зрения на закономерности стабильности или разрушения семьи.

Первая из них, подчеркивающая влияние личностных особенностей на стабильность брака, представлена, в частности, американским социологом К. Ке- нистоном. В его отчете о проблемах американских семей, озаглавленном «Все наши дети», была создана яркая картина кризиса семейно-брачных отношений и предлагался следующий выход: чтобы преодолеть семейные неурядицы, необходимо путем морального усовершенствования повысить сознание отдельных членов группы, научить супругов ладить друг с другом и улучшить эффективность родительского воспитания (Keniston К., 1965).

Другой подход ставит акцент на влиянии общества на семью. Представитель этого подхода JI. Шнейдерман писал: «Сваливать вину за развал семьи на образующих ее лиц — значит обвинять самих жертв... Семья будет разрушаться, и процесс разрушения не приостановится до тех пор, пока общество будет объяснять проблемы, возникающие в семье, моральным несовершенством ее членов и не осуществит никаких мер, направленных на то, чтобы разрешить широкий круг социальных проблем, с которыми сталкивается современная семья» (Schneiderman L., 1979).

Вероятно, эти взгляды на стабильность семьи не являются взаимоисключающими.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «Исследование личности разведенных и состоящих в браке мужчин и женщин »