4.4. ПРОБЛЕМА РАЗВОДОВ

Кульминацией разрушительных тенденций в супружеских отношениях является развод.

Существует тенденция к росту числа разводов во всем мире, в особенности усилившаяся с 1960-х годов. Так, в Англии с 1960 по 1970 год частота разводов удвоилась, а затем между началом 1970-х и 1980-х годов вновь возросла более чем в два раза.

Во Франции с 1970 до начала 1980-х годов число разводов тоже увеличилось более чем в два раза. В Швеции и Германии это удвоение произошло в период с 1970 по 1988 год (Ароне К., 1995).

В США на каждые три успешных брака приходится два брака, которые, скорее всего, окончатся разводом (данные на 1995 год). Если в 1970 году лица, состоящие в браке, составляли около 71%, а разведенные — около 2%, то в 1993 году в браке состояли лишь 62%, а около 8% лиц старше 18 лет были разведены (данные на 1994 год; Крайг Г., 2002, с. 803). 1

В СССР в 1966 году, после того как новое законодательство облегчило процедуру разводов, начался всплеск числа разводов (Харчев А. Г., 1979).

В 1970-е годы психологи и социологи начали анализировать причины и мотивы разводов.

Среди причин роста числа разводов различные авторы выделяют (Ароне К., 1995): 1.

Влияние экономических факторов. Американские исследователи утверждают, что частота разводов уменьшается в трудные времена и поднимается во времена экономического благополучия. Так, число разводов в США понижалось в течение Первой мировой войны, повышалось, когда она закончилась, вновь начало снижаться после краха Фондового рынка 1929 года и было относительно низким в течение Великой депрессии и Второй мировой войны. По окончании войны была зарегистрирована высокая частота разводов (пик приходится на период около 1946 года), к 1950-м годам наступила стабилизация и уменьшение количества случаев расторжения брака (возможно, это связано с особенностями поколения, выросшего во времена Великой депрессии). 2.

Влияние политических факторов. Сказывается в том, что в «либеральные» времена и в годы социальных экспериментов количество разводов обычно увеличивается (например, конец 1960-х и 1970-е годы в США). В более консервативные времена число разводов падает (как это было в США в 1980-е годы). 3.

Влияние расовых различий (уровень разводов у чернокожего населения США в два раза выше, чем у белых и испаноязычных) как вероятное следствие разницы в социально-экономическом положении. 4.

Влияние религиозных различий (у католиков уровень разводов ниже, чем у протестантов).

Отечественные психологи выделяют следующие причины большого числа разводов: кардинальные изменения в брачно-семейных отношениях — высокий уровень женской занятости в общественном производстве, образовательный уровень женщин, возникновение противоречий между материнскими и производственными функциями женщин.

Э. Тийт (2002) в 1972—1975 годах на основе опроса 575 пар, вступающих в брак, и 150 пар разводящихся супругов, выделил три группы факторов риска развода. 1.

Факторы риска первого типа связаны с особенностями личности партнеров, вступающих в брак. Сюда относятся такие характеристики, как их происхождение, влияние родительского дома, некоторые социально-демографические признаки, психологические качества, физическое и умственное здоровье и т. д.

Наиболее существенными из них, по эмпирическим данным, оказалось влияние неполной семьи: 67% лиц, вступающих в брак до 16-летнего возраста, воспитывались в неполной семье, а среди разводящихся соответствующий процент составил 57%. Причиной этого, по мнению автора, является недостаточная подготовленность к семейной жизни и низкая оценка брака у воспитанников неполной семьи. Атмосфера в родительской семье также является определенным фактором риска: в холодной или враждебной обстановке росли 3% вступающих в брак и 7% разводившихся.

Хотя общеизвестно, что число разводов в городах выше, чем в сельской местности, негативно на стабильность брака влияет миграция из деревни в город: по статистике, 45% вступающих в брак (в г. Таллинн) родились в деревне, а среди разводящихся таких уже 48%. Причиной этого автор считает ослабление социального контроля над молодым человеком.

Неподходящий возраст вступления в брак, по эстонским данным, проявился скорее в более позднем, чем обычно, вступлении в брак: например, возраст разводящихся, проживших вместе не более трех лет, при создании супружеского союза превышал средний на 2,4 года. При этом треть разводящихся считали неподходящий возраст причиной разрушения брака, но лишь 5% полагали, что они были слишком стары, в то время как 25% считали, что вступили в брак слишком молодыми. 2.

Факторы риска второго типа свойственны паре и связаны с ее первичной совместимостью, обстоятельствами и условиями знакомства и заключения брака. Одним из существенных факторов оказался период знакомства до брака: у 40% разводящихся он был слишком коротким — в среднем полгода. Среди разводящихся было несколько больше лиц, которые встречались редко — раз в неделю или реже (28%). Теснота контактов влияет на знание характера друг друга. На вопрос, знали ли они в момент заключения брака раздражающие особенности будущего супруга, лица, встречавшиеся реже одного раза в неделю, ответили «Не знали» (доминирующий ответ), встречавшиеся один раз в неделю — «Знали частично»; встречавшиеся чаще — «Знали».

Весьма важным является характер отношений в предбрачный период: у 97% вступающих в брак были теплые и сердечные отношения до брака, но у разводящихся такие отношения до брака отмечались только в 80% случаев. Еще более показательно то, что если у вступающих в брак 72% пар в предбрачный период всегда учитывали желания друг друга, то среди разводящихся таких пар было только 42%.

В обоих массивах была практически одинакова доля людей, имевших предбрачный сексуальный опыт: примерно 80% мужчин и 75% женщин.

Различается мотивация брака: если вступающие в брак указали любовь, дружбу и заботу как важные мотивы брака в 95,93 и 87% случаев, то у разводящихся эти мотивы встретились в 60,51 и 43% случаев. Степень принятия брака родителями серьезно сказывается на его «судьбе»: если вообще из всех браков одобряется родителями примерно 82%, то у разводящихся этот процент составил только 37%. 3.

Факторы риска третьего типа возникают в течение совместной жизни супругов. Они связаны с вторичной несовместимостью, в основе которой лежат различия в ценностных ориентациях, несоответствие действительности представлений о супружеских ролях. Некоторую общую информацию о действии этих факторов можно получить путем сравнения брачных ценностей, указанных вступающими в брак, с отсутствием этих ценностей как мотивов развода, заявленных разводящимися. Заметим, что мотивы развода довольно тесно связаны с брачными ценностями: коэффициент ранговой корреляции между мотивами и ценностями равняется для мужчин 0,812 и для женщин — 0,62.

В 1990-х годах в нашей стране усилились разрушительные тенденции в отношении семьи и брака. Так, если в 1990 году на каждую тысячу человек было зафиксировано 8,9 заключенных браков и 3,8 развода, то в 1995 году — 6,5 брака и 4,7 развода. Таким образом, число заключаемых браков снизилось почти на треть, в то время как число разводов примерно на четверть увеличилось.

Со статистической точки зрения, сопоставление числа вступающих в брак и числа разводящихся некорректно, так как это разные совокупности лиц, однако число разводов в настоящее время составляет около 2/3 от числа заключенных в том же году браков.

Изучение мотивов разводов, поданным бракоразводных процессов, привело к созданию разнообразных классификаций мотивов разводов у разных авторов. Под мотивами, как правило, понимаются различные условия, поводы и обстоятельства, повлекшие за собой развод.

Число и важность мотивов сильно варьируются. Примером классификации мотивов разводов может служить следующая (Юркевич Н. Г., 1970): 1)

несоответствие (несовместимость) характеров; 2)

нарушение супружеской верности; 3)

плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников); 4)

пьянство (алкоголизм); 5)

вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак; 6)

осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.

С. В. Ковалев пишет о том, что за указанными мотивами разводов часто скрыты более основательные и серьезные расхождения между супругами. Материалы бракоразводных процессов наиболее достоверны в тех частях, которые свидетельствуют о таких фактах, как пьянство и алкоголизм мужа, измена, создание другой семьи, раздельное проживание по объективным причинам. Субъективные причины разводов всегда очень разнообразны. По таким мотивам трудно судить о реальных причинах расторжения брака. Иногда реальный мотив может подменяться другим.

Основная масса разводов совершается до 40 лет. В 1986 году доля разводящихся мужчин этого возрастного периода составила 73,9%, женщин — 78,3%. Наибольшая интенсивность разводов приходится на возрастную группу 25— 29 лет. Наиболее часто встречающийся возраст расторжения браков (модальный возраст) у мужчин — 28,8 года, женщин — 27,8 лет. Медианный возраст — 32,5 и 29,5 лет (половина всех разводов совершается до этого возраста, а другая половина — после него) (Сысенко В. А., 1989). Существуют данные, что наиболее часто разводятся супружеские пары, состоящие в браке: до 4 лет, 4—5 лет, 10—14 лет (Витек К., 1988). Сопоставление с периодизацией браков показывает, что наиболее опасный с точки зрения стабильности брака период — так называемые «совсем молодые браки» (от 0 до 4 лет). В этот период возникают трудности психологической адаптации, вхождения в роли мужа и жены, распределения обязанностей в семье, проблемы ведения общего хозяйства. Напряженность в отношениях увеличивается при появлении детей, жилищных и финансовых проблем.

Достаточно опасен с точки зрения вероятности разводов период «молодых браков» (5—9 лет). В это время в связи с рождением и воспитанием детей бюджет времени супругов становится весьма напряженным, ограничивается отдых, досуг, возрастают нервная и физическая усталость и финансовые проблемы семьи. Остро встает проблема лидерства в семье и разделения труда. На первые 9 лет совместной жизни приходятся 64,5% распадающихся браков.

«Средние браки» (10—19 лет) характеризуются стабилизацией супружеских отношений. При неблагоприятной динамике отношений между супругами в результате ссор и конфликтов может появиться чувство вражды, ненависти. Доля разводов, попадающих на этот период, — 23,6%.

К особенностям «пожилых браков» (свыше 20 лет) можно отнести отделение детей, оттеснение прежней взаимозависимости по уходу за детьми и их воспитанием на второй и третий план. Возможны такие негативные явления, как некоторая усталость супругов друг от друга, иногда автономия в досуге и развлечениях, определенная дисгармония сексуальных потребностей и возмож ностей, психологическое отчуждение. Наиболее частые мотивы разводов в этот период — пьянство или алкоголизм, измена или подозрение в измене. Удельный вес разводов в браках продолжительностью 20 лет и более — 11,6%.

Инициаторами разводов в большинстве случаев являются женщины. В нашей стране, по данным разных авторов, около 70% разводов происходят по инициативе жен (Чечот Д. М., 1976), в США — около двух третей (Ароне К., 1995). Наиболее активны в расторжении брака молодые жены (до 25 лет), причем женская инициатива в этом вопросе преобладает до 50 лет.

Исследования в Соединенных Штатах и Британии показали (по данным К. Ароне), что работающие замужние женщины (особенно с высоким уровнем образования) охотнее разводятся или живут отдельно, если у них есть кому оставаться с детьми дома.

Вероятно, сходная закономерность существует и у нас, в том смысле, что многие женщины не разводились в ситуациях, когда «некуда податься», при отсутствии собственного жилья, родительской помощи и профессиональной квалификации.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «4.4. ПРОБЛЕМА РАЗВОДОВ »